images/Травинская_АФИША.jpg
-
2021 год – юбилейный для хорошо известной в нашем городе замечательной художницы и общественного деятеля, заслуженного работника культуры РФ, Жанны Анатольевны Травинской. Ее по праву можно считать единственным в Орловском крае и по настоящее время художником-керамистом самого высокого уровня.
-
Она является автором огромного числа разнообразных по назначению произведений в различных керамических материалах, умеющего работать с крупными керамическими формами и отражающего интересные и важные темы с помощью образных средств декоративного искусства.
-
Жанна Анатольевна родилась 2 февраля 1936 года на Украине, в Дебальцево. Здесь, на Донбассе, прошли ее детство и юность, вместившие и очень тяжелые события военных лет, в том числе гитлеровскую оккупацию, и нелегкий послевоенный период. И именно здесь она впервые начала познавать красоту природы и притягательную силу народного искусства.
images/Ж.А._Травинская.jpg
Графика Панно и плакетки на кафельной плитке Керамика
Обнаружившиеся у нее еще в детские годы художественные способности привели ее в Россию, в Подмосковье. С 1958 по 1960 год она училась в Гжельском силикатно-керамическом техникуме (ныне Гжельский государственный университет), а с 1960 по 1963 год – в Абрамцевском художественном училище (ныне Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова). После окончания училища, вместе со своим сокурсником Дмитрием Андреевичем Кимом (1931-1984), который стал ее мужем, она была направлена в Орловский край - на родину ее предков. Молодым художникам довелось оказаться у истоков зарождения современной орловской художественной керамики. В Орле они начали работать на Комбинате бытового обслуживания, где открылся керамический участок, и создавали первые, преимущественно сувенирные, образцы орловской керамики для тиражирования.
В 1965 году Жанну Анатольевну избрали председателем созданной в том же году секции декоративно-прикладного искусства при Орловской организации Союза художников и наградили дипломом ВДНХ за образцы орловской керамики. Она стала активно участвовать в выставках с творческими работами, продолжила учебу на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института (1963-1969) и работала уже как самостоятельный художник.
В 1975 году ее приняли в Союз художников. Многие годы она была членом правления его Орловского отделения. В 1991 году стала членом и Российского творческого Союза работников культуры. А в 2014 году получила высокое звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Почти вся ее жизнь связана с Орловским краем, ставшим ее судьбой. Ему и его людям она посвятила себя и свой труд. Здесь буквально с самых первых дней после своего приезда она бережно изучала (и продолжает изучать) наследие народной культуры в музеях и у потомственных мастеров в деревнях. Она «питалась» и жизненными событиями нашего города, бурно растущего и развивающегося в 70-80-ее годы ХХ века, вдохновлялась произведениями великих орловских писателей, атмосферой Спасского-Лутовинова и его окрестностей. Все это переплавилось и отразилось в созданных ею керамических посудных формах, декоративных вазах и настенных пластах, блюдах, тарелках, разнообразных интерьерных объемных композициях, монументальных работах, обычно сочетающих пластику и декоративную роспись.
Виртуальная выставка представляет лишь некоторую часть ее богатейшего творческого наследия, хранящегося в Орловском музее изобразительных искусств, Орловском краеведческом музее Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева, Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», Музее М.М. Бахтина, некоторых организациях города Орла, частной коллекции автора.
Кроме керамики и своеобразных «этюдных зарисовок» на керамической плитке, представлено несколько ранних графических эскизов к будущим произведениям, и графика последних десятилетий, сочетающая пастель и акварель.
Жанна Анатольевна Травинская – принимала и до настоящего времени принимает активное участие в многочисленных выставках: областных, зональных, республиканских, всероссийских, зарубежных. Несколько ее персональных выставок прошло в Барнауле, Дебальцево и Орле.
Произведения Жанны Анатольевны Травинской хранятся музейных собраниях Абрамцевского художественно-промышленного училища, Алтайском музее изобразительных искусств в Барнауле, Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки, Донецком художественном музее, Дебальцевском краеведческом музее, музеях Орловского края, частных коллекциях России, Украины, Болгарии, Польши, Чехии, Германии, Франции, Израиля, Ливана, Кореи, США.
* * *
В изданной много лет назад книжечке «Сказки детства» Жанна Анатольевна Травинская поведала о своем детстве, о приезде в Орел и о произведениях, связанных с нашим городом и Орловским краем. Поскольку эта книжечка уже стала библиографической редкостью, предлагаем познакомиться с отдельными фрагментами из нее, раскрывающими мировосприятие автора и историю создания некоторых произведений, представленных на виртуальной выставке.
«Я родилась и выросла в маленьком городке Дебальцево на Украине. Жила у тетушки Анны на Артемовском хуторе…
…красок и бумаги у меня не было, а была глина, которой тетя мазала земляной пол в хате, но та глина была жидкой. А мне так хотелось мять ее пальцами, держать в руках, ласкать. Узнав, где тетя брала глину, я пошла в карьер и набрала, сколько могла унести. Дома, когда я взяла в руки влажный комок и стала мять, у меня что-то затрепетало в душе, и я наполнилась счастьем. А пальцы сами стали лепить каких-то невиданных зверушек. Так я впервые приобщилась к керамике, и до сих пор в моей душе трепет и счастье, когда я беру в руки глину.
Орел жил во мне сказкой детства, где необыкновенные яблоневые сады, густые леса, красивый городок Новосиль - родина моей бабушки.
Моя сказка стала явью в 1963 году, когда я и мой муж, Дмитрий Ким, закончив Абрамцевское художественно-промышленное училище, приехали по направлению в Орел.
С первых шагов на орловской земле, создавая образцы тиражных изделий, за основу брала крепкие народные формы гончарных мисок, кубанов. Так родились… декоративные плакетки «Орловский спис», «Птица» и другие.
С орловским списом я познакомилась впервые в краеведческом музее, куда пришла, как только приехала в Орел. Научный сотрудник долго рассказывала о технике списового шитья, о мастерицах из Домнино и о возрождении этой технике на фабрике «Восход». Но я не слушала ее. Я смотрела на орнамент. Его текуче-певучие формы, как память детства, возвращали к истокам, к магии знаков и аллегорий. В легкой певучести и веселости орнамента было что-то суровое и монументально-значимое. Это был мир символов. Этот мир лег на мою духовную волну и слился воедино, и вот уже орнамент становится как бы моей душой, а душа живет по законам орнамента: отлив – прилив, отлив – прилив. Сами руки творят на плоскости круга этот отлив – прилив, а потом это состояние переходит на формы, создавая внутренний строй и смысловую полноту.
Так появилась серия блюд «Вариации орловского списа», пласты «Орловчанка», «Орловская матаня»…
Моя жизнь в Орле не была безоблачной. Маленькие дети. Неустроенность с жильем, скудная технологическая база на производстве и непонимание творческих замыслов не давали возможности выплеснуть в материале свои идеи. Эти страдания заставили меня уйти от реального мира в сказку, где можно быть счастливой…
Когда в 1972 году я наконец-то получила жилье в новом микрорайоне, рядом с лесным массивом и квакающими лягушками в маленьких водоемах, я не ощутила это как реальность. Я продолжала жить в сказке и творить ее в больших пластах-картинах: «Мой дом в воскресный день», «Улица Металлургов», … «Концерт в зоне отдыха». Они несут орловский колорит цвета и звука, аромат цветущих трав и шум листвы.
Потом была поездка на Алтай…
Через пять лет я вернулась в Орел, и этот город раскрылся предо мною заново. Старые уголки улиц Пушкарных, Посадских, Васильевской, Борисоглебской, центра города появились в новой серии «Город Орел». Темпераментная трепетность глины и звонкость цвета передавали любовь к городу и уважение к любимому материалу – глине.
Орловщина и Тургенев, Тургенев и Орловщина – для меня единое целое. Именно поэтому еще в начале 60-х годов я обратилась к творчеству великого писателя…
В 1972 году, работая над серией «Вариации орловского списа», выполнила блюдо «Калиныч». Этот герой мне близок по восприятию окружающего мира, тонкостью лирической души. Изображен он сидящим на лесной поляне, с умилением, воспринимающим красоту летнего дня. Над ним порхают бабочки, поют птицы, а он, впитав в себя летний день, выльет душу свлою любимой балалайкой, которая лежит в траве…
В серии «Спасское-Лутовиново» я впервые оторвалась от круга. Каждая новая работа – это живописная картина, писанная огнем и керамическими красками, геометрически выверенный квадрат или прямоугольник, и вазы – монументальные сосуды, в основе несущие народные формы крынок. И вырывается из этой формы любимый дуб Тургенева, среди деревьев парка усадебный дом и флигель, сами вазы, как стволы старых лип.
Глина мой любимый материал. Все подвластно этой как будто невзрачной серой массе, когда она и творец одно целое…».
Жанна Травинская
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ГМЗТСЛ - Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».
- ОГЛМТ - Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева.
- ОКМ – Орловский краеведческий музей.
- ОМИИ – Орловский музей изобразительных искусств.