7 марта 2023 года Игорю Ароновичу Круглому, первому директору Орловской областной картинной галереи (с 1957 по 1964 год), исполнилось 100 лет со дня рождения.
Художник, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств, Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1969 г.), доцент кафедры изобразительного искусства (с 1972 г.) и заведующий кафедрой истории искусства (1972-1986) художественно-графического факультета Орловского государственного педагогического института, краевед и публицист И.А. Круглый с 1963 по 1975 год возглавлял правление Орловской организации Союза художников РСФСР. До конца своих дней Игорь Аронович оставался активным человеком, полным творческих идей и новых проектов. Вся его жизнь была посвящена искусству и неразрывно связана с Орловской областью.
Игорь Аронович стал первым исследователем изобразительного искусства Орловского края. Он вел большую работу по пропаганде творчества орловских художников. Результатом этой деятельности стали его многочисленные научные труды и публикации с анализом архивных документов, историко-биографических данных о художниках и хронологическим обзором художественных выставок. Среди монографий И.А. Круглого выделяются книги, посвященные Народному художнику СССР и близкому другу искусствоведа, А. И. Курнакову. Дружба Игоря Ароновича Круглого и Андрея Ильича Курнакова принесла огромные плоды в развитии культуры города Орла, благодаря им была открыта Орловская областная картинная галерея (нынешний Музей изобразительных искусств).
Перед нами портрет И.А. Круглого, написанный А.И. Курнаковым в 1976-м и переданный в дар музею в 2009 году. На лицевой стороне в нижнем правом углу помещена авторская подпись коричневой краской: «А. Курнаков 76 г.». Художник изобразил искусствоведа в своей мастерской на фоне коллекции икон, которую собирал сам. Игорь Аронович внимательно рассматривает икону, которую держит в руках. Произведение церковного искусства заставило его погрузиться в глубокое раздумье. В советском искусствознании русская иконопись трактовалась как историко-культурный художественный объект, а не элемент религии. Художника и искусствоведа И.А. Круглого этот вид живописи заинтересовал еще во время учебы в московском училище 1905 года. Трепетное отношение к духовному и художественному наследию Руси во многом сформировал в нем его педагог П.И. Петровичев.
На картине А.И. Курнакова уже признанный и опытный искусствовед И.А. Круглый внимательно изучает коллекцию своего друга и коллеги. Все внимание автора сфокусировано на образе портретируемого, художник специально не прописывает детали на заднем плане, чтобы не отвлекать внимание зрителя от его фигуры. Изображенный до колен, почти в профиль, Игорь Аронович сидит в деревянном кресле, с которым связана интересная история. Это одно из кресел Орловского театра кукол, который до 1994 года занимал здание Богоявленского собора. С возвращением храма Церкви, в связи с ремонтом, кресла были розданы в мастерские ведущих художников г. Орла.
На портрете голова искусствоведа слегка развернута к зрителю. Левая нога, закинутая на правую, служит своеобразным поставом для иконы, к которой обращен его взор. Видно, что в иконе отсутствует верхняя шпонка, и старая доска получила заметный изгиб. Изображение на образе от зрителя скрыто. Весь задний план занимают ряды икон, выполненные в допетровской традиции.
Теплые охристые цвета на фоне резко контрастируют с холодными оттенками серо-голубого костюма и ярко-синей рубашки модели. Свет падает на его лицо, выделяя аристократичные черты интеллектуала-педагога. С какой детальной точностью сохраняет художник в своей работе портретные черты друга: узкий удлиненный нос, тонкие губы с остро очерченной носогубной складкой, добрый, ласковый прищур и сосредоточенный взгляд. Глубокие морщины, оставленные временем, говорят зрителю о большом жизненном пути, который прошел Игорь Аронович.
Андрей Ильич в это работе прибегает к излюбленной смешанной технике, сочетающей масляные и темперные краски. Сбалансированный колорит портрета, построенный на сочетании серебристых оттенков костюма с кобальтовым акцентом сорочки и золотисто-охристым фоном, эффектно подчеркивает сумеречное освещение картины, способствующее внутреннему сосредоточению. Свет, мерцая на иконах, отражается на высоком лбу и глазах искусствоведа. Направление его взгляда к иконе продолжается обращением к образам фона и возвращается к лицу изображенного, замыкая круг.
Портрет И.А. Круглого работы А.И. Курнакова – более чем портрет. Это не только художественное раскрытие личности, но и рассуждение о теме русской иконописи в советском искусствознании.
Список источников
1. Круглый И. Петр Иванович Петровичев.- Л.: Художник РСФСР, 1975. - 146 с.: ил., цв. ил.