Благодаря проходившей в середине лета – начале осени 2022 года в залах Орловского музея изобразительных искусств выставке «Александр Бурганов. Скульптура. Графика» обнаружился требующий исправления пробел, связанный с историей материального культурного наследия нашего города.

Удивительно, но в краеведческих источниках не указан автор находящегося в самом центре Орла интересного художественного объекта. Это знакомая большинству горожан и любимая ими с детства декоративная скульптурная композиция «Кони» бассейна-фонтана, расположенного в Детском парке на левом берегу Орлика, неподалеку от места его слияния с Окой.

Оказалось, что она выполнена Александром Николаевичем Бургановым, – получившим международное признание мастером, ныне действительным членом Российской Академии художеств, Народным художником России, Лауреатом Государственной премии СССР, доктором искусствоведения, профессором Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. 

Александр Николаевич Бурганов

Его имя прочно связано с Орлом: здесь находятся три выполненных им монумента военно-исторического характера. В 1966 году на Стрелке, где зарождался город-крепость, в ознаменование 400-летия его основания, появился мемориальный комплекс с высоко взметнувшейся вверх стелой, включающий скульптурную группу «Победа» в честь освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков 5 августа 1943 года. В 1972 году на Комсомольской площади установлен памятник комсомольцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, а в 1976 году, на Брестской улице, у Тургеневского моста, – памятник героям Гражданской войны («Каховка»). 

Эти монументы были созданы молодым скульптором по инициативе необыкновенно деятельного человека, талантливого организатора, – Альберта Петровича Иванова (1931-2018), удивительно много сделавшего для развития и благоустройства нашего города. В 1960-е годы он являлся заместителем председателя Орловского горисполкома и начальником областного управления коммунального хозяйства, в 1968 году избран первым секретарём Орловского горкома КПСС, в 1975-1978 годах был секретарем Орловского обкома по промышленности; впоследствии стал заместителем, первым заместителем Министра и Министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. 

Альберт Петрович Иванов

Александр Николаевич Бурганов вспоминает, что после открытия в 1966 году мемориального комплекса в честь 400-летия основания Орла, к нему снова обратилось руководство города в лице Альберта Петровича Иванова с просьбой сделать скульптуру для Детского парка. Остановились на декоративной композиции «Кони», которая включала и игровой смысл. «Эта тема была мне близка, отражена в моей дипломной работе и получила зрительское одобрение на ряде выставок»

Фрагмент дипломной работы «Купание коней». 1959

Композиция «Кони» была выполнена из бетона на знаменитом экспериментально-скульптурном комбинате Московского Союза Художников в Бабушкине. «И позже её установили в соответствующей части парка в городе Орле. Предполагалась частичное украшение скульптуры смальтой». Над мозаикой, по эскизу Александра Николаевича, работал скульптор Иван Павлович Казанский, – ныне академик Российской Академии художеств. 

В отличие от предшествующей работы Александра Николаевича, – монументальной скульптурной группы «Победа», «Кони» имели иное назначение и по контрасту с ней отличались ярко выраженным декоративным характером, будучи ориентированы, в первую очередь, на детское восприятие.

Заместитель директора по науке Московского государственного музея «Дом Бурганова», действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, Марина Александровна Бурганова, дочь Александра Николаевича, кратко охарактеризовала эту работу для Детского парка в Орле: «Композиция «Кони» имеет принципиальное значение для творчества скульптора. Здесь впервые был воплощён разработанный автором принцип нового пластического формообразования: минималистическая и монументально-декоративная трактовка фигур. Автор создал лаконичный, декоративный образ пасущихся коней. Фигуры расположены перпендикулярно друг к другу, что позволило создать уникальную авторскую пространственную композиционную схему и узнаваемый художественный образ, к которому на протяжении своего творческого пути А.Н. Бурганов обращался неоднократно».

Размещённая в чаше фонтана на ровной площадке у берега композиция «Кони» выразительна во всех ракурсах. Она хорошо соотносится своим размером и формами с окружающими территорию парка пространством и ясно воспринимается на фоне мемориального комплекса на Стрелке и городской застройки на Пролетарской горе и правом берегу Оки.

***

Территория Детского парка не всегда блистала ухоженностью, и запылённые «Кони», безмолвно замершие в постоянно пустующем резервуаре недействующего сооружения, нередко вызывали грустные чувства. Иногда один из коней, склонивший вниз голову, мог попить водички из образовавшейся дождевой лужицы или пощипать пробившуюся между плитками мощения зелёную травку. Часть кусочков смальты декоративной мозаики постепенно осыпалась. Это запечатлели фотографии прошлых лет.

Фото Андрея Васильевича Киреева. 13.04.2008 Фото Андрея Васильевича Киреева. 09.10.2011 Фото из архива Ольги Викторовны Бубенцовой. 1984

В 2013 году фонтан «Кони» был восстановлен. СМИ сообщили о том, что проведён косметический ремонт, а капитальный намечен на следующий год. Полые изнутри и имеющие металлические каркасы фигуры коней разберут, проверят их «начинку» и соберут вновь; восстановят мозаику из смальты. 

Однако автором композиции «Кони» был назван не Александр Николаевич Бурганов, а проводивший реставрацию орловчанин. Не указывая его фамилию, применив штрихпунктир, приведём несколько цитат.

«Уложили мозаику, скрыли сколы и трещины на основных скульптурах, облицевали новой плиткой «водоем», устроили несколько искусственных гейзеров и установили подсветку» («Кони снова пьют воду», - Орловский городской портал vOrle.ru. 19.09.2013).

«Хорошо известный орловчанам фонтан «Лошади» получил своё второе дыхание. Он был открыт ещё в 60-ые годы прошлого столетия. Создателем «Лошадок» стал — ∙ ∙ —. Ранее они представляли собой бассейн, наполненный водой. После реконструкции, теперь, это динамичный, яркий и первый в городе по-настоящему современный фонтан. Шесть пенных струй, бьющих на высоту до полутора метров, и подводные светильники создают красивое зрелище, особенно в вечерние часы… Кстати, в реконструкции фонтана участие принял и сам его создатель — ∙ ∙ —. Конструкцию переделывать не стали, ведь именно такой её любит и помнит уже не одно поколение орловчан», - Информационный портал «Истоки». 19.09.2013).

Но уже в августе 2015 года в интернете появилось сообщение, касающееся режима действия подсветки и общего состояния объекта: «Включают по праздникам, Всё уже рушится. Бедные лошадки стоят в мусоре и грязи».

Фото Андрея Васильевича Киреева. 07.09.2020

Последняя версия восстановленного фонтана с бьющими вверх на различную высоту струями, новой подсветкой и отреставрированной композицией «Кони» предстала перед посетителями Детского парка в начале сентября 2020 года, когда он открылся после масштабной реконструкции. Мозаичный декор на фигурах коней был полностью заменён.