Дорогие друзья, постоянные посетители нашего музея! Вы часто бываете в музее - мастерской Андрея Ильича Курнакова, знаете все залы и экспонаты. А сегодня мы хотим вам рассказать об истории самого дома, его обитателях. У нашего дома замечательный юбилей – 120 лет!
Земельный участок на высоком берегу Орлика с середины XIX века принадлежал купцам Бакиным Александру и Павлу Дмитриевичам. Павел Дмитриевич занимался коммерческой деятельностью. Он открыл в Орле большой магазин обуви и ковровых изделий. Дело пошло хорошо, обороты доходили до 50 тысяч в год.
Но, как оказалось, одной торговой деятельности было недостаточно успешному коммерсанту. И в 1897 году Бакин приобрел в девяти верстах от Орла, на реке Цон, здание сгоревшей мукомольной мельницы, на месте которой возвел новую вальцовую мукомольную мельницу, приводимую в действие паром и турбинами, освещаемую электричеством. Установил на ней машины «новейших систем» с ежедневным размолом 1500 пудов зерна. Дела у купца шли хорошо, никаких споров и конфликтов с рабочими не возникало. Санитарное состояние мельницы и хозяйственных построек было образцовое. Здание мельницы сохранилось до нашего времени.
Но и этого активному человеку было мало. Особое место в жизни Павла Дмитриевича занимала общественная деятельность и благотворительность. В 1887 году он вместе с другими доброхотами организовал сбор средств на покупку места и зданий для Дома трудолюбия, передав на эти цели личные сбережения. 22 сентября 1891 года был открыт Дома трудолюбия. Все последующие годы «неустанным личным трудом» и финансовой поддержкой он способствовал деятельности этого благотворительного учреждения, при котором действовали женские и мужские мастерские (чулочная, слесарная, сапожная и другие), «детское убежище», приют - ясли, ночлежные дома, «богадельня для старух», «дешевая столовая».
С участием Павла Дмитриевича Бакина при Доме трудолюбия была устроена Александринская домовая церковь, пользовавшаяся его большими пожертвованиями.
21 августа 1904 года субботний утренний выпуск «Орловских ведомостей» сообщал горожанам на первой станице новость: «Скорым поездом прибыл в Орел протоиерей Иоанн Ильич Сергиев-Кронштадтский. Отец Иоанн посетил преосвященного и начальника губернии и затем остановился на Тургеневской улице в доме купца Бакина». Известного проповедника, «всероссийского батюшку» отца Иоанна Кронштадтского и орловского купца Павла Дмитриевича Бакина связывала давняя дружба. Познакомились они, когда батюшка впервые приехал в Орёл на освящение Александринской церкви при городском Доме трудолюбия. Он остался очень доволен трудами купца Бакина и с тех пор, будучи в городе, всегда останавливался в доме Павла Дмитриевича.
Улица, на которой расположен музей – мастерская, сегодня носит имя Салтыкова – Щедрина, до революции она, в основном, именовалась Борисоглебской, по имени старого Борисоглебского собора, но страсть к переименованиям была не чужда нашим предкам. С 1903 по 1908 год улица носила имя Тургенева. Затем ей вернули прежнее наименование. Вот потому в газете и был указан такой адрес.
На участке, принадлежавшем купцам Бакиным, сначала был построен жилой дом для семьи Павла Дмитриевича, сегодня это дом №1 по улице Салтыкова – Щедрина, в нем расположен дом литераторов. Вот в нем то и останавливался известный «всероссийский батюшка» отец Иоанн Кронштадтский.
Второй дом, о котором мы и хотим поговорить, располагался в глубине участка. Время его постройки 1903 г. Построен деревянный дом по проекту архитектора А.С. Вишневского. В 1905 году был обложен кирпичом, руководил работами архитектор А.М. Ачкасов. Планировка дома была типичной для того времени – коридорная система – все 6 комнат выходили в длинный коридор, отопление печное, но во всем доме электрическое освещение, нет водопровода и канализации, но у запасного выхода устроен промывной клозет.
Присмотритесь к этой фотографии. У входа в дом расположены 2 каменные тумбы. Наверное, сегодня во всём городе такие тумбы сохранились только у нас. Это колёсоотбойные тумбы. Установлены они были, конечно же, еще П.Д. Бакиным для защиты входа в дом, крыльца от колес экипажей, карет, телег.
Предполагалось, что этот флигель будет сдаваться внаём. Но 1917 год внес серьезные изменения. Собственность Павла Дмитриевича была муниципализирована, он с семьей переселяется во флигель, а оставшиеся 3 комнаты занимают квартиранты.
После освобождения Орла в 1943 году дом был отремонтирован и стал обычной коммунальной квартирой. Сколько в нем жило семей теперь уже сложно сказать.
В середине 1950-х годов краеведческий музей заказал орловским художникам братьям Леониду и Андрею Курнаковым и Георгию Дышленко большую работу - создать первую в Орле диораму, посвящённую событиям лета 1943 года – начало освобождения Орловской области от немецко-фашистских захватчиков. Для работы художникам была выделена в доме 3по улице Салтыкова – Щедрина комната под мастерскую.
Андрей Ильич искренне полюбил этот теплый дом, утопающий по весне в сирени уютный двор. Он говорил, что когда ночью уходил из мастерской домой, горюет, будто-то расстается с любимым человеком. Жильцов неспешно выселяли, предоставляя им благоустроенные квартиры, а в 1983 году решением горисполкома весь дом был передан А.И. Курнакову под творческую мастерскую.
Ушло немало лет, прежде чем первый этаж принял современный вид. Была произведена перепланировка. Коридорную систему сменила анфиладная – убраны лишние стены и перегородки. Были проведены водопровод и канализация, печное отопление сменилось центральным. В 1990-е годы были пристроены 3 выставочных зала – появился цокольный этаж. Уже в начале XXI века была надстроена мансарда – ещё 3 выставочных зала и рабочий кабинет. Дом принял сегодняшний вид.
Мастерская Андрея Ильича Курнакова – это не только его рабочее место, это дом, где собиралась творческая интеллигенция. Разговоры и споры об искусстве, художественном образовании молодёжи, актуальных событиях в жизни города, страны, мира. А еще весёлые застолья, песни под гитару, розыгрыши. Самые частые гости мастерской были студенты Андрея Ильича. Их ждали не только мастер – классы, но и обязательный обед. Вспоминая свои голодные студенческие годы, Андрей Ильич был уверен, что студент – человек, по определению, голодный, и старался накормить.
Пристройки – цокольный этаж и мансарда, были необходимы художнику, чтобы разместить достойно свои работы. Он давно решил, что все наиболее важные для него произведения, он подарит Орловской области. Практически, он сам создал два музея – картинную галерею, куда передал более 100 своих работ, и мемориальную мастерскую, где сегодня экспонируется более 300 его произведений.
г. Смоленск.
Орловцы могут, да и должны гордиться тем, что творчество одного из самых известных орловских художников так полно и интересно представлено в музеях родного города.
Рисунки участников онлайн конкурса «Мы вместе» 2021года.
И.Е. Барсукова, М.Н. Самаричева