Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
г. Орел, ул. Октябрьская, 29
Время работы с 26 сентября по 26 октября 2014 г.
На выставке «Русское искусство ХХ века из фондов музея» показывается 38 произведений живописи. Целью выставки является публичное представление наиболее ценных и уникальных экспонатов из самой крупной музейной коллекции ХХ века, которая в настоящее время составляет ѕ всего собрания. Ее начало было положено в 1927 году, когда из Московского музея живописной культуры поступили произведения русского авангарда 1910 - 1920-х годов, являющиеся сегодня особо ценной частью коллекции. В последующее десятилетие, после создания музея, этот раздел существенно пополнился за счет произведений, приобретенных непосредственно у наследников художников. Таким образом, сформировалась полноценная группа работ художников, представляющих русское искусство 1910 – 1930-х годов.
Для этого периода полного поиска и эксперимента, характерно возникновение новых выставочных объединений, многочисленных художественных группировок.
Тесно связанным с объединением «Союз русских художников» оказалось творчество Л.В. Туржанского «Деревня ранней весной. Две лошади», (1913). Он исходил из традиций передвижников и писал на характерно русские темы, развивая русскую пленэрную живопись. Особое место в «Союзе» занимает С.В. Малютин. Именно в его произведениях – в первую очередь в портретах – с наибольшей определенностью проявились крепкие глубинные связи с реалистическими традициями искусства II половины ХIХ века.
«Эхом прошедших времен» воспринимается портрет «Амазонка», (1920) С.В. Малютина. Художник с большим мастерством передал артистизм утонченной поэтической натуры, сложный духовный мир личности.
А.Е. Архипов в своих произведениях идет по пути передачи типического в конкретном. Он увлечен идеей создания народных крестьянских образов, воплотившейся в целой серии портретов, в ряду которых находятся и его «Цветочница», (1917).
Работы С.В. Малютина и А.Е. Архипова выполненные в технике пастели, отличаются высокой культурой реалистического видения, присущей русской художественной школе.
В 1910-е годы на арену творческой жизни выходили представители новых живописных течений, которые преследовали цель показать современное русское искусство в его новых проявлениях. К ним относился Р.Р. Фальк. В экспозиции Салона «Золотое руно» (1909 – 1910) была представлена картина «Лиза в голубой шали». Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной Фальк (1880 – 1963), 1909. Работа интересна как этап на пути преодоления художником импрессионизма и стремления овладеть новой системой декоративной живописи.
К периоду активного участия Н.С. Гончаровой в обществе «Бубновый валет» относится создание «Портрета Мака (Иванова Петра Ивановича) (1910). Портрет относится к неопримитивистскому периоду деятельности художницы, который во многом аналогичен французскому фовизму и немецкому экспрессионизму.
Картина М.В. Ле-Дантю «Поворот автомобиля» (1910-1911) – редкий образец футуристической живописи, где художник стремится передать впечатление движения, возникающее во время езды автомобиля по одной из московских улиц, стремится преодолеть статичность живописи.
Для 1910 – 1920-х годов характерно большое студийное движение, ярким представителем которого явился М.В. Матюшин. С 1911 года художник теоретически работал над проблемой пространства, вел в Академии художеств «Мастерскую пространственного реализма», работа в которой велась на основе принципов пространственно-цветовой теории.
Новые цветопространственные ощущения ярко проявились в экспериментальных живописных полотнах 1920-х годов П.В. Эндера, ученика М.В. Матюшина, названных художником «Краски природы» (1920-е). Художник воспринимал каждое наблюдаемое им природное пространство через особенности его цвета. В «Красках природы» сама живопись напоминает о цвете неба, солнца, воды.
В 1924 году было организовано «Общество московских живописцев». Для художников этой организации, среди которых был А.В. Куприн, Р.Р. Фальк, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, А.А. Осмеркин бывшие члены «Бубнового валета», было характерно слияние языка предметной формы с новым содержанием. Часть членов этого объединения – А.Д. Древин, Н.А. Удальцова, А.Ф. Софронова в конце 1920-х годов входят в группу художников, чья деятельность занимает определенное место в ряду разнообразных явлений искусства рубежа 1920 – 1930-х годов, получившая по числу участников выставок наименование «13». Общим для них было стремление к непосредственному и свободному изображению действительности, поиски подлинно высокой художественной культуры. Для стилистики их работ характерны преобладание мягкой, гибкой линии, внимание к передаче пространственно-воздушной среды, сложная гамма цвета.
В работах А. Древина «Город Дмитров» (1924), «Портрет Н.А. Удальцовой» (1935) посредством цветовых модуляций достигается мощная пластическая выразительность в создании образа. Роль Н.А. Удальцовой в жизни и искусстве художника велика: Н.А. Удальцова, жена художника, женщина удивительной духовной красоты, редкого благородства, была той музой, которая вдохновляла А. Древина. Совместная поездка на Алтай вылилась в большое количество работ, среди которых представленная на выставке работа Н.А. Удальцовой «На току. Алтай» (1932). Творчество Н.А. Удальцовой представляет особый интерес, так как она является уроженкой Орла.
Орловчанкой является и А.Ф. Софронова, в творчестве которой Орел занимал особое место. В серии орловских пейзажей, образно-эмоциональная искренность сочетается с тонкостью и высотой живописной культуры.
Наиболее полно представлен в музее еще один период ХХ века – творчество художников «шестидесятников».
1960-е годы отмечают как период очередных «поисков» в искусстве, когда происходит крах идейно-художественного движения 1940-х – 1950-х годов. «Период оттепели» - время появления художественных течений и направлений большей частью апеллировавших к искусству начала века. Одновременно продолжает традиции «Союза русских художников» реалистическая школа живописи. Ее в собрании музея представляют работы В.Ф. Стожарова, Н.М. Ромадина, В.Н. Гаврилова, А.П. и С.П. Ткачевы, А.А. Пластова, Б.В. Щербакова.
В своих картинах они сочетают новаторство и традиции. Обращаясь к теме «деревни», пейзажу, отображают простую красоту действительности.
Своеобразный, очень индивидуальный, образный и живописный строй отличает произведения Н.М. Ромадина – тонкого лирического пейзажиста, певца русской природы. В пейзаже «Зачарованный лес» природа предстает одухотворенной, глубоко поэтичной, сказочно зачарованной.
Принадлежность будничному «празднику жизни» как особое, драгоценное свойство предметного и внешнего мира лежит в художественной концепции пейзажей и натюрмортов художника В.Ф. Стожарова.
В картине «Бабье лето», (1957) мы наблюдаем слияние пейзажа и бытового жанра.
Художественное описание предметного мира деревни особенно свойственно натюрмортам В.Ф. Стожарова. В натюрморте «Молоко» фактурная живопись воспроизводит физические свойства вещей, передавал тоску художника по уходящему деревенскому быту.
В картине «Бурный ветер» художник В.Н. Гаврилов не прибегает к подробному рассказу. Чисто колористическим решением ему удается выразить эмоциональное состояние перед грозой.
Главными героями произведений братьев Ткачевых стали труженики села. В картине «Уборка картофеля» авторы запечатлели нелегкий труд сельских женщин. Здесь всё предельно правдиво: обветренные грубоватые женские лица, естественные позы женщин, согнувшихся от тяжести корзин с картофелем. В то же время живописное решение придает картине декоративность и праздничность.
А.А. Пластов всю свою жизнь посвятил русской деревне. Он создал серию портретов жителей села Прислониха - один из них «Соня Шарымова» (1960-е).
В конце 1950-х в искусстве выявилось самое значимое идейно-художественное течение, получившее определение «суровый стиль». В этот период в искусстве преобладали гражданские мотивы, наполненные публицистичностью. Круг тем расширился, их воплощение стало смелее и содержательнее.
Редкий образец «сурового стиля» - тема культа личности представлена произведениями В.Е. Попкова: «Чекист» (1963), «Интерьер» (1962), «Мужчина в черной гимнастерке» (1969), объединенные в триптих.
Здесь художник предстает в новом качестве и, выступая, как большой силы обличитель и человек с ярко выраженной гражданской позицией, прибегает к гротескной форме, наделяя изображения повышенной выразительностью. Аскетизм, экспрессия «Чекиста» контрастируют с «Мужчиной в черной гимнастерке», в котором выражена деформация личности. «Интерьер» – это тревожный рассвет, гулкие шаги, звонок в дверь. Здесь можно увидеть целое действие, воплощенное в художественную форму.
Работа З.П. Аршакуни «Дома» (1964) представляет следующее самое острое явление художественного движения – картину нового типа: яркое декоративное полотно, проникнутое духом фольклорной пародийности, не чуждое открытой ироничности и гротеска. Искусство такого типа нередко называют «примитивизмом».
На выставке «Русское искусство ХХ века представлено два раздела «Русское искусство 1910-х – 1930-х годов и «Живопись художников–шестидесятников».
Концептуально эти периоды объединяет идея поиска, потребность в новаторстве, стремление освобождения от художественных штампов. Взаимосвязь этих периодов очевидна. Одновременно выставка показывает особо ценные и уникальные для музейного собрания экспонаты, которые входят в редкий фонд музея.
Выставка организованна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Часы работы с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 21.00. Выходной – понедельник. Телефон для справок: 76-27-41, 76-05-86.