Виртуальная выставка
Тема войны в творчестве А.И. Курнакова.
Мы сегодня живём в очень сложное время. Нацисты вновь пытаются навязать нам свою волю, заставить жить по волчьим законам. И потому такие даты как
5 августа в жизни нашего города очень важны. Память, благодарная память – свойство неотъемлемое от понятия человек. Мы помним тех, кто ценой своей жизни подарил нам возможность жить в мирном городе, отстроил его после страшных разрушений.
Любовь к родному городу, своей стране – патриотизм, для нас не пустой звук. Настоящим патриотом был Народный художник СССР, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Ильич Курнаков.
Прошедший войну от первого до последнего дня, Андрей Ильич свято хранил память о друзьях – однополчанах, не доживших до светлого дня победы. В обширном наследии художника А. И. Курнакова число сохранившихся работ военного времени не велико, не до того было. А вот послевоенная коллекция достаточно обширна и разнообразна. Давайте вместе рассмотрим некоторые из этих работ. В одном из залов музея «Мемориальная мастерская» размещён небольшой по формату этюд «КП генерала Кустова А.Ф.» 1959 (холст на ДВП, масло) и не всегда привлекает к себе внимание.
В середине 1950-х годов Орловский краеведческий музей заказал трём молодым орловским художником работу по созданию первой в городе диорамы «Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года». Это были братья Андрей и Леонид Курнаковы и Георгий Дышленко.
Их консультировал тогда генерал-майор, в 1943 году полковник Алексей Федорович Кустов. Именно он командовал боем, с которого и началось освобождение.
24 июня 1943 года в самый разгар подготовки к Курской битве Алексей Федорович Кустов назначен командиром 380-й стрелковой дивизии. С 12 по 17 июля 1943 года в ходе Орловской наступательной операции 380-я стрелковая дивизия под командованием полковника Кустова прорвала сильно укрепленный рубеж противника в районе деревни Вяжи Новосильского района Орловской области и в результате наступления заняла свыше 20 населенных пунктов. В этих боях Кустов был ранен. Это его героические бойцы 380-й, разведчики Василий Иванович Образцов и Иван Дмитриевич Санько.
5 августа водрузили флаг освобождения над домом по улице Московской в городе Орле. Только за 26 дней боев на орловской земле 2198 бойцов и командиров 380-й дивизии Алексея Федоровича Кустова были награждены орденами и медалями. В их честь, а также других стрелковых дивизий, поддерживавших танковое наступление, 5 августа 1943 года прозвучал в Москве первый салют. 5-ой, 129-ой и 380-ой дивизиям присвоено наименование «Орловских».
Работа «КП генерала Кустова» – скорее всего один из многих подготовительных этюдов к диораме. Известно, что открытие первой диорамы, находящейся в краеведческом музее города Орла «Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года», состоялось в 1960 году.
Работа, хранящаяся в нашем музее, датирована 1959 годом. Художники вместе с А.Ф. Кустовым не однажды выезжали на Зушу, внимательно изучали местность, слушали комментарий командира.
На этюде «КП генерала Кустова» изображена холмистая местность, такая характерная для Орловского края, залитая солнцем. Пластичным мазком, свойственным масляной живописи, которой А.И. Курнаков отдавал предпочтение до конца 60-х годов, художник передает все особенности рельефа местности. Обрывистый берег, и известковая порода, выступающая из-под неяркой июльской зелени, речушка, журчащая у обрыва, небольшой кусочек чистого голубого неба создавали бы ощущение безмятежности, если бы ни понимание того, что именно эти холмы нужно было форсировать, преодолевать, поливать кровью идущих в наступление солдат.
Тема войны болезненная и святая никогда не оставляли Андрея Ильича. К ней он возвращался вновь и вновь. Память, реквием… Дословно «реквием» – заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. От латинского reguies – «покой», «успокоение». Уже в 1990г. он пишет пейзаж «Спасский реквием»1990 (холст на ДВП, темпера).
Во время войны родина И.С. Тургенева село Спасское 24 октября было оккупировано немецко-фашистским захватчиками. Враги сожгли село, богадельню, церковную сторожку, усадебные строения, сильно пострадал семейный склеп, каретный сарай, пересох пруд.
В 1941 году бои по освобождению велись, в том числе и на территории музея-заповедника. 27 декабря усадьба И.С. Тургенева и село Спасское-Лутовиново были освобождены. В парке, в просвете, обрамленном нависшими мохнатыми ветвями, виднелся дом, разоренный, замусоренный, но все же уцелевший. Таким предстал перед солдатами «флигель изгнанника». Ему повезло. Огонь, добравшийся до него, удалось потушить. Голые стены, грязь, копоть. После освобождения Спасского во флигеле усадьбы Тургенева располагался медсанбат.
Отсюда и захоронения 1942-43 годов. Бойцы Красной армии, отбивая территорию священной для каждого русского земли, не щадили свои жизни. Со временем территорию очистили от мин и снарядов, восстановили, уничтожили следы войны, но память о тех, кто сложил свои головы, защищая эту землю, сохранена. Впервые вопрос о переносе братских захоронений 1942-43 годов и создания мемориала в честь воинов, погибших на Спасской земле, встал в 1979 году. Окончательное решение по этому вопросу было принято в 1984 году. В списке захоронения значится 99 имен, все они высечены на мраморной плите мемориала. Скромный обелиск героям на территории парка сохраниться навечно, как Спасский реквием.
Название «реквием» совсем не случайно. Художник продумал каждую деталь, каждый штрих, для этого произведения начиная от названия, продолжая идею в колорите, заканчивая, понятным для всех, подтекстом. Как композитор, делая паузы или усиливая звучание инструментов, ведет слушателя за собой, так и Курнаков-художник, используя доступные ему способы, старается провести зрителя за собой в мир своих переживаний. Первое что он делает - выбирает то время года, которое связано с печалью, уходом. Это уже ни та осень, дарящая теплые всполохи «в багрец и золото» одетых лесов, да и парк еще не сбросил своего золотистого наряда, но листья уже пожухли и тихо ложатся на замерзающую землю. Пушистые хлопья первого снега добавляют пронзительности в описываемый Курнаковым пейзаж. Темный обелиск на переднем плане освещен неярким солнцем, написан серой и синей красками и потому не перегружает картину.
Голубые, синие, ультрамариновые тени плетут необычный узор, плавно переходящий в тени векового дуба, привлекая внимание зрителя к освещенной неярким солнцем золотистой березе. Уходящая перспектива дает ощущение глубины и как высокая пронзительная нота звенит где-то там, в ясном голубом небе. Художник, отдавая низкий поклон памяти тех, кто сложил свои головы за Россию, как бы говорит нам: жизнь продолжается!
Основа творчества Андрея Ильича Курнакова – Человек, его единство с миром родной природы. Природы, как неисчерпаемого источника познания и самопознания. В картинах кисти Курнакова природа, пейзаж – это еще и возможность раскрыть свои мысли, эмоции, переживания, возможность поделиться чувствами со зрителем. Его пейзажи всегда «говорящие», всегда заставляющие думать. «Патриотизм, - писал Белинский, - состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний». Именно таким и является патриотизм художника Андрея Ильича Курнакова.
И.Е. Барсукова, М.Н. Самаричева