Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

Информация о материале
Создано: 30 марта 2024

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                          

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЛОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ»

(БУКОО «ОМИИ»)

обособленное подразделение 

«Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова»

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка 

«Древняя керамика Дагестана» 

Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: И.Е. Барсукова

 

 

 

 

 

 

Орел

 

2024

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» 

Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

         Музей «Мемориальная мастерская Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова» богат не только замечательными пейзажами и натюрмортами. Здесь хоть и немного, но отменные по качеству предметы прикладного искусства. Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на чудную глиняную посуду – Балхарскую  керамику – хорошо известную во всем мире.

        Игорь Андреевич Курнаков – сын художника – рассказывал, что отец как-то по дороге на юг увидел на обочине мужчину, торговавшего глиняной посудой, остановился, подошел и, конечно, сразу же узнал знаменитую Балхарскую керамику. Эти сосуды и вошли в нашу экспозицию. 

Дагестан традиционно изготавливает большое количество разнообразной керамической посуды. Известные центры изготовление бытовой керамики - Балхар, Сулевкент, Джули. Самый известный центр, занимающийся бытовой керамикой это Балхар – лакское селение в Акушинском районе Дагестана. В 1936 г. в ауле была организована артель художественной керамики, производящая и сейчас до 25 видов изделий. 

Появление искусства расписной керамики учение относят к 13 – 14 вв. 

До сих пор в Балхаре рассказывают легенду о некоем Калкучи – человеке, который научил балхарских женщин изготавливать глиняную посуду. По легенде пастух Калкучи увидел, как дети на берегу озера лепят из глины игрушки. Он заинтересовался, сам научился лепить из глины разные фигурки, а потом научил этому местных жителей. Качественно это получалось только у женщин, именно они и сегодня занимаются изготовлением посуды, а мужчины продают посуду, заготавливают хворост для обжига. Так по легенде зародился гончарный промысел в Балхаре. 

           

Давайте внимательно приглядимся к посуде из нашего музея. Эти сосуды датируются  серединой  XX в. Они формованы на гончарном круге, по традиции должны быть украшены ангобной росписью красного цвета.

Ангоб (фр. engobe, итал. ingobbio - обмазка) – тонкий слой жидкой глины, который кистью наносится на керамическую посуду. Роспись ангобами после обжига дает слегка рельефный рисунок и чистый цвет. Но постепенно к красному ангобу стали добавлять белый. Со временем он стал преобладающим. Так изменилась стилистика росписи. 

Балхарскую керамику отличает верность традиции. Сосуды, как и в старь, расписаны архаичным, загадочным узором, присутствует утонченность линий, спиралей, кругов, овалов, завитков, традиционна штриховка геометрических элементов. Но появляются и новые мотивы – растительный орнамент. Традиционна и форма изделий – амфоры с одной ручкой или с двумя. Это зависело от того как привыкла женщина носить воду из родника по узким тропкам к родному горному аулу – на плече, значит с одной ручкой, за спиной – значит с двумя. Изготавливались

кувшины с узким  и высоким носиком для вина, сосуды с округлыми горловинами с фигурной перемычкой для более удобного слива. 

Обжиг очень важный процесс в изготовлении керамики, благодаря ему ангоб, так же как и черепок, вспыхивают бурыми, оранжевыми пятнами, что является уникальной особенностью балхарской керамики.

Изготовлением керамических изделий занимаются с сентября по май, т.е. в период, свободный от полевых работ. Производится обжиг сразу несколькими женщинами в одном большом горне - чаре с вертикальным движением горячих газов. Горн сложен из кирпичей, обмазанных смесью глины с соломой. Топить чару начинают в 5–6 часов утра, и продолжается обжиг до 12 часов ночи.  Для того, чтобы разложить в горне посуду, надо забраться внутрь печи. Изделия одной мастерицы складываются вместе, сначала большие, затем более мелкие. Когда загрузка окончена, отверстие обжиговой камеры закрывают черепками разбитых сосудов примерно до половины, т.к. в горне отсутствует дымоотвод и смотровое отверстие. До обеда горн топится кизяком, в результате чего он сильно нагревается. Затем кизяк заменяют соломой, сеном и хворостом.

Топочная камера располагается внизу, она отделена от обжиговой теплопроводно-разделительным блоком. 

      Вы увидели фотографии этих замечательных сосудов. Убедились в том, что у Андрея Ильича был отменный вкус. Но ни одна фотография не заменит общения с подлинником. Ждем вас в музее.

         

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам