Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.
Виртуальная публикация
«Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.
Еще одним источником информации о появлении в Детском парке в Орле скульптурной композиции Народного художника РФ Александра Николаевича Бурганова «Кони» является местная пресса 1960-х годов.
«Болдинская осень». Три поэтичных женских портрета кисти А.И. Курнакова.
images/грамота_Академии_Российской_Словесности.jpg
Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Женскую красоту и обаяние воспевали на страницах своих произведений многие поэты и писатели XVIII и XIX веков. Литература девятнадцатого века применяла к образам женщин эпитет "пленительные». Женщина – идеал красоты, источник вдохновения, счастья, настоящая Муза для поэтов и художников. А. С. Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, нежные и робкие, любящие и верные, простые и скромные, при этом полные благородства и достоинства. Поэт не наделяет героинь конкретными чертами, не вырисовывает в деталях их портреты, скорее, изображает свои личные переживания и ощущения, свое собственное восприятие их, образы их собирательные, у них нет прототипа. Но ни один художник не смог обойти вниманием, созданные поэтом эти пленительные образы. Не составил исключение и Андрей Ильич Курнаков.
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты (А.С. Пушкин)
Три поэтичных женских портрета кисти А.И. Курнакова ("Портрет О.В." 1992.Холст на картоне, темпера," С Днем рождения, Натали!" 1999 г. Холст на картоне, смеш. техника, "А.Л. Невидова в роли Сони" 1999 год, Холст на картоне, темпера, хранящиеся в филиале ОМИИ музее "Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова")
экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Москве в 1999году –
в год 200-летия поэта.
images/медаль.jpg
На фото награда А.И. Курнакова: медаль и грамота Академии Российской Словесности.
Фрагмент фильма, «Болдинская осень»- Всероссийская художественная выставка,
Центрального телевидения, автор - Нинель Шахова.
Кривоногов Петр Александрович (1911-1967) Заслуженный деятель искусств РСФСР.Развалины Брестской крепости. 1950 Холст, масло.
Кривоногов Петр Александрович родился в с. Киясово Вятской губернии. В годы гражданской войны стал сиротой. Воспитывался в детском доме. После окончания 7-летней школы был принят в 1930 году на рабфак искусств при Академии художеств в Ленинграде, затем поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. 1939 году призван в армию. В 1940 был зачислен в Красноармейскую студию им. М.Б.Грекова. Великую Отечественную войну прошел в действующих войсках до Берлина. Был награжден орденом Красной Звезды за созданные зарисовки и картины в годы войны. В 1967 году награжден Золотой медалью имени М.Б.Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему. В 1997 году в селе Киясово открыт музей П.А.Кривоногова.
Подвиг защитников Бреста не сразу стал известен всей стране. Среди тех, кто не допустил забвения великого подвига первых дней войны, рядом с именами писателей Сергея Смирнова и Константина Симонова по праву стоит имя художника Кривоногова, который начал работу над грандиозным полотном «Защитники Брестской крепости» в 1950 году. «Развалины Брестской крепости» один из натурных пейзажей, созданных к картине «Защитники Брестской крепости». 1951.
«Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»
В 1990 году из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Е.В. Вучетича Орловской картинной галерее (вскоре изменившей статус на Музей изобразительных искусств) была передана на хранение Тихвинская икона Божией Матери, датированная серединой XIX века. Образ 56 х 30 см написан на дереве, темперой по левкасу и покрыт металлическим окладом.
Иконографический тип Одигитрии (Путеводительницы), к которому восходит Тихвинский образ, отличается строгой сдержанностью Богоматери и Младенца Христа, изображаемого подчеркнуто «независимо» от Девы Марии: в пропорциях и с волосами взрослого человека, с прямой осанкой, серьезным, даже повелительным взглядом. Богоматерь типа Одигитрии изображается по пояс, Богомладенец сидит на Ее левой руке, поджав правую ножку с обращенной на зрителя стопочкой. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой держит свернутый свиток. В отличие от близкой по иконографическому типу Смоленской иконы Божией Матери, в Тихвинской Она склоняет голову к Своему Божественному Сыну.
В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников: Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».
В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников:
Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».
В дни майских праздников выставка работает по 15 мая 2022 года, ежедневно, без перерывов и выходных.
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств.
В выставочных залах представлено более 90 произведений, созданных в разное время 70 авторами, которые отразили популярную в русском и советском искусстве тему труда. Основу составили работы советского периода.
Работа А. Курнакова «Паровозная бригада Ф.Ф. Чупахина» (1957 год) стала лейтмотивом выставки. На портретах П. Розина, А. Курнакова, Я. Левинштейна и других художников изображены люди разных профессий. Рост бурного строительства в стране в 1940-е и 1960-е годы отражают индустриальные пейзажи А. Шиндыкова, М. Козловской-Эсмонт и других. Жанровое полотно И. Степанова «Рабочий день окончен. Металлурги» (1964 год) написано по впечатлению от поездок по Сибири и Уралу.
Большинство произведений графики созданы в 1970-е годы, когда постоянные творческие бригады работали на крупных заводах, рудниках, нефтяных промыслах Сибири и «Северной Магнитке». Работы В. Ветрогонского, А. Колчанова, В. Андрушкевича, А. Бакулевского, В. Вильнера и других художников в те годы составляли основу зональных и республиканских выставок «Слава труду!».
Скульптура представляет произведения А. Сафронова, Д. Бологова, В. Басарева, Л. Бугая и передает образ современника — строителя социализма 1960–1980-х годов.
Выставка предназначена для широкой аудитории, прежде всего, для подрастающего поколения. Сегодня, в эпоху тотальной цифровизации и роботизации, она передает важность созидательного труда и рассказывает об эпохе, когда человек труда был главным героем страны.
Стоимость входных билетов:
-детский от 3-х до 18 лет – 30р.;
- студенческий, пенсионный – 45р.;
-взрослый –75р.;
-дети до 3-х лет – бесплатно.
В музее работает касса бесконтактного платежа.
Выставку можно посетить по «Пушкинской карте», подробнее:
https://www.culture.ru/events/1887242/vystavka-tema-truda-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve-xx-veka
Ссылка на приобретение онлайн билетов в билетной системе ВМУЗЕЙ:
https://vmuzey.com/event/vystavka-tema-truda-v-iskusstve-xx-veka
Категория 0+.
Часы работы: с 10 до 17 часов.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Тел.: +7 (4862) 76-27-41, +7 (4862) 76-05-86, +7906 664 4773, +7909 229 0553, +7910 202 5868.
Цена:30 - 75 р.
Мероприятие 11.00 07.05.2023 «Музы не молчали. Военный плакат в годы Великой Отечественной войны».
11.00 07.05.2023 состоялось мероприятие, посвящённое Государственному празднику 9 Мая Дню 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов состоялось для учащихся Воскресной школы.
Картина Алоиза Толдта «Итальянский пейзаж» из фондов ОМИИ.
Картина Алоиза Толдта «Итальянский пейзаж» из фондов ОМИИ.
В 1987 году в Орловский музей изобразительных искусств по завещанию московской пианистки Татьяны Николаевны Коломниной, урожденной Николаевой, (1910-1987), поступил ряд бережно хранившихся в ее семейном собрании живописных и графических произведений. Дарительница была внучатой племянницей уроженца Орловского края, известного в свое время оперного певца, лирического тенора, выступавшего на сцене Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге, Антона Николаевича Николаева (1836-1904), которого мы считаем основателем нашей художественной коллекции.
Основную часть этого дара составляли работы двух художников из рода Николаевых. Один из них – старший брат Антона Николаевича Николаева, Иван Николаевич Николаев (1829-1906). Второй – племянник певца, сын его младшего брата Дмитрия Николаевича Николаева, – Николай Дмитриевич Николаев (1870-1933). Было еще и несколько произведений других авторов, и среди них – «Итальянский пейзаж», выполненный маслом на дереве и имеющий размеры 31,7х47,5 см., значившийся как работа А. Тольда. Предположительно считалось, что ее автор – немецкий художник XIX века.
Пейзаж не датирован, но имеет почти неразборчивую полустертую авторскую подпись.
Отыскать художника с фамилией Тольд или Толд не удавалось ни в одном справочнике, а затем и ни на одном сайте в интернете. Наконец, несколько лет назад, на посвященном арт-рынку крупном зарубежном веб-сайте, мелькнуло изображение живописного пейзажа, представленного на одном из завершившихся аукционов, чем-то напоминающего нашу картину, с почти такими же размерами – 30,5х47 см, написанного на деревянной основе, и называющегося «Озеро в Альпах».
Как и в «Итальянском пейзаже», здесь был представлен далеко открывающийся вид с высокими горными цепями на дальнем плане, большим озером у их подножия, расположившимся на его берегу небольшим городком с беленькими домиками под красными черепичными крышами и стаффажем в национальных костюмах.
Сближал обе работы композиционный прием со схожими деталями. Он включал перспективно уходящую вглубь изображения и плавно поворачивающую влево дорогу (в картине «Озеро в Альпах») или тропинку вдоль береговой линии (в картине «Итальянский пейзаж») на первом плане слева, две крупные раскидистые агавы с одной меньшей, высокий кипарис и, правее, почти в центре, – уравновешивающую его вертикаль стройную четырехгранную колокольню. Агавы, кипарисы и белая колокольня храма довольно часто встречаются в разнообразных южно-европейских пейзажах. Но в «Озере в Альпах» и «Итальянском пейзаже» эти характерные приметные объекты сгруппированы почти одинаково, с той разницей, что приближенная к средней композиционной вертикали белая колокольня с барочным находится в одном случае на ближнем, в другом дальнем плане.
Подобно авторской подписи на работе из фондов нашего музея, на картине «Озеро в Альпах» она выполнена краской красного цвета и расположена слева внизу, начинаясь с инициала – «А», за которым следует фамилия, заканчивающаяся на букву «t»: «А. Toldt». Обе подписи имеют аналогичную графику букв и горизонтальный росчерк внизу.
Нет причин сомневаться, что и наш пейзаж создан одним же художником, – Алоизом Толдтом (Тольдтом).
Сведения о нем, к сожалению, крайне скудны. Известно лишь, что это австрийский живописец, родившийся в 1890 году. Время смерти его не установлено, возможно, потому, что в первой половине ХХ века по Европе прокатились две мировые войны, а может быть, и в силу каких-либо других причин. Нет пока ответа и на вопрос: где он получил художественное образование?
Алоиз Толдт писал в основном горные альпийские пейзажи, как на холсте, так и на дереве. За двадцать последних лет на европейских аукционах фигурировало свыше двух десятков подписных, но недатированных его работ. Разумеется, что хронологически они относятся уже к ХХ веку, скорее всего, к 1910-1930 годам.
Этот период соответствует возможности приобретения «Итальянского пейзажа» отцом Татьяны Николаевны Коломниной, – архитектором Николаем Дмитриевичем Николаевым (1870-1933), во время его заграничного путешествия. Ведь среди его графических работ, поступивших в музей по ее завещанию, есть несколько листов, датированных 1913 годом, когда он совершал одну из поездок по Европе. Ранее же, в 1905 году, он посетил Швейцарию и Италию. Но, возможно, что эта картина была приобретена Татьяной Николаевной и ее супругом, Григорием Петровичем Коломниным (1900-1964), занимавшим ответственный пост в Государственном комитете Совета Министров РСФСР по строительству, в антикварном магазине в Москве или Ленинграде.
Алоиз Тольд не принадлежал к числу широко известных художников, но писал свидетельствующие о его хорошей профессиональной подготовке, добротные и довольно разнообразные, в рамках выбранной им тематики, пейзажи, ориентированные, скорее всего, в первую очередь на путешественников. Не случайно он часто выбирал небольшой формат и безопасную для перевозки в багаже деревянную основу. Кстати, размеры целого ряда его работ с деревянной основой почти полностью идентичны размерам «Итальянского пейзажа» из наших фондов.
Среди них преобладают схожие мотивы с маленькими уютными и ухоженными альпийскими городками или селениями у озера, среди высоких гор. Но встречаются и более суровые ландшафты, на которых дальние горы с заснеженными вершинами ошеломляют невероятной высотой и неприступностью крутых склонов. Есть у него и работы, в которых преобладает чистая природа, находящиеся вдали от поселений уединенные уголки, оживляемые стаффажными фигурками обитателей этих мест, в основном рыбаками на лодках. Но и здесь тишину, и свежесть озерного воздуха подчас нарушают маленькие пароходики, из труб которых валит черный дым.
Возможно, удастся определить, где именно был написан «Итальянский пейзаж», если отказаться от предположения, что Алоиз Толдт создавал и обобщенные виды. Ведь значительная часть его произведений имеет географически точную привязку. В основном это альпийские пространства, территориально принадлежащие Австрии, Швейцарии, Италии и Германии.
Поэтому, название орловской картины пока остается прежним. Меняется ее датировка, уточняется автор и его национальная принадлежность.
Сама же она остается свидетельством о красотах прибрежных мест Южного Тироля, а может быть, озера Комо, Женевского или Боденского озера, куда мы можем мысленно перенестись, рассматривая те или иные ее детали.
Вот, слева по прилегающей к подножию ближней горы дороге движется конный экипаж, а над ним, на склоне более отдаленной пепельно-лиловой горы, поднимаются руины сторожевой башни. Сами горы величественны и прекрасны в легкой дымке под сводом нежно-голубого неба. А вода в озере, – изумрудная у берега от растущих на камнях водорослей и отражения прибрежной растительности, на глубине становится голубой, а затем успокаивается и местами сияет, как зеркало, отражая дальний городок, горы, небо.
Можно проследить за движениями кисти художника по гладкой и плотной поверхности деревянной доски, наносившего то мягкие и незаметно сплавленные, то фактурные – раздельные, вытянутые, почти прямые и местами послойно перекрещивающиеся мазки, или сдвигающиеся и идущие по форме, или короткие, изогнутые и закручивающиеся. При этом некоторые детали на пастозных белильных участках намечены с помощью черенка той же кисти. И из всей этой кажущейся легкости и непринужденности возник красивый и будто светящийся изнутри пейзаж.
Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева
Использованы изображения из открытых интернет-ресурсов
Уважаемые посетители!
Приносим извинения за доставленные неудобства! С 25-го по 29-е марта постоянная экспозиция музея (3 этаж) не будет работать по техническим причинам.
Памяти Ирины Андреевны Евстафьевой (1917-2001)
24 июля исполняется 105 лет со дня рождения советского и российского живописца и графика Ирины Андреевны Евстафьевой (1917-2001), большого друга нашего музея и дарителя.
Она появилась на свет в Орле, в семье художников, имена которых вошли в историю русского искусства ХХ века. Её мать – уроженка села Дросково Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне Покровский район Орловской области), живописец и график Антонина Федоровна Софронова (1893-1966), отец – художник Генрих (Андрей) Матвеевич Блюменфельд (1893-1920).
Первые годы жизни Ирины Андреевны совпали с кардинальным переломом в истории России: революцией и гражданской войной. Она рано лишилась отца, умершего от туберкулеза. Её детство прошло в селе Дросково, куда после смерти бабушки Ирины, – Александры Николаевны, скончавшейся от тифа, перевез из Орла свою семью её дедушка, – Фёдор Васильевич Софронов, более двух десятилетий прослуживший в этих местах земским врачом.
В 1926 году вместе с матерью она переехала в Москву, где и провела почти всю дальнейшую жизнь. Здесь под руководством Антонины Федоровны стала систематически заниматься живописью и рисунком. Здесь создала семью и написала большинство своих работ. В основном это живописные и графические пейзажи и натюрморты.
Ирина Андреевна отдавала себя не только личному творчеству, но и изучению и сохранению художественного наследия Антонины Федоровны Софроновой и художников её круга. Благодаря её совместным с супругом, – художником Сергеем Ивановичем Евстафьевым, и рядом искусствоведов стараниям, возник новый интерес к искусству русского авангарда 1910-1920-х годов, и стало широко известно имя её матери. Она же написала первый очерк о творчестве своего отца, Г.М. Блюменфельда.
Произведения Ирины Андреевны Евстафьевой находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, подмосковного Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А.С. Пушкина, Ярославского художественного музея, Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, Орловского музея изобразительных искусств и других, а также частных собраниях в России и за рубежом.
На протяжении многих лет она являлась дарителем Орловского музея изобразительных искусств. Благодаря этому наше собрание пополнилось целым рядом живописных и графических работ Антонины Федоровны Софроновой и несколькими произведениями самой Ирины Андреевны.
На фото:
1. И.А. Евстафьева в Орловском музее изобразительных искусств. 1997.
2. А.Ф. Софронова с дочерью Ириной. 1932. Мценск.
(«А. Софронова. Записки независимой». Москва. Издательство «RA», 2001. С. 464)
3. А.Ф. Софронова (1892-1966). «Портрет дочери в черной шапочке». 1938. Частное собрание. Москва.
4. А.Ф. Софронова (1892-1966). «Портрет дочери в белой накидке». 1939. Холст, масло. Частное собрание. Москва.
Использованы изображения из открытых источников в интернете.
Страница 3 из 101