Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

  • «Память в бронзе: скульптурный портрет из фондов ОМИИ»

  • Цветы на фарфоре. Россия. Часть IV

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

«Память в бронзе: скульптурный портрет из фондов ОМИИ»

Информация о материале
Создано: 31 декабря 2023

Виртуальная выставка из цикла «Облики эпохи»

к 180-летию М.М. Антокольского и 155-летию Орловского железнодорожного узла 

В 1980 г. из музея имени И.С. Тургенева в собрание поступил бронзовый скульптурный бюст, изображающий концессионера Самуила Соломоновича Полякова в мундире, с орденами и лентой через плечо. На срезе справа, вдоль верхней кромки, процарапано: М. Antokolsky(?).

   М.М. Антокольский. Портрет  С.С. Полякова. Бронза. 1877. ОМИИ 

Академик, профессор скульптуры Императорской Академии художеств,  Марк Матвеевич Антокольский (1840–1902) стал крупнейшим русским скульптором второй половины XIX века, в творчестве которого активно развивались новые принципы жизненной, реалистической пластики. Современники признавали М.М. Антокольского величайшим скульптором второй половины XIX века, равным Родену. Главные черты творчества Антокольского-скульптора – этическая высота и патриотизм героев, выраженные в формах реализма.

По наблюдениям автора монографии об Антокольском, Эры Васильевны Кузнецовой, «”Реализм” в портрете понимался в то время как «похожесть», точность передачи сходства» [Здесь и далее: 5: 205]. Поэтому, по мнению Э.В. Кузнецовой, среди работ этого направления у Антокольского было «так  много внешне реалистичных, правдоподобных, но внутренне пустых [выделено мною – Т.Л.], поверхностных портретов», к которым она относила и портрет Самуила Полякова. 

В 1877 году скульптор закончил полнофигурную статую Самуила Соломоновича (ГТГ). В апреле 1878 г. им были исполнены в бронзе наш портрет С.С. Полякова и членов его семьи [5: 286] (одновременно с портретом в бронзе редактора «Отечественных записок» А.А. Краевского, мраморным портретом Саввы Мамонтова и другими). Остается только восхищаться мастерством и законченностью всех этих произведений при столь плотном рабочем графике скульптора. 

В это время Антокольский  жил и работал в Италии, по настоянию своего лечащего врача – профессора, тайного советника и лейб-медика Сергея Петровича Боткина, мраморный портрет которого он исполнил в 1874 году. С доктором Боткиным они имели давнее знакомство через его родного брата, Михаила Боткина, старшего товарища Антокольского по Императорской Академии художеств (сестра Боткиных – Мария Петровна была замужем за Афанасием Афанасьевичем Фетом). Кстати, бронзовый бюст другого нашего земляка – И. С. Тургенева – выполнялся Антокольским с натуры, был отлит в 1883 году и передан Министерством культуры в музей Спасского-Лутовиново к 190-летию классика (гипсовый тонированный портрет 1880 года хранится в ГРМ).

Ведущий российский художественный критик второй половины XIX века, Владимир Стасов признавал, что статуя С.С. Полякова «по жизни, простоте, изумительной реальности… не имеет себе равных во всей европейской скульптуре» [9:498]. Однако, Стасов, по выражению Э.В. Кузнецовой, «никогда не мог простить скульптору, что тот не создал портретов многих лучших людей России: М.П. Мусоргского, В.А. Гартмана и особенно Л.Н. Толстого» [5:498] . 

   М.М. Антокольский. Портрет  С.С. Полякова. Бронза. 1877. ОМИИ 

Кем же был «виновник» нападок критика на выдающегося скульптора? Тайный советник, концессионер, «железнодорожный король» и благотворитель Самуил Соломонович Поляков (1837–1888) был выходцем из семьи еврейского купца, за личные заслуги перед Россией он был возведен во дворянство. Его родной брат, банкир Лазарь Поляков считается отцом легендарной балерины Анны Павловой [7]. 

Дефицит рельсовых дорог в России сказался тогда на поражении в Крымской войне 1854–1856 гг., и явившееся всему миру «Российское железнодорожное чудо»  Полякова стало самым необычным из событий экономической жизни Империи в XIX веке. 

Не любивший «противных заказов» Антокольский, в своем понимании современных реалий и художественных задач, писал: «Искусство требует от портрета нечто другое, нечто большее, чем внешнее сходство, оно требует характерности, типичности, мощной техники, красок, виртуозности, а главное выразительности, жизни, полной дум и чувства», – писал Антокольский в статье «Почему я не принимаю участие в конкурсах» [5: 274]. В нашем портрете Антокольским убедительно переданы незаурядный ум, доброта и юмор Самуила Полякова и, по-видимому, характерная для него, усталая улыбка. Он долго давал благотворительные обеды, чтобы поддержать своего престарелого учителя Мельникова, бывшего главу путей сообщения. Скончался Самуил Поляков от удара, в 50 лет, провожая близкого человека в последний путь... Психологическая характеристика образа С. Полякова убеждает в искреннем расположении автора к своей модели, а также демонстрирует академически крепкую скульптурную форму, уверенную лепку и цельность работы, которые в работах  Антокольского так ценил В. Стасов.  

М.М. Антокольский. Портрет  С.С. Полякова. ОМИИ. Фрагмент

Самуил Соломонович был награжден орденами орденом св. Владимира 3-й степени, св. Станислава 1-й и 2-й степеней и рядом иностранных орденов. На шее портретируемого изображен орденский знак –  владимирский крест. Орденом Св. Владимира удостаивали и за военные заслуги, и за гражданские отличия… Если такой же крест носили на шее, он обозначал более высокую, третью ступень [8:121-122]. С момента утверждения орден Св. Владимира вручался за заслуги и выслугу лет. Так, например, лица императорской фамилии не могли его получить при крещении или достижения совершеннолетия, т. к. ордена св. Георгия и св. Владимира требовалось заслужить [8: 129]. В дореволюционной России на красно-черной ленте ордена св. Владимира носили многие медали [8:140]. На левой стороне груди Полякова вверху расположена звезда ордена Св. Владимира. Пожалованный С.С. Полякову гражданский чин тайного советника (3-й в табели о рангах) соответствовал армейскому званию генерал-лейтенанта и давал право на потомственное дворянство.

Польский орден св. Станислава был самым младшим в иерархии орденов Российской империи, им преимущественно награждали чиновников [8:185], его девиз на латинском языке звучал: «PREMIANDO INCITAT» (награждая, поощряет). Когда орден стал российской наградой, на его знаке в виде креста красной эмали с четырьмя польскими орлами между лучами, в центральном медальоне вместо фигуры епископа помещались буквы «SS» (святой Станислав) [8: 182-183]. 

Самуил Поляков построил в России девять крупных железных дорог, в том числе Орловско-Грязскую (станции в пределах Орловской области в почти не изменились), основал железнодорожное училище и классическую мужскую гимназию в Ельце, в которой учились И.А. Бунин и М.М. Пришвин. 

Примечательно, что серия портретов Поляковых (10 бронзовых бюстов и статуя) предназначались для переплавки и были сохранены благодаря своевременной атрибуции старшего научного сотрудника Русского музея, Г.М. Преснова [5: 275]. 

Ученик М.М. Антокольского, Илья Гинцбург (автор памятника Антокольскому  и его бронзового бюста, похищенного с могилы на кладбище в С.-Петербурге в начале 1928 г.) писал о нем так: «…первый скульптор-еврей, который благодаря своему выдающемуся таланту приобрел громкую известность и всемирную славу» [2: Стб. 784-796].

                                                                    Кандидат искусствоведения, 

Т.В. Лазарева


  1. Власов В.Г. Антокольский Марк Матвеевич, Мордух Матысович // Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3 т. – СПб.: Кольна, 1996. – Т. 2: Словарь имён: А–Л. – С. 32. – 543 с., [8] л. ил.: ил.
  2. Гинцбург И.Я. Антокольский, Марк Матвеевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1908. – Т. 2. – Стб. 784–796.
  3. Марк Матвеевич Антокольский: Его жизнь, творения, письма и статьи: С факс., портр. и снимками / Под ред. В.В. Стасова. – СПб.; М.: Изд. Т-ва М.О. Вольф, 1905. -[4], LVII, [1], 1046, [1] с., 19 л. ил., портр., факс.: ил., табл., портр.
  4. Кривдина О. А. Марк Матвеевич Антокольский: «От России – для России». – СПб.: Сударыня, 2008. – 475, [2] с., [40] л. ил., портр.
  5. Кузнецова Э.В. М.М. Антокольский: Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1989. – 310 с.: ил. 
  6. Лебедев А.К., Бурова Г.К. Творческое содружество: М.М. Антокольский и В. В. Стасов. – Л.: Художник РСФСР, 1968. – 110 с., 7 л. ил. 
  7. Мищенко Е.А., Штейнберг А.Я. Последний импресарио. Сол Юрок. 2016. -23 с.
  8. 8. Ордена Российской империи/Автор В.А. Дуров.- М.: Белый город, 2002. - 224 с.
  9. Стасов В.В. Двадцать пять лет русского искусства// Избр. соч. в трех томах, т. 2/ – М.: Искусство, 1952. -784 c.
  10. Стасов В.В. Марк Матвеевич Антокольский: его жизнь, творения, письма и статьи : с факсимиле, портретами и снимками / Под ред. В.В. Стасова. – СПб., М., 1905. – [5], II, LIX, 1047 с., 18 л. ил.: ил., фронт. (портр.).  
  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам