Выставка «Игрушка XX века. Воспоминания детства» (из музейных и частных коллекций)
- Информация о материале
Открытие состоится в Орловском музее изобразительных искусств 11 мая 2012 года в 15.00.
В последние десятилетия возрос интерес людей к своей истории. В конце 1980-х годов возвращаются традиционные для России праздники: Рождество, Пасха, Троица, Масленица и др. При этом особое внимание уделяется атрибутике традиционных празднеств, включая тряпичную куклу. Не случайно она занимает основное место в экспозиции выставки. Здесь представлены образцы обрядовой куклы различных регионов России, включая Орловскую область.
Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года
- Информация о материале
В Международный день музеев 18 мая 2024 года Орловский музей изобразительных искусств посетил представитель известного старинного дворянского рода Скарятиных – Алексей Олегович Белов-Скарятин. Он впервые воочию увидел находящийся в постоянной экспозиции музея, хорошо известный ему по многочисленным воспроизведениям, «Портрет Марии Михайловны Скарятиной, урожденной княжны Лобановой-Ростовской (1851-1921)», созданный в 1877 году в технике пастели немецко-французской художницей Фредерикой О'Коннелл (1822-1885).

Никитин Александр Сергеевич. «Трамвай желаний в вечернем городе Орле». (2021)/ Aleksander Nikitin Sergeevich. ”Toiveiden raitiovaunu iltaisessa Orjolin kaupungissa ”. (2021)
- Информация о материале
УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ГОРОДСКИЕ АРТЕФАКТЫ. ОРЁЛ-НОКИА. СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДОВ НОКИА И ОРЛА». (Организатор выставки Орловский музей изобразительных искусств.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Никитин Александр Сергеевич – живописец. Родился 26.11.1955 г. в городе Ливны Орловской области. Учился в Орловском государственном педагогическом институте на художественно — графическом факультете. Стажировался на Академической даче имени И.Е. Репина. Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1991 г. С 2017 г. председатель Орловской региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». С 1974 г. — участник областных, региональных, всероссийских, республиканских выставок.
Работы художника, представленные на выставке:
- 1.«Трамвай желаний в вечернем городе Орле». 2021 г. Холст, масло. 55х75 см.
- 2.«Ночной город Орёл». 2021 г. Холст, масло. 50х70 см.
Aleksander Nikitin Sergeevich on taidemaalari. On syntynyt 26. Marraskuuta 1955 Livnyssä kaupungissa Orjolin alueella. Hän opiskeli Orjolin valtion pedagogisessa yliopistossa taiteen ja grafiikan tiedekunnassa. On ollut harjoittelijana Akateemisessa Dachassa I. Repinille nimetty. Vuodesta 1991 lähtien ”Venäjän taiteilijoiden liitto ”: n yleisvenäläisen julkisen luovan yhdistyksen jäsen. Vuodesta 2017 on ”Venäjän luovan taiteilijoiden liitto ”: n yhteisvenäkäisen luovan julkisen järjestön Orjolin alueellisen järjestön puheenjohtaja. Vuodesta 1974 on osallistunut alueellisiin, alueisiin, yleisvenäläisiin, kansainvälisiin, respublikaanisiin näyttelyihin.
- 1.”Toiveiden raitiovaunu iltaisessa Orjolin kaupungissa ”. 2021 v. Kangas, öljy. 55х75 cm.
- 2.”Yökaupunki Orjol ”. 2021 v. Kangas, öljy. 50х70 cm.
Мероприятие 11.00 07.05.2023 «Музы не молчали. Военный плакат в годы Великой Отечественной войны».
- Информация о материале
11.00 07.05.2023 состоялось мероприятие, посвящённое Государственному празднику 9 Мая Дню 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов состоялось для учащихся Воскресной школы.
Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»
- Информация о материале
20 января 2023 года в Орловском музее изобразительных искусств, накануне 70-летнего юбилея члена ВТОО «Союз художников России» Вячеслава Михайловича Ромашова, состоялось открытие выставки его графических произведений «Суть вещей». На ней представлено свыше ста восьмидесяти произведений, выполненных в различных графических техниках и охватывающих его творчество с 1980-х г. по настоящее время.
На торжественном открытии выставки присутствовали представители законодательной власти Орловской области, творческой интеллигенции и СМИ, художники, руководители учебных заведений и студенты.
Картина Алоиза Толдта «Итальянский пейзаж» из фондов ОМИИ.
- Информация о материале
Картина Алоиза Толдта «Итальянский пейзаж» из фондов ОМИИ.
В 1987 году в Орловский музей изобразительных искусств по завещанию московской пианистки Татьяны Николаевны Коломниной, урожденной Николаевой, (1910-1987), поступил ряд бережно хранившихся в ее семейном собрании живописных и графических произведений. Дарительница была внучатой племянницей уроженца Орловского края, известного в свое время оперного певца, лирического тенора, выступавшего на сцене Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге, Антона Николаевича Николаева (1836-1904), которого мы считаем основателем нашей художественной коллекции.
Основную часть этого дара составляли работы двух художников из рода Николаевых. Один из них – старший брат Антона Николаевича Николаева, Иван Николаевич Николаев (1829-1906). Второй – племянник певца, сын его младшего брата Дмитрия Николаевича Николаева, – Николай Дмитриевич Николаев (1870-1933). Было еще и несколько произведений других авторов, и среди них – «Итальянский пейзаж», выполненный маслом на дереве и имеющий размеры 31,7х47,5 см., значившийся как работа А. Тольда. Предположительно считалось, что ее автор – немецкий художник XIX века.
Пейзаж не датирован, но имеет почти неразборчивую полустертую авторскую подпись.
Отыскать художника с фамилией Тольд или Толд не удавалось ни в одном справочнике, а затем и ни на одном сайте в интернете. Наконец, несколько лет назад, на посвященном арт-рынку крупном зарубежном веб-сайте, мелькнуло изображение живописного пейзажа, представленного на одном из завершившихся аукционов, чем-то напоминающего нашу картину, с почти такими же размерами – 30,5х47 см, написанного на деревянной основе, и называющегося «Озеро в Альпах».
Как и в «Итальянском пейзаже», здесь был представлен далеко открывающийся вид с высокими горными цепями на дальнем плане, большим озером у их подножия, расположившимся на его берегу небольшим городком с беленькими домиками под красными черепичными крышами и стаффажем в национальных костюмах.
Сближал обе работы композиционный прием со схожими деталями. Он включал перспективно уходящую вглубь изображения и плавно поворачивающую влево дорогу (в картине «Озеро в Альпах») или тропинку вдоль береговой линии (в картине «Итальянский пейзаж») на первом плане слева, две крупные раскидистые агавы с одной меньшей, высокий кипарис и, правее, почти в центре, – уравновешивающую его вертикаль стройную четырехгранную колокольню. Агавы, кипарисы и белая колокольня храма довольно часто встречаются в разнообразных южно-европейских пейзажах. Но в «Озере в Альпах» и «Итальянском пейзаже» эти характерные приметные объекты сгруппированы почти одинаково, с той разницей, что приближенная к средней композиционной вертикали белая колокольня с барочным находится в одном случае на ближнем, в другом дальнем плане.
Подобно авторской подписи на работе из фондов нашего музея, на картине «Озеро в Альпах» она выполнена краской красного цвета и расположена слева внизу, начинаясь с инициала – «А», за которым следует фамилия, заканчивающаяся на букву «t»: «А. Toldt». Обе подписи имеют аналогичную графику букв и горизонтальный росчерк внизу.
Нет причин сомневаться, что и наш пейзаж создан одним же художником, – Алоизом Толдтом (Тольдтом).
Сведения о нем, к сожалению, крайне скудны. Известно лишь, что это австрийский живописец, родившийся в 1890 году. Время смерти его не установлено, возможно, потому, что в первой половине ХХ века по Европе прокатились две мировые войны, а может быть, и в силу каких-либо других причин. Нет пока ответа и на вопрос: где он получил художественное образование?
Алоиз Толдт писал в основном горные альпийские пейзажи, как на холсте, так и на дереве. За двадцать последних лет на европейских аукционах фигурировало свыше двух десятков подписных, но недатированных его работ. Разумеется, что хронологически они относятся уже к ХХ веку, скорее всего, к 1910-1930 годам.
Этот период соответствует возможности приобретения «Итальянского пейзажа» отцом Татьяны Николаевны Коломниной, – архитектором Николаем Дмитриевичем Николаевым (1870-1933), во время его заграничного путешествия. Ведь среди его графических работ, поступивших в музей по ее завещанию, есть несколько листов, датированных 1913 годом, когда он совершал одну из поездок по Европе. Ранее же, в 1905 году, он посетил Швейцарию и Италию. Но, возможно, что эта картина была приобретена Татьяной Николаевной и ее супругом, Григорием Петровичем Коломниным (1900-1964), занимавшим ответственный пост в Государственном комитете Совета Министров РСФСР по строительству, в антикварном магазине в Москве или Ленинграде.
Алоиз Тольд не принадлежал к числу широко известных художников, но писал свидетельствующие о его хорошей профессиональной подготовке, добротные и довольно разнообразные, в рамках выбранной им тематики, пейзажи, ориентированные, скорее всего, в первую очередь на путешественников. Не случайно он часто выбирал небольшой формат и безопасную для перевозки в багаже деревянную основу. Кстати, размеры целого ряда его работ с деревянной основой почти полностью идентичны размерам «Итальянского пейзажа» из наших фондов.
Среди них преобладают схожие мотивы с маленькими уютными и ухоженными альпийскими городками или селениями у озера, среди высоких гор. Но встречаются и более суровые ландшафты, на которых дальние горы с заснеженными вершинами ошеломляют невероятной высотой и неприступностью крутых склонов. Есть у него и работы, в которых преобладает чистая природа, находящиеся вдали от поселений уединенные уголки, оживляемые стаффажными фигурками обитателей этих мест, в основном рыбаками на лодках. Но и здесь тишину, и свежесть озерного воздуха подчас нарушают маленькие пароходики, из труб которых валит черный дым.
Возможно, удастся определить, где именно был написан «Итальянский пейзаж», если отказаться от предположения, что Алоиз Толдт создавал и обобщенные виды. Ведь значительная часть его произведений имеет географически точную привязку. В основном это альпийские пространства, территориально принадлежащие Австрии, Швейцарии, Италии и Германии.
Поэтому, название орловской картины пока остается прежним. Меняется ее датировка, уточняется автор и его национальная принадлежность.
Сама же она остается свидетельством о красотах прибрежных мест Южного Тироля, а может быть, озера Комо, Женевского или Боденского озера, куда мы можем мысленно перенестись, рассматривая те или иные ее детали.
Вот, слева по прилегающей к подножию ближней горы дороге движется конный экипаж, а над ним, на склоне более отдаленной пепельно-лиловой горы, поднимаются руины сторожевой башни. Сами горы величественны и прекрасны в легкой дымке под сводом нежно-голубого неба. А вода в озере, – изумрудная у берега от растущих на камнях водорослей и отражения прибрежной растительности, на глубине становится голубой, а затем успокаивается и местами сияет, как зеркало, отражая дальний городок, горы, небо.
Можно проследить за движениями кисти художника по гладкой и плотной поверхности деревянной доски, наносившего то мягкие и незаметно сплавленные, то фактурные – раздельные, вытянутые, почти прямые и местами послойно перекрещивающиеся мазки, или сдвигающиеся и идущие по форме, или короткие, изогнутые и закручивающиеся. При этом некоторые детали на пастозных белильных участках намечены с помощью черенка той же кисти. И из всей этой кажущейся легкости и непринужденности возник красивый и будто светящийся изнутри пейзаж.
Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева
Использованы изображения из открытых интернет-ресурсов
Избранные святые в молении перед иконой Богоматери "Федоровская" (икона из фондов ОМИИ)
- Информация о материале
Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят интересную икону середины XIX века "Избранные святые перед иконой "Богоматерь Феодоровская".
Иконы с изображениями святых в молитвенном предстоянии Христу или Богоматери получили широкое распространение в русском искусстве второй половины XVI – XVII века.
На образе из собрания ОМИИ предстает иконографический тип Богоматери Елеуса (Умиление), а именно, извод русского происхождения – «Феодоровская». Чудотворная Феодоровская икона Богородицы, доныне хранящаяся в Костроме, почитается как одна из святынь дома Романовых. Она связана с призванием в 1613 году на царство основателя династии –Михаила Фёдоровича. Ее иконография очень близка Владимирской, отличием Феодоровской иконы является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. Из-за такого положения ног Богомладенца Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» – «шагающие ножки».
Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ
- Информация о материале
Выставки
«Диалог со временем»
Живопись, графика из фондов ОМИИ
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств - ул. Октябрьская, 29.
Открытие: 25 декабря 2024 г. в 15:00 часов.
Выставка «Диалог со временем» посвящена орловскому художнику Симакову Василию Захаровичу (1925-2010), которому в 2025 году исполняется 100 лет со дня рождения. На выставке представлено 25 произведений живописи и графики, созданные художником в разные периоды жизни, начиная с 1958 года, заканчивая 2010 годом. Из них 16 живописных произведений было преподнесено в дар музею внучкой художника Тикуновой Евгенией Сергеевной. Представленные на выставке портреты, натюрморты, и пейзажи, а также станковая графика отражают основные этапы творчества художника.
Страница 4 из 105