В канун празднования Пасхи Орловский музей изобразительных искусств открывает для посетителей музейного сайта виртуальную выставку, посвященную иконе Воскресения Христова рубежа XIX – XX веков из фондовой коллекции ОМИИ.
Икона (40 х 36 см), предположительно, полагалась на аналой в пасхальные и воскресные дни. Живопись по леквкасу в смешанной технике, сочетающей темперу и масляные краски, датируется не ранее чем второй половиной XIX века и сочетается с окладом, несущим явные черты стили модерн рубежа XIX – XX веков. Характерен цветочный фриз, обрамляющий средник: стилизованные белые и розовые цветки с темно-зелеными, салатовыми и кобальтово-синими листьями решены наподобие иллюстраций И. Билибина к русским народным сказкам. Полихромные элементы золоченого, с тиснением, орнамента придают образу особенную жизнерадостность и праздничность.
Икона из ОМИИ вариативно воспроизводит запрестольный образ, написанный М.В. Нестеровым для северного придела на хорах Владимирского собора в Киеве в 1891 году. Это обстоятельство позволяет уточнить датировку иконы ОМИИ – после 1891 года.
М.В. Нестеров. Воскресение Христово. Запрестольный образ северного придела на хорах Владимирского собора в Киеве. 1891 г.
В центре средника предстает фигура воскресшего Христа, завернутого в белое полотно, перекинутое через правое плечо, с тонким узором по подолу. Спаситель изображен босым, с полуобнаженным торсом, держащим небольшой жезл в поднятой правой руке и отведенной в сторону опущенной левой рукой (в иконе Нестерова Спаситель держит крест). Расходящееся от нимба Христа сияние, выполненное теснением, сливается с золотым фоном Неба за Его спиной. Слева от Спасителя, за высокими цветочными зарослями крестоцвета, написанного белилами в свободной эскизной манере (в иконе Нестерова на переднем плане цветут ирисы), изображена раскрытая пещера с элементами ордерных перекрытий и треугольным фронтоном. Эта деталь иллюстрирует слова тропаря: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в» (глас 5).
Справа за Иисусом Христом стоит, потупив взор, русоволосый ангел в розовых одеждах, с лором оливкового цвета, со скрещенными на груди руками. Его нимб заполняет узорный орнамент ярко-кобальтового цвета, такие же вставки имеются на крестчатом нимбе Спасителя. Серебристо-серые узкие крылья ангела устремлены ввысь.
Икона относится к образам Пасхального цикла, содержащим сюжетные клейма на полях. Иконографической особенностью нашего образа является выбор 16-ти сюжетов, «прочтение» которых начинается с верхнего левого угла и расположенного в нем «Рождества Богородицы». Великий двунадесятый праздник, открывающий церковный год, представлен лаконично: в центре на одре полусидит святая праведная Анна, на втором плане стоит, молитвенно воздев руки, Иоаким, справа сидит служанка с новорожденной Марией на руках, перед нею слева – чан с водой и белое полотенце для омовения младенца, за нею на втором плане – служанка, несущая роженице кушанье. Далее следуют: «Введение во Храм Девы Марии», «Благовещение», «Рождество Христово» и «Боговление», – в таком же лаконичном композиционном исполнении.
Последовательность клейм, расположенных ниже, нарушена. Под верхним рядом, слева-направо следуют: «Сретение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Воздвижение Креста Господня», «Вознесение» и «Покров Пресвято Богородицы». В нижнем ряду, также слева-направо: «Св. Троица Ветхозаветная или Гостеприимство Авраама», «Успение Богоматери», «Св. Феодосий Угличский с Архангелом Михаилом и мучеником-воином Димитрием Солунским (?)»; «Сошествие Св. Духа на апостолов (с 8-ю апостолами)» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Рождество Богородицы. 2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. 3. Благовещение. 4. Рождество Христово. 5. Крещение. 6. Сретение. 7. Преображение. 8. Вход Господень во Иерусалим. 9. Воздвижение Креста Господня. 10. Вознесение. 11. Покров Пресвятой Богородицы. 12. Св. Троица. 13. Успение Богоматери. 14.Св. Феодосий Угличский с Арх. Михаилом и мучеником-воином Димитрием Солунским (?). 15. Сошествие Св. Духа на апостолов. 16. Усекновение главы Иоанна Предтечи. |
6 |
7 |
||||
8 |
9 |
||||
10 |
11 |
||||
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Надписи под клеймами нанесены белилами по позолоте. Поля обрамляет тесненная по золоту «плетенка» с цветочными вставками по углам и по центру каждой стороны. Иконографическая программа клейм, включающая великие, двунадесятые праздники и образы избранных святых (ее составной, индивидуальный характер), позволяет предполагать, что икона была заказной.
Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити (Стихира, глас 6).