Памятники крестьянской вышивки в технике «Орловский спис» представлены в ОМИИ, относятся к концу ХIХ – началу ХХ веков.
Поисковая деятельность сотрудников ОМИИ, которая проводилась в 1960 – 1980 годы на нынешней территории области, выявили прежний ареал бытования орловского списа. Это бывший Орловский уезд и прилегавшие к нему уезды: Кромской, Мценский, Карачевский, Малоархангельский. Образцы орловского списа, здесь обнаруженные, и составили их коллекцию в ОМИИ. Вышивка в технике орловский спис выполнялись для украшения рушников и скатертей.
Само понятие - «орловский спис» - включает сочетание двух технических приемов: набора и росписи. Рисунки выполняются по цельному холсту хлопчатобумажными нитями. Красный цвет – основной для орловского списа. Он богат оттенками: от насыщенного, яркого, до самого светлого, почти прозрачного. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных «бранок» (узорных заполнений внутри контура).
Среди образцов преобладает мотив «древо жизни». На ветвях древ расположены стилизованные плоды, цветки, продолговатой формы листья.
Распространены также древа, выполненные росписью и двусторонним крестом. В коллекции имеем характерный образец - древо с ветвями окантами. Он приобретен под названием «лягушка». Древо «лягушка» («лягушкою») изображали на концах рушника то вниз, то вверх верхушкой «маковкой». «Одно и то же древо на двух или разных концах рушника вышивали то вверх, то вниз маковкой». В мировоззрении славян существовало представление о «мировом древе», которое росло как корнями вверх - в небо, а верхушкой вниз - к земле, так и наоборот».
Схема ветвей на данном образце схожа с конструкцией боковых ветвей на древе («кусте») в кружевном подзоре свадебной простыни первой половины ХIХ века Нижегородской или Вологодской губернии из собрания; на подзоре из Тверской губернии того же периода (ГРМ,) украшенные цветками пяти, четырех, трех лепестковыми. В орловском варианте лепестки цветков или выборочно прочитываются или превращаются в округлые, либо неправильной криволинейной формы элементы.
Боковые ветви древа на данном образце не случайно могут ассоциироваться с рогами оленя. Олень – один из любимых персонажей в русском народном искусстве. Он веками оставался как как олицетворение здоровой жизненной силы, прекрасных природных форм. Рога оленя ассоциировались в народе с деревом, и в подобном амплуа их стилизованный рисунок вошел в искусство различных народов. Ведь рога оленя постоянно обновляются, подобно тому, как это происходит с ветвями, листвой реальных деревьев. Сам рог оленя почитался как амулет и оберег. Не случайно русские жены заставляли гневливого мужа носить при себе кусочек оленьего рога.
На данном образце особо отмечаем также присутствие специфичного рисунка на конце ствола в виде угла из двух червеобразных элементов. Между ними помещен иной элемент. Так в вышивке создан образ «лягушки – роженицы» - символ плодородия.
В трехчастных древесных композициях центральное древо обычно дано в сопровождении двух идентичных между собой, но отличительных по рисунку от центрального.
На одном из полотенец из Орловского уезда центральное древо дано в виде антропоморфной фигуры с молитвенно поднятыми руками. От «локтей» как бы прорастает по одной птице предельно обобщенного силуэта с поднятым крылом. Здесь угадывается след древнейшего почитания божества в его небесной ипостаси (птица как знак неба). Боковые древа построены из двух соединенных по вертикали антропоморфных крестообразных фигур. Подобные конфигурации, известные еще по памятникам глубочайшей древности, исследователи обозначают знаками плодородия. Около каждого бокового древа помещено по одной столпообразной форме имеют эстетическую и нравственную ценность, свидетельствуют с утолщенным верхом. В списовом воспроизведении это также один из вариантов древа.
Наряду с древами в орловском списе почитаем образ «птицы павы» - птицы счастья». Она близка по конструкции к самым различным образцам в русской народной вышивке, но созданная в технике орловского списа, она обладает специфично обширными, распластанными формами.
Памятники орловского списа, вошедшие в собрание ОМИИ, участвовали на нескольких выставках, как в ОМИИ, так и вне его, и всегда свидетельствовали о их зрительской притягательности.