Коломойцев Олег Александрович (1924 – 1984). Элегия. 1958. Мрамор. ОМИИ. «Элегия» из ОМИИ.
Вершины мастерства

В завершение Года нематериального культурного наследия народов России из цикла "Облики эпохи".

В постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств представлена мраморная скульптура «Элегия» Олега Коломойцева, изображающая, вдохновенно играющего скрипача. Портрет таит загадку. Согласно музейному преданию, молодого скульптора вдохновила восходящая звезда большой музыки – скрипача-виртуоза Леонида Борисовича Когана (1924 – 1982). 17 декабря 2022 года мировое музыкальное сообщество отмечает печальную дату – 40-летие ухода из жизни этого легендарного музыканта, педагога, народного артиста СССР.

На момент создания скульптуры «Элегия» скрипка Леонида Когана, лауреата международных конкурсов и фестивалей, часто звучала на всесоюзном радио и центральном телевидении. И вероятность того, что мощь музыкального таланта захватила творческую личность молодого скульптора, весьма велика. Возможно, звучание скрипичной элегии в исполнении Л.Б. Когана и стало темой скульптуры из ОМИИ. Этот образ глубоко отличен от всего комплекса произведений Коломойцева, работавшего в стиле социалистического реализма.

Пройдя войну, в 1951 году астраханец Олег Коломойцев завершил образование в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова, в студии академика Н.В. Томского, некоторое время работал по распределению в Кемерово, а с 1956 года жил в Краснодаре. «Элегия» была создана им в 1958 году, когда Леонид Коган уже играл в концертных залах Советского Союза и за его пределами. Леониду Борисовичу в это время было 34 года, уже 6 лет он преподавал в Московской консерватории (в 1969-м возглавил кафедру скрипки). Накануне, в 1956 – 1957 годах Коган выступил с циклом «Исторических скрипичных концертов» в Большом зале консерватории; его репертуар включал практически всю скрипичную литературу от старинной до современной музыки. 

Леонид Коган https://onopenko.livejournal.com/304502.html?view=comments

Леонид Коган родился в Екатеринославе (ныне г. Днепр), в семье фотографа, Бориса Семёновича Когана и его супруги, Софьи Львовны, не имевшей отношения к музыке. Учился в Днепропетровском музыкальном училище, а затем в Москве, где закончил консерваторию, аспирантуру, стал солистом филармонии и профессором МГК, гастролировал за границей. Супругой Леонида Когана была  блестящая пианистка Елизавета Гилельс (1919-2008).

https://yandex.ru/images/search?text=Л.Б. Коган фото

 

   

Л.Б. Коган был непревзойдённым исполнителем произведений Н.Паганини (и прожил ровно столько же). Лукино Висконти уговаривал его сняться в своем фильме в главной роли маэстро, а после отказа Леонида Борисовича вовсе не стал снимать фильм. Леониду Когану посвящали свои сочинения Шостакович, Хачатурян, Хренников и другие композиторы. По  широте музыкального диапазона, исполнительской техники и искрометному творческому темпераменту Леонид Коган стоял в ряду ярчайших музыкантов истории.

Леонид Борисович ушел из жизни внезапно, от сердечного приступа, в поезде, идущем из Москвы  в Ярославль, где собирался выступать вместе с сыном. Его дети и внуки стали выдающимися музыкантами и педагогами. Представители семьи Коган неоднократно посещали г. Орёл с концертами.

Скульптура «Элегия» завершает постоянную экспозицию музея: из пористой массы мрамора, с мягкими, округлыми очертаниями, возникает образ молодого скрипача, захваченного мелодией. Его голова на высокой, стройной шее, с распахнутым воротом сорочки, запрокинута назад, тяжелые пряди волос падают на открытый лоб, на обращенном вверх лице – взгляд, отрешенный от всего мирского; гибкие пальцы зажимают струну на грифе… Таинство искусства позволило скульптору О. Коломойцеву убедительно воплотить в мраморе незабываемое музыкальное впечатление.

https://yandex.ru/images/search?text=Л.Б. Коган фото 1950-е

 

Т. Лазарева