«Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»
- Информация о материале
Виртуальная выставка из цикла «Облики эпохи»
«Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»
Ко Дню народного единства
Важна была не личность самозванца,
а роль, им сыгранная, и исторические условия,
которые сообщили самозванческой интриге
страшную разрушительную силу.
В. Ключевский.
В 1957 году в Орловскую картинную галерею из краеведческого музея поступило полотно, имеющее отношения к одному из сложнейших периодов в истории России. До 1919 года оно входило в коллекцию А.Б. Куракина. Маслом на холсте, на багряно-темном фоне изображен Лжедмитрий I.
Это имя носил Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий, бежавший из Чудова монастыря, «сын боярский» из Галицкого уезда (одна из пяти земель Русского воеводства в составе Речи Посполитой в 1434 - 1772 гг.). В юности Отрепьев служил при Михаиле Романове.
Портрет Лжедмитрия I. Речь Посполитая (Польша).
Первая треть XVII в. Холст, масло.
113х113 см. ГИМ: https://nav.shm.ru/exhibits/691/
Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.
- Информация о материале
Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств.
К 140-летию со дня рождения.
10 декабря исполнилось 140 лет со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967) - одной из самых талантливых русских художников ХХ века. Картины Зинаиды Серебряковой нельзя спутать ни с кем из мастеров, настолько они самобытны и узнаваемы. Она стала одной из первых женщин, вошедших в историю русской и мировой живописи. Она жила в то время, когда произошло несколько революций и войн, ранняя потеря отца, а потом мужа, вынужденная эмиграция и разлука с детьми. Серебрякова оставила значительное живописное и графическое наследие, которое преимущественно находится в коллекциях отечественных музеев (Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее), а также в частных собраниях.
«Болдинская осень». Три поэтичных женских портрета кисти А.И. Курнакова.
- Информация о материале
images/грамота_Академии_Российской_Словесности.jpg
Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Женскую красоту и обаяние воспевали на страницах своих произведений многие поэты и писатели XVIII и XIX веков. Литература девятнадцатого века применяла к образам женщин эпитет "пленительные». Женщина – идеал красоты, источник вдохновения, счастья, настоящая Муза для поэтов и художников. А. С. Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, нежные и робкие, любящие и верные, простые и скромные, при этом полные благородства и достоинства. Поэт не наделяет героинь конкретными чертами, не вырисовывает в деталях их портреты, скорее, изображает свои личные переживания и ощущения, свое собственное восприятие их, образы их собирательные, у них нет прототипа. Но ни один художник не смог обойти вниманием, созданные поэтом эти пленительные образы. Не составил исключение и Андрей Ильич Курнаков.
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты (А.С. Пушкин)
Три поэтичных женских портрета кисти А.И. Курнакова ("Портрет О.В." 1992.Холст на картоне, темпера," С Днем рождения, Натали!" 1999 г. Холст на картоне, смеш. техника, "А.Л. Невидова в роли Сони" 1999 год, Холст на картоне, темпера, хранящиеся в филиале ОМИИ музее "Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова")
экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Москве в 1999году –
в год 200-летия поэта.
images/медаль.jpg
На фото награда А.И. Курнакова: медаль и грамота Академии Российской Словесности.
Фрагмент фильма, «Болдинская осень»- Всероссийская художественная выставка,
Центрального телевидения, автор - Нинель Шахова.
Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»
- Информация о материале
20 января 2023 года в Орловском музее изобразительных искусств, накануне 70-летнего юбилея члена ВТОО «Союз художников России» Вячеслава Михайловича Ромашова, состоялось открытие выставки его графических произведений «Суть вещей». На ней представлено свыше ста восьмидесяти произведений, выполненных в различных графических техниках и охватывающих его творчество с 1980-х г. по настоящее время.
На торжественном открытии выставки присутствовали представители законодательной власти Орловской области, творческой интеллигенции и СМИ, художники, руководители учебных заведений и студенты.
Мероприятие 11.00 07.05.2023 «Музы не молчали. Военный плакат в годы Великой Отечественной войны».
- Информация о материале
11.00 07.05.2023 состоялось мероприятие, посвящённое Государственному празднику 9 Мая Дню 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов состоялось для учащихся Воскресной школы.
Никитин Александр Сергеевич. «Трамвай желаний в вечернем городе Орле». (2021)/ Aleksander Nikitin Sergeevich. ”Toiveiden raitiovaunu iltaisessa Orjolin kaupungissa ”. (2021)
- Информация о материале
УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ГОРОДСКИЕ АРТЕФАКТЫ. ОРЁЛ-НОКИА. СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДОВ НОКИА И ОРЛА». (Организатор выставки Орловский музей изобразительных искусств.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Никитин Александр Сергеевич – живописец. Родился 26.11.1955 г. в городе Ливны Орловской области. Учился в Орловском государственном педагогическом институте на художественно — графическом факультете. Стажировался на Академической даче имени И.Е. Репина. Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1991 г. С 2017 г. председатель Орловской региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». С 1974 г. — участник областных, региональных, всероссийских, республиканских выставок.
Работы художника, представленные на выставке:
- 1.«Трамвай желаний в вечернем городе Орле». 2021 г. Холст, масло. 55х75 см.
- 2.«Ночной город Орёл». 2021 г. Холст, масло. 50х70 см.
Aleksander Nikitin Sergeevich on taidemaalari. On syntynyt 26. Marraskuuta 1955 Livnyssä kaupungissa Orjolin alueella. Hän opiskeli Orjolin valtion pedagogisessa yliopistossa taiteen ja grafiikan tiedekunnassa. On ollut harjoittelijana Akateemisessa Dachassa I. Repinille nimetty. Vuodesta 1991 lähtien ”Venäjän taiteilijoiden liitto ”: n yleisvenäläisen julkisen luovan yhdistyksen jäsen. Vuodesta 2017 on ”Venäjän luovan taiteilijoiden liitto ”: n yhteisvenäkäisen luovan julkisen järjestön Orjolin alueellisen järjestön puheenjohtaja. Vuodesta 1974 on osallistunut alueellisiin, alueisiin, yleisvenäläisiin, kansainvälisiin, respublikaanisiin näyttelyihin.
- 1.”Toiveiden raitiovaunu iltaisessa Orjolin kaupungissa ”. 2021 v. Kangas, öljy. 55х75 cm.
- 2.”Yökaupunki Orjol ”. 2021 v. Kangas, öljy. 50х70 cm.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 14.
- Информация о материале
Заметным явлением художественной жизни Орла первых послевоенных лет стала областная выставка 1947 года, она посвящалась тридцатой годовщине Великого Октября. На ней А.И. Курнаков представил картины «Завоеватели» и «Портрет депутата Верховного Совета СССР Н.А. Коровецкой».
Отзывы об этих произведениях были положительными, однако сам автор на работах этой выставки особенно остро почувствовал, что ему недостает профессиональных навыков для осуществления своих новых творческих планов. Он делает единственно верный для себя выбор: учиться, совершенствовать свое мастерство.
Спустя много лет, когда Андрею Ильичу задали вопрос, что сыграло решающую роль в его творческом росте, он, не задумываясь, ответил: «В моей зрелости как художника послевоенного времени были три ступени: республиканская студия повышения квалификации художников, руководимая Б.В. Иогансоном, «Академическая дача» и художественный институт. Все они по-разному, дополняя друг друга, помогли мне обрести ту уверенность, которая позволила потом двигаться дальше».
Первая возможность поработать под руководством одного из крупнейших мастеров советского искусства Б.В. Иогансона представилась в 1947 году, когда в Москве была создана студия повышения профессионального мастерства для художников краев и областей РСФСР.
Вот как вспоминал Курнаков о студии. «1947 год. Руководители «Всекохудожника» организовали в Москве Центральную студию повышения квалификации художников РСФСР.
Минуло двадцать лет, и мы с благодарностью вспоминали тех людей, которых уже сейчас нет с нами, тех, кто стоял у колыбели возрождения послевоенного искусства. Долгих четыре года, одни, а многие и больше тосковали по любимому делу.
И вот - Центральная студия. Она расположилась в одной из московских средних школ, напротив филиала МХАТа.
Волнение, которое я испытывал в то далекое время, видимо, охватывало всех, кто приезжал заниматься в студию. Ведь мы хотели учиться у маститых художников и теоретиков, имена которых были уже прославлены. Борис Владимирович Иогансон, Александр Михайлович Герасимов, Ефим Михайлович Чепцов... Историю искусства читал Виктор Михайлович Лобанов, лекции по технологии живописи слушали у Алексея Алексеевича Рыбникова.
Для нас, фронтовиков-студийцев, все было интересно и любопытно: и интеллигентность педагогов, их манера и поведение во время работы, их беседы и лекции».
В студии было две мастерские. Одну из них возглавлял Б.В. Иогансон (1893-1973), другую А.М. Герасимов. Курнаков избрал мастерскую Иогансона. Художник этот больше ему импонировал как живописец, автор широко известных исторических картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе».
За сравнительно короткое время пребывания в студии Курнаков смог почерпнуть столько нового для себя, сколько раньше могло быть усвоено лишь за многие годы.
Иогансон приходил в мастерскую почти ежедневно и с каждым студийцем работал индивидуально.
Не случайно «из всех основ основой» считал Иогансон рисунок. Он стремился к тому, чтобы студийцы, занимаясь живописью, отдавали максимум усилий и рисунку.
В 1946 году Курнаков задумал свою первую большую картину на историческую тему – «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе».
То, что в орловской тюрьме, имевшей известность своим особо строгим режимом, находился в заключении Дзержинский, было историческим фактом. Но мысль о создании картины была связана еще и с впечатлениями от рассказов матери о первой русской революции и причастности отца к подпольной деятельности большевиков. В Центральной студии художников РСФСР в Москве Курнаков продолжил разработку эскиза. И если на первых порах были сомнения в своих возможностях (справится ли со столь ответственной задачей?), то общение с Иогансоном, его беседы о методах работы над картиной, наконец, просто влияние этого крупного художника на студийцев сделали свое дело. Уже в студии Курнаков представил на суд товарищей и педагога первый вариант картины.
Картина не была свободна от некоторых недостатков. Все они были отмечены на просмотре. Но, подвергнув картину критике, Иогансон, тем не менее, особо отметил способности живописца и рекомендовал заключить с ним договор для завершения картины. Одновременно высказал предложение дать А. Курнакову опытного художника - консультанта.
В 1948 году А.И. Курнаков, автор картины «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе», был вызван в Москву, где ему «Всекохудожником» была предоставлена мастерская. Руководить работой стал известный советский живописец Тарас Гурьевич Гапоненко (1906-1993), о котором А.И. Курнаков вспоминает с большой теплотой и благодарностью за оказанную помощь.
В отличие от первого варианта, размер нового полотна был значительно увеличен. Некоторые изменения претерпела композиция картины, появилось больше пространства, глубины. Но главное отличие заключалось в том, что в ней был сделан серьезный шаг к завершенности. Сказался метод работы над картиной, когда к каждому портретному образу, к интерьеру, а подчас и небольшим деталям писалось по нескольку подготовительных этюдов. Произведение стало более достоверным, оно убеждало глубиной своих образов. Не случайно картина была включена в экспозицию республиканской выставки художников РСФСР в Москве, а её автор решением Президиума правления «Всекохудожника» удостоен Почетной грамоты. Тогда же Курнаков был принят кандидатом в члены Союза художников СССР.
Источник: И.А. Круглый «Андрей Курнаков. Этюды» - Орел: Издательство «Вешние воды», 2008.
Этюд к картине "Жандарм." 1948. Холст на картоне, масло
Этюд к картине "Камера Дзержинского". 1948. Холст на фанере, масло
Материал подготовили: научные сотрудники филиала БУКОО ОМИИ "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова" И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина
Страница 3 из 104