Выставка
«Память о войне».
К 75-летию Великой Победы
Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.
(из фондов музея)
Начало работы выставки: 8 мая 2020 года.
Поскольку даты экспонирования, запланированной выставки в экспозиционных залах музея из-за карантина были перенесены на август, а празднование 9 мая в год 75-летия Великой Победы хотелось бы всё-таки отметить выставкой. Было принято решение 10 произведений представить в виде виртуальной-онлайн выставки. Ниже представлена аннотация к выставке в полном объёме с описанием, как представленных онлайн произведений, так и тех, которые вы увидите в августе.
Посмотреть: Онлайн-выставку. Виртуальная выставка «Память о войне». К 75-летию Великой Победы Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство. (из фондов музея)
Выставка организована в рамках проекта, в течении ряда лет тематически представляющего произведения из музейного собрания. Она включает около 90 экспонатов, созданных 59 авторами разных поколений в сюжетных композициях, портретном жанре, пейзаже и натюрморте.
Задача выставки - помочь эмоционально прочувствовать, какой великой ценой, мужеством и героизмом на фронте и в тылу была добыта великая Победа 1945 г. в самой страшной в истории человечества войне, принесшей неизмеримое горе и страдания нашему народу. Она дает возможность увидеть, как с помощью выразительных возможностей разных видов искусства тот или иной автор смог представить в художественных образах события тех незабываемых лет.
В экспозиции немало произведений представителей старшего поколения, участников войны, с достоверной убедительностью передавших свои непосредственные впечатления в полотнах, графических листах и пластике.
П.А. Кривоногов вместе с действующей армией прошел долгий путь до Берлина. Награжден Орденом Красного Знамени, медалями за боевые заслуги и за взятие Берлина. Стал одним из первых художников, обратившихся к подвигу героев, на которых обрушилась начальная атака войск фашистской Германии. Он посвятил им грандиозное полотно «Защитники Брестской крепости” (1951). На выставке представлен его пейзаж «Развалины Брестской крепости» (1950) и запечатлевший одного из ее защитников «Портрет Героя Советского Союза П.М. Гаврилова».
Ф.А. Модоров создал большую живописную галерею участников партизанского движения. На «Портрете генерала В.З. Коржа» (1945-1947) он представил одного из известнейших руководителей партизанского движения в Белоруссии. Под его командованием партизанскими соединениями было разгромлено 60 немецких гарнизонов, уничтожено 478 вражеских эшелонов, 86 танков и бронемашин, 29 орудий, выведено из строя 519 км линий связи.
Э.К Вейдеманис за цикл картин о Москве стал Лауреатом премии столичной Мэрии. На выставке можно увидеть одну из работ этого цикла - «Москва. 1941».
Б.Ф. Федоров воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах старшим механиком и водителем тяжелого танка «КБ», принимал участие в штурме Рейхстага. Его работа «Ленинград в блокаде» (1962) - о времени нелегких испытаний, выпавших на долю его родного города.
В.Н. Медведев в составе 62-й армии, вместе с группой художников Студии военных художников им. М.Б. Грекова, участвовал в боях под Сталинградом, с войсками 1-го Белорусского и Прибалтийского фронтов прошел Польшу, Чехословакию, Германию и закончил войну в Берлине. О последних днях войны повествует его картина «Незабываемый 1945 год» (1969).
И.М. Ильин в составе 254-й стрелковой дивизии был пулеметчиком. На выставке представлены его портреты и фронтовые зарисовки.
С.С. Уранова в 1942 г. добровольцем ушла на фронт и через четыре года встретила День Победы на Эльбе. На фронте художница создала большую серию натурных карандашных зарисовок. На выставке представлен подготовительный эскиз к большой картине "Медсанбат", завершенной ею в 1967 г.
Художники из творческой группы Кукрыниксы М.В.Куприянов и П.Н.Крылов в годы войны работали в «Окнах ТАСС», проехали по освобожденной от немецкой оккупации территории, оставив художественно-документальные свидетельства о войне: «На Орловско-Курском направлении» (1943), «Город Орел» (1943), «Софийский собор в Новгороде» (1944).
Большой интерес вызывают тематические полотна художников: Т.Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (авторское повторение) (1949-1950), Б.М. Лавренко «1941 год» (1959), М.В. Добросердова «Прощание» (1964), Е.Н. Широкова «На улице Береговой. Весной 1945» (1985), Т.Е. Коваленко «Сыновья на войне» (1987).
Почти не осталось рядом с нами ветеранов Великой Отечественной войны. Стремительно уходит поколение тех, чье детство пришлось на эти трагические годы. Одним из важных разделов в экспозиции являются произведения на тему "Война и дети".
А.В.Толкач с большой драматической силой передает состояние тревоги в своей картине «Ожидание» (1978-1979). Когда закончилась война, художнику было пять лет. Он и его мать каждый день ждали отца, так и не вернувшегося с фронта.
О трагедии своего поколения рассказал А.А. Жабский в картинах «Репетиция» (1983), «Хлеб фронту» (1988), «Художник и дети» (2007) из серии «Дети войны. 1943 год». «Это мое военное детство; жизнь детей войны была тяжелой, но так жили все вокруг и другой жизни не знали»,- вспоминал он.
Когда началась война, орловской художнице Л.М. Алексеевой было всего четыре года, но это страшное время навсегда врезалась в ее память. «Дети войны» - это автопортрет с маленькой сестричкой, прижимающей к себе любимого плюшевого мишку. Они стоят во дворе старинного дома купца Ситникова на Болховской (ныне ул. Ленина), в котором тогда жили.
Немало осиротевших детей шло по военным дорогам, приближаясь к действующим военным частям, где получали хлеб и кров, становясь «сыновьями полка». Художник С.Я. Адливанкин изобразил такого мальчика в картине «Мальчик с ложкой» (1942).
Многое пережили дети, находясь на территории немецкой оккупации. Жанровая картина В.П. Хохрина «В тылу врага» рассказывает, как в лесу мальчик помогает раненому военному летчику.
Свое опаленное войной детство на Украине отразили орловские художники: керамист Ж.А. Травинская - в декоративных пластах «Детство. Бомбежка», «Отрочество. Продажа воды у поездов» (1984) и скульптор Л.М. Бугай - в барельефе «Воспоминания детства» (1985).
Тема «Война и дети» продолжается и в разделе графики. Н.Н. Жуков в 1944 г. создал с натуры рисунок «Беженцы». И.Н. Воробьева в гравюре «Скудный ужин» изобразил маленьких детишек за полупустым столом.
Необычайно драматичен карандашный рисунок С.С. Косенкова. «Ждем отцов» (1974). Это эпизод из его биографии: деревенские мальчишки, между которыми изображен, и он сам, стоят у дороги, надеясь увидеть среди возвращающихся с войны солдат, своих отцов.
В разделе графики также представлены произведения художников-ветеранов, которые во время войны в перерывах между боями делали зарисовки, ставшие сейчас очень ценными документами для последующих поколений, не знающих войны.
Это рисунки В.Н.Сигорского «Разрушенный Орел» (1943) и «Восстановление моста через реку Орел» (1943).
А.К.Боровская в годы войны работала медсестрой в госпитале, выезжала для зарисовок к партизанам и на Калининский фронт. На выставке представлены три портрета, выполненные ею после освобождения Орла в 1943-1944 гг. Генерал-майор А.П. Горшков руководил партизанским движением на Орловщине, Лида Окушко и Л.Н. Трошкина - работали на заводе «Текмаш», который в эти годы имел оборонные значение. Рисунок художницы «Взорванный мост через реку Орлик» (1943) свидетельствует о тех разрушениях, которые оставили после себя фашистские оккупанты.
В.В.Богаткин на основе военных зарисовок создал серию работ, с одной из которых, - «Последний бросок. Штурм Рейхстага» (1945), можно познакомиться на выставке.
М.М. Черемных в годы войны находился в эвакуации в сибирском городе Бийске. В этот период созданы его гуаши «Коптилка» и «Вечер» из серии работ «Тяговые зарисовки».
Кроме произведений оригинальной графики, на ней экспонируются и печатные листы: литография «Штурм Кенигсберга» (1957) А.К. Крутцева, серия офортов «Путь солдата» О.Г. Бетехтина, серия гравюр «Женщины России в годы войны» (1989) И.Н. Воробьевой.
Особое место на выставке занимают произведения фронтовиков-орловчан.
Г.В.Дышленко был участником Курской битвы, освобождал город Орел от немецко-фашистских захватчиков. Тема войны стала одной из самых важных в его творчестве. Основой сюжета его композиции «На Орловско-курском направлении» (1973) послужили события, в которых художник сам принимал участие. Выразителен психологический контраст между группой сидящих пленных немецких офицеров и уверенно стоящим на родной земле советским солдатом.
Самым известным орловским живописцем, А.И. Курнаковым, в 1990 г. написан «Портрет участника Великой Отечественной войны, капитана бронетанковых войск, художника Н.Д. Овсянникова». Мастер изобразил ветерана на фоне своей диорамы «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года», созданной им к 40-летию освобождения Орла от немецких оккупантов в 1983 г.
В.А. Дудченко получил тяжелое ранение в боях под Великими Луками, долго лежал в госпитале и осенью 1943 г. вернулся в родной город с папкой рисунков, выполненных между боями и во время лечения.
Н.И. Полунин служил в пехотном полку сапером, всю войну не расставался с карандашом и блокнотом, создав целую серию зарисовок.
Старейшие художники, преподававшие в Орловском художественном училище, - К.С. Андросов и Н.Н. Моревский, в годы войны находившиеся в прифронтовой полосе, работали в «Окнах ТАСС». В 1943 г., вернувшись в разрушенный Орел, запечатлели в своих рисунках его возрождение из руин. К.С. Андросов в акварели «Пленные восстанавливают Орел» (1943-1945) показывает хорошо узнаваемое в Орле место возле собора Архангела Михаила, где немецкие военнопленные под конвоем солдат разбирают завалы из кирпичей, оставшихся после бомбежки. На рисунке Н.Н. Моревского «Воскресник у Драмтеатра» (1943) - работающие женщины, на плечи которых легли тяготы по восстановлению нашего города.
Р.В. Осипов не видел войны, но его брат был военным корреспондентом, и об этом художник рассказал в натюрморте «Дневник военного корреспондента. Память о брате» (1983).
В.В. Анисимов, родившийся в 1942 г., свои воспоминания о голодном военном детстве передает в картине «Трудное время» (1983). Н.Я. Силаев, выросший в орловской деревне, знал о войне по воспоминаниям отца, матери и деда. На них основан сюжет его полотна «Трудный хлеб» (1987). В.З. Симаков ушел на фронт 16-летним мальчишкой, прошел всю войну и вернулся домой в орденах и медалях. Натюрморт «Вещи моей молодости» - рассказ о его боевой юности.
Орловский график Г.Д. Калмахелидзе с большой эмоциональной силой отразил военную тему в серии офортов «Красная площадь» (1984). «Для меня Красная площадь и по сей день остается сердцем России, символом нашего государства. Здесь проходят все события нашей истории, переживаются трагедии народа и его победы, с ней связана судьба каждого простого человека», - говорит художник. "Парад на Красной площади", входящий в эту серию, рассказывает об историческом событии, когда солдаты прямо с парада в Москва уходили на фронт.
Войне посвящены линогравюры Л.Н. Потапова «Враги сожгли родную хату» (1976), «Декабрь 1941» и автолитографии М.А. Шураева из серии «Воспоминания о военном детстве» (1976).
На одно из первых мест в изобразительном искусстве в послевоенные годы вышла портретная скульптура. Образы советских патриотов, отстоявших в жестоких боях свободу и независимость своей Родины, глубоко волновали советских ваятелей. На выставке экспонируются работы известных скульпторов: Б.Ф. Лоренцова «Портрет Героя Советского Союза, генерала-майора Л.Н. Гуртьева» (1945), З.М. Виленского «Портрет Героя Советского Союза, летчика-испытателя М.М. Громова» (1970), В.Е. Цигаля «Солдат», Я.Н. Купреянова «Два воина».
Портретный жанр представлен и работами двух орловских скульпторов: В.П. Басарева - «Портрет ветерана Великой Отечественной войны» (1983) и Г.А. Князевой - «Портрет маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова» (2007).
Тема Великой Отечественной войны глубока и неисчерпаема. Она остается и будет оставаться одной из важнейших в российском искусстве, помогая воспитывать любовь к своей Родине, уважение к ее прошлому, задумываться о будущем. По-новому предстоит открыть, понять и отразить ее в своих работах мастерам искусства будущих поколений.
На афише изображение: Толкач Александр Владимирович (1940-1996). Ожидание. 1978-79 гг. Холст, масло.