«Память о войне».
К 75-летию Великой Победы
Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.
(из фондов музея)
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
Встреча со СМИ: с 10:00-13:00 31 июля 2020 года
Внимание!
Начало работы выставки для посетителей: с 13:00 31 июля 2020 года
Выставка организована в рамках проекта, в течение ряда лет тематически представляющего произведения из музейного собрания. Она включает около 100 экспонатов, созданных 59 авторами разных поколений в сюжетных композициях, портретном жанре, пейзаже и натюрморте.
Задача выставки – помочь эмоционально прочувствовать какой великой ценой, мужеством и героизмом на фронте и в тылу была добыта Великая Победа 1945 года в самой страшной в истории человечества войне, принесшей неизмеримое горе и страдания нашему народу. Она дает возможность увидеть, как с помощью выразительных возможностей разных видов искусства авторы смогли представить в художественных образах события тех незабываемых лет.
В экспозиции немало произведений представителей старшего поколения, участников войны, с достоверной убедительностью передавших свои непосредственные впечатления в полотнах, графических листах и пластике.
П. А. Кривоногов вместе с действующей армией прошел долгий путь до Берлина. Награжден Орденом Красной Звезды, медалями за боевые заслуги и за взятие Берлина. Стал одним из первых художников, обратившихся к подвигу героев, на которых обрушилась начальная атака войск фашистской Германии, и посвятил им грандиозное полотно: «Защитники Брестской крепости» (1951). На выставке представлен его пейзаж «Развалины Брестской крепости» (1950) и запечатлевший одного из ее защитников «Портрет Героя Советского Союза П. М. Гаврилова».
Ф. А. Модоров создал большую живописную галерею участников партизанского движения. На «Портрете генерала В. З. Коржа» (1945-1947) он представил одного из известнейших руководителей партизанского движения в Белоруссии. Под его командованием партизанскими соединениями было разгромлено 60 немецких гарнизонов, уничтожено 478 вражеских эшелонов, 86 танков и бронемашин, 29 орудий, выведено из строя 519 км линий связи.
Э. К. Вейдеманис за цикл картин о Москве стал Лауреатом премии столичной Мэрии. На выставке можно увидеть одну из работ этого цикла – «Москва. 1941».
Б. Ф. Федоров воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах старшим механиком и водителем тяжелого танка «КБ», принимал участие в штурме Рейхстага. Его работа «Ленинград в блокаде» (1962) – о нелегких испытаниях, выпавших на долю его родного города.
В. Н. Медведев в составе 62-й армии, вместе с группой художников Студии военных художников им. М. Б. Грекова, участвовал в боях под Сталинградом, с войсками 1-го Белорусского и Прибалтийского фронтов прошел Польшу, Чехословакию, Германию и закончил войну в Берлине. О последних днях войны повествует его картина «Незабываемый 1945 год» (1969).
И. М. Ильин в составе 254-й стрелковой дивизии был пулеметчиком. На выставке представлены его портреты и фронтовые зарисовки.
С. С. Уранова в 1942 г. добровольцем ушла на фронт и через четыре года встретила День Победы на Эльбе. На фронте художница создала большую серию натурных карандашных зарисовок. На выставке представлен подготовительный эскиз к большой картине «Медсанбат», завершенной ею в 1967 г.
Художники из творческой группы Кукрыниксы М. В. Куприянов и П. Н. Крылов в годы войны работали в «Окнах ТАСС», проехали по освобожденной от немецкой оккупации территории, оставив художественно-документальные свидетельства о войне в этюдах «На Орловско-Курском направлении» (1943), «Город Орел» (1943), «Софийский собор в Новгороде» (1944).
Большой интерес вызывают тематические полотна художников: Т. Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (авторское повторение) (1949-1950), Б. М. Лавренко «1941 год» (1960), М. В. Добросердова «Прощание» (1964), Е. Н. Широкова «На улице Береговой. Весной 1945» (1985), Т. Е. Коваленко «Сыновья на войне» (1987).
Почти не осталось рядом с нами ветеранов Великой Отечественной войны. Стремительно уходит поколение тех, чье детство пришлось на эти трагические годы. Одним из важных разделов в экспозиции являются произведения на тему «Война и дети».
А. В. Толкач с большой драматической силой передает состояние тревоги в своей картине «Ожидание» (1978-1979). Когда закончилась война, художнику было пять лет. Он и его мать каждый день ждали отца, так и не вернувшегося с фронта.
О трагедии своего поколения рассказал А. А. Жабский в картинах «Репетиция» (1983), «Хлеб фронту» (1988), «Художник и дети» (2007) из серии «Дети войны. 1943 год». «Это мое военное детство; жизнь детей войны была тяжелой, но так жили все вокруг и другой жизни не знали», – вспоминал он.
Когда началась война, орловской художнице Л. М. Алексеевой было всего четыре года, но это страшное время навсегда врезалось в ее память. «Дети войны» – это автопортрет с маленькой сестричкой, прижимающей к себе любимого плюшевого мишку. Они стоят во дворе старинного дома купца Ситникова на Болховской (ныне ул. Ленина), в котором тогда жила их семья.
Немало осиротевших детей шло по военным дорогам, приближаясь к действующим военным частям, где получали хлеб и кров, становясь «сыновьями полка». Художник С. Я. Адливанкин изобразил такого мальчика в картине «Мальчик с ложкой» (1942).
Многое пережили дети, находясь на территории немецкой оккупации. Жанровая картина В. П. Хохрина «В тылу врага» рассказывает, как в лесу мальчик помогает раненому военному летчику.
Свое опаленное войной детство на Украине отразили орловские художники: керамист Ж. А. Травинская – в декоративных пластах «Детство. Бомбежка», «Отрочество. Продажа воды у поездов» (1984) и скульптор Л. М. Бугай – в барельефе «Воспоминания детства» (1985).
Тема «Война и дети» продолжается и в разделе графики. Н. Н. Жуков в 1944 г. создал с натуры рисунок «Беженцы». И. Н. Воробьева в гравюре «Скудный ужин» изобразила маленьких детишек за полупустым столом.
Необычайно драматичен карандашный рисунок С. С. Косенкова «Ждем отцов» (1974). Это эпизод из его биографии: деревенские мальчишки, между которыми изображен и он сам, стоят у дороги, надеясь увидеть своих отцов, среди возвращающихся с войны солдат.
В разделе графики также представлены произведения художников-ветеранов, которые во время войны в перерывах между боями делали зарисовки, ставшие очень ценными документами для последующих поколений, не знающих войны.
Это рисунки В. Н. Сигорского «Разрушенный Орел» (1943) и «Восстановление моста через реку. Город Орел» (1943).
А. К. Боровская в годы войны работала медсестрой в госпитале, выезжала для зарисовок к партизанам, была на Калининском фронте. На выставке представлены три портрета, выполненные ею после освобождения Орла в 1943-1944 гг. Генерал-майор А. П. Горшков руководил партизанским движением на Орловщине, Лида Окушко и Л. Н. Трошкина работали на заводе «Текмаш», который в эти годы имел оборонное значение. Рисунок художницы «Взорванный мост через реку Орлик» (1943) свидетельствует о тех разрушениях, которые оставили после себя фашистские оккупанты.
В. В. Богаткин на основе военных зарисовок создал серию работ, с одной из которых, – «Последний бросок. Штурм Рейхстага» (1945), можно познакомиться на выставке.
М. М. Черемных в годы войны находился в эвакуации в сибирском городе Бийске. В этот период созданы его гуаши «Коптилка» и «Вечер» из серии работ «Тыловые зарисовки».
Кроме произведений оригинальной графики, на выставке экспонируются и печатные листы: литография «Штурм Кенигсберга» (1957) А. К. Крутцева, серия офортов «Путь солдата» О. Г. Бетехтина, серия гравюр «Женщины России в годы войны» (1989) И. Н. Воробьевой.
Особое место на выставке занимают произведения фронтовиков-орловчан.
Г. В. Дышленко был участником Курской битвы, освобождал город Орел от немецко-фашистских захватчиков. Тема войны стала одной из самых важных в его творчестве. Основой сюжета его композиции «На Орловско-Курском направлении» (1973) послужили события, в которых художник сам принимал участие. Выразителен психологический контраст между группой сидящих пленных немецких офицеров и уверенно стоящим на родной земле советским солдатом.
В. А. Дудченко получил тяжелое ранение в боях под Великими Луками, долго лежал в госпитале и осенью 1943 г. вернулся в родной город с папкой рисунков, выполненных между боями и во время лечения.
Н. И. Полунин служил в пехотном полку сапером, всю войну не расставался с карандашом и блокнотом, создав целую серию зарисовок.
Старейшие художники, преподававшие в Орловском художественном училище, – К. С. Андросов и Н. Н. Моревский, в годы войны, находившиеся в прифронтовой полосе, работали в «Окнах ТАСС». В 1943 г., вернувшись в разрушенный Орел, запечатлели в своих рисунках его возрождение из руин. К. С. Андросов в акварели «Пленные восстанавливают Орел» (1943-1945) показывает хорошо узнаваемое в Орле место возле собора Архангела Михаила, где немецкие военнопленные под конвоем солдат разбирают завалы из кирпичей, оставшихся после бомбежки. На рисунке Н. Н. Моревского «Воскресник у Драмтеатра» (1943) – работающие женщины, на плечи которых легли тяготы по восстановлению нашего города.
Р. В. Осипов не видел войны, но его брат был военным корреспондентом, и об этом художник рассказал в натюрморте «Дневник военного корреспондента. Память о брате» (1983).
В. В. Анисимов, родившийся в 1942 г., свои воспоминания о голодном военном детстве передает в картине «Трудное время» (1983). Н. Я. Силаев, выросший в орловской деревне, знал о войне по воспоминаниям отца, матери и деда. На них основан сюжет его полотна «Трудный хлеб» (1987). В. З. Симаков ушел на фронт 16-летним мальчишкой, прошел всю войну и вернулся домой в орденах и медалях. Натюрморт «Вещи моей молодости» – рассказ о его боевой юности.
Орловский график Г. Д. Калмахелидзе с большой эмоциональной силой отразил военную тему в серии офортов «Красная площадь» (1981-1984). «Для меня Красная площадь и по сей день остается сердцем России, символом нашего государства. Здесь проходят все события нашей истории, переживаются трагедии народа и его победы, с ней связана судьба каждого простого человека», – говорит художник. «Парад на Красной площади», входящий в эту серию, рассказывает об историческом событии, когда солдаты прямо с парада в Москве уходили на фронт.
Войне посвящены линогравюры Л. Н. Потапова из серии «Стихи и песни о войне», и автолитографии М. А. Шураева из серии «Воспоминания о военном детстве» (1979).
На одно из первых мест в изобразительном искусстве в послевоенные годы вышла портретная скульптура. Образы советских патриотов, отстоявших в жестоких боях свободу и независимость нашей Родины, глубоко волновали советских ваятелей. На выставке экспонируются работы известных скульпторов: Б. Ф. Лоренцова – «Портрет Героя Советского Союза, генерал-майора Л. Н. Гуртьева» (1945), З. М. Виленского – «Портрет Героя Советского Союза, летчика-испытателя М. М. Громова» (1970), В. Е. Цигаля – «Солдат», Я. Н. Купреянова – «Два воина».
Портретный жанр представлен и работами двух орловских скульпторов: В. П. Басарева – «Портрет ветерана Великой Отечественной войны» (1983) и Г. А. Князевой – «Портрет маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова» (2007).
Тема Великой Отечественной войны глубока и неисчерпаема. Она остается, и будет оставаться одной из важнейших в российском искусстве, помогая воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к ее прошлому, призывая думать о будущем. По-новому предстоит открыть, понять и отразить ее в своих работах мастерам искусства будущих поколений.
Выставка открыта: с 31 августа по 13 сентября 2020 года
Время работы: с 10.00 до 17.00. Выходной день: понедельник
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29. Тел.: 76-05-86, 76-27-41
images/Putd65WX6eE.jpg
Персональная онлайн-выставка сформирована из произведений, не представленных ранее зрителю и отражает основные направления творчества художника за последние 10 лет.
О художнике:
Лебедев Виктор Иванович – родился 13 февраля 1951 года в городе Орле.
Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят интересную икону середины XIX века "Избранные святые перед иконой "Богоматерь Феодоровская".
Иконы с изображениями святых в молитвенном предстоянии Христу или Богоматери получили широкое распространение в русском искусстве второй половины XVI – XVII века.
На образе из собрания ОМИИ предстает иконографический тип Богоматери Елеуса (Умиление), а именно, извод русского происхождения – «Феодоровская». Чудотворная Феодоровская икона Богородицы, доныне хранящаяся в Костроме, почитается как одна из святынь дома Романовых. Она связана с призванием в 1613 году на царство основателя династии –Михаила Фёдоровича. Ее иконография очень близка Владимирской, отличием Феодоровской иконы является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. Из-за такого положения ног Богомладенца Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» – «шагающие ножки».
В канун празднования Пасхи Орловский музей изобразительных искусств открывает для посетителей музейного сайта виртуальную выставку, посвященную иконе Воскресения Христова рубежа XIX – XX веков из фондовой коллекции ОМИИ.
Икона (40 х 36 см), предположительно, полагалась на аналой в пасхальные и воскресные дни. Живопись по леквкасу в смешанной технике, сочетающей темперу и масляные краски, датируется не ранее чем второй половиной XIX века и сочетается с окладом, несущим явные черты стили модерн рубежа XIX – XX веков. Характерен цветочный фриз, обрамляющий средник: стилизованные белые и розовые цветки с темно-зелеными, салатовыми и кобальтово-синими листьями решены наподобие иллюстраций И. Билибина к русским народным сказкам. Полихромные элементы золоченого, с тиснением, орнамента придают образу особенную жизнерадостность и праздничность.
Виртуальная выставка Гиви Калмахелидзе. Графика (гравюры и рисунки из коллекции автора) приурочена к 80-летнему юбилею нашего замечательного земляка, Народного художника Российской Федерации, широко известного не только в Орле, но и далеко за его пределами. Она включает свыше 100 произведений, являющих лишь небольшую часть того, что было создано Мастером в разные годы. Некоторая ретроспекция позволяет получить определенное представление об основных линиях и многогранности его творчества.
images/Травинская_АФИША.jpg
-
2021 год – юбилейный для хорошо известной в нашем городе замечательной художницы и общественного деятеля, заслуженного работника культуры РФ, Жанны Анатольевны Травинской. Ее по праву можно считать единственным в Орловском крае и по настоящее время художником-керамистом самого высокого уровня.
-
Она является автором огромного числа разнообразных по назначению произведений в различных керамических материалах, умеющего работать с крупными керамическими формами и отражающего интересные и важные темы с помощью образных средств декоративного искусства.
-
Жанна Анатольевна родилась 2 февраля 1936 года на Украине, в Дебальцево. Здесь, на Донбассе, прошли ее детство и юность, вместившие и очень тяжелые события военных лет, в том числе гитлеровскую оккупацию, и нелегкий послевоенный период. И именно здесь она впервые начала познавать красоту природы и притягательную силу народного искусства.
Иванова Ольга Игоревна (родилась 29.06.1946, в городе Воронеже), театральный художник, живописец, график, проектант. Член Союза художников (1991). Член Союза театральных деятелей России (1997). Дочь известного архитектора И.А. Иванова. В Орле с 1948 года. Окончила художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института в 1968году (преподаватели народный художник СССР А.И. Курнаков и народный художник РСФСР И.Г. Степанов). Участница областных, зональных, всероссийских выставок с 1967 года. Работала в Управлении Главного архитектора Орла (1968-1970). Работала художником в Прокопьевском драматическом театре им. Ленинского комсомола (Кемеровская область, 1970-1972), в художественно-производственных мастерских Союза художников в Орле (1972-1994). С 1988 года – член зональной лаборатории театральных художников. С 1993-2001 год художник орловского театра «Русский стиль». Оформлено 48 спектаклей в городах Курске, Орле, Орске, Прокопьевске, Сыктывкаре.
В Орловском музее изобразительных искусств находится 27 произведений (живопись, графика и театральные эскизы декораций) Ольги Игоревны Ивановой, которые были переданы в дар мужем и хранителем творческого наследия художницы Слепнером Юрием Евгеньевичем.
Двунадесятый праздник Преображения Господня чтит событие, произошедшее незадолго до распятия Христа, когда Он с тремя учениками взошёл на гору Фавор и преобразился перед ними во славе Сына Божия. Это событие описывается в трёх Евангелиях (Мф. 17:1- 6, Мк. 9:1 - 8, Лк. 9:28 - 36).
В православной иконографии Преображение обычно показано среди скалистого пейзажа. Небесная слава, исходящая от Христа, озаряет все и всех вокруг.
Праздник Преображения – не только эпизод земной жизни Спасителя. В эсхатологическом смысле это событие направлено к будущему – славе Царства Божия, которое ожидают увидеть христиане.
Увиденное апостолами на горе Фавор, по словам Отцов Церкви, было предзнаменованием будущего мира по воскресении из мёртвых, мира преображённого, достигшего своего предельного совершенства. Апостолы, видевшие Преображение Господа, совершали это преображение постепенно, в течение всей своей жизни. Они преображали общество, в котором жили, тех, с кем общались, прилагая при этом немало усилий.
Православные мотивы в народной вышивке Орловского края конца ХIХ – ХХ вв.
В собрании Орловского музея изобразительных искусств имеем ценную коллекцию памятников традиционного народного искусства Орловского края конца ХIХ – ХХ вв. Более обширную группу памятников, вошедших в коллекцию, составила вышивка. Исстари вышивкой украшали различные предметы быта: полотенца, скатерти, предметы костюма, Средоточием всех технических и узорных приемов вышивки являлись полотенца (рушники). Они издавна сопровождали жизнь русского труженика от рождения до самой смерти. И служили необходимыми оберегами, образы и знаки которых обозначены в вышивке, узорном ткачестве.
Страница 2 из 2