В 1990 году из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Е.В. Вучетича Орловской картинной галерее (вскоре изменившей статус на Музей изобразительных искусств) была передана на хранение Тихвинская икона Божией Матери, датированная серединой XIX века. Образ 56 х 30 см написан на дереве, темперой по левкасу и покрыт металлическим окладом.
Иконографический тип Одигитрии (Путеводительницы), к которому восходит Тихвинский образ, отличается строгой сдержанностью Богоматери и Младенца Христа, изображаемого подчеркнуто «независимо» от Девы Марии: в пропорциях и с волосами взрослого человека, с прямой осанкой, серьезным, даже повелительным взглядом. Богоматерь типа Одигитрии изображается по пояс, Богомладенец сидит на Ее левой руке, поджав правую ножку с обращенной на зрителя стопочкой. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой держит свернутый свиток. В отличие от близкой по иконографическому типу Смоленской иконы Божией Матери, в Тихвинской Она склоняет голову к Своему Божественному Сыну.
Литературным источником образа стало «Сказание об иконе "Тихвинской Богоматери"», повествующее о ее чудесном явлении в пределах Новгорода, «светозарно шествуя по воздуху» в 1383 году и последующих перемещениях до реки Тихвинки, где для нее была специально возведена Успенская церковь. Накануне своего венчания на царство, в 1547 году, поклониться святыне приезжал Великий князь Иван Грозный. Впоследствии, в 1560-м, на Тихвине был учрежден монастырь.
«Сказание» повествует о написании образа либо евангелистом Лукой в I-м, либо по распоряжению патриарха Германа в VIII веке. Протограф, находящийся в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре, выступает подтипом иконографии Одигитрии.
На иконе из ОМИИ изображение Богоматери фронтальное, поясное; голова чуть склонена к левому плечу, взгляд и правая рука обращены к Младенцу Иисусу, левая придерживает Его. Спаситель восседает на левой руке Богоматери: правая рука воздета в благословляющем жесте, левая с развернутым свитком опущена. Мать и Сын смотрят друг на друга.
Тщательное живоподобное письмо, с яркой подрумянкой на ликах Богородицы и Младенца Христа, не согласуется с упрощенно-условным изображением рук. Доличное письмо (скрытое окладом) скорее напоминает цветовую роскрышь с обозначением складок без их дальнейшей проработки. Трактовка ликов и характерный орнамент оклада восходят к традиции XVIII столетия.
Металлический, предположительно, медный оклад иконы исполнен в невысоком рельефе, с пышными пальметтами. Образ вставлен в раму в виде иконного поля с лузгой, позолоченную по левкасу, поверх красно-коричневой красочной основы, с накладными металлическими виньетками по углам. На раме – утраты и трещины до грунта, позолота преимущественно стёрта. Нимбы – в виде сияния, исходящих золотистых лучей; над головой Богоматери царская корона, увенчанная крестом. В левом и правом верхних углах средника – круглые медальоны с выбитыми буквами «ΜΡ» и «ΘΥ».
Оборот иконной доски затянут бортовкой, вверху и внизу по центру вставлены узкие металлические скобы, крепящие икону к раме из попарно составленных реек.
Икона из фондов ОМИИ представляет типичный пример образа, бытовавшего в синодальный период в жилом доме, гражданском, учебном учреждении или храмовом пространстве с обращением к традиции допетровской русской иконописи. Народный вкус, эстетическое восприятие церковной художественной культуры отражен как в живописном исполнении иконы, так и в ее декоративном оформлении, и дает представление о подобных произведениях провинции Центральной России Нового времени.
Лазарева Т.В.
- Кириллин В.М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 1 (15). С. 102 – 120.
- “Пречистому образу Твоему поклоняемся...” СПб., 1995. С. 209
- Шалина И.А. Тихвинская икона Божией Матери / Чудотворные иконы России. Изд-во РПЦ, 2004.