Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • «Первые шаги в науке. Ботанический рисунок: детские зарисовки растений и насекомых О.И. Семенова-Тян-Шанского»

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Пушкинская Карта

К 60-летию создания художественной керамики в Орле

Информация о материале
Создано: 26 сентября 2023

Шесть десятилетий тому назад, в сентябре 1963 года, жители нашего города увидели на полках Центрального универмага (открывшегося годом ранее) первую художественную керамическую продукцию Комбината бытовых изделий и обслуживания населения. 

Этому событию предшествовала инициатива директора Комбината – Григория Ивановича Никольского, по просьбе которого председатель Орловского областного исполнительного комитета Иван Петрович Свешников, направил в подмосковное Абрамцевское художественное училище телеграмму с просьбой прислать двух специалистов для организации производства современной художественной керамики из местных глин.

Телеграмму в Училище принесли в тот момент, когда все выпускники, в соответствии с обязательным в то время распределением, уже разъехались по разным уголкам Советского Союза. Волею случая, в Абрамцево задержались только супруги Жанна Анатольевна Травинская и Дмитрий Андреевич Ким, закончившие учебу на отделении «Художественная керамика» и готовившиеся отправиться в столицу Хакасии – Абакан.

В своей книге «Возвращение на круги своя» Заслуженный работник культуры РФ Жанна Анатольевна Травинская так вспоминает об этом: «Телеграмма из Орла… перевернула всю мою жизнь! Я в Орле никогда не была, но с детства он вошел в меня рассказами бабушки и папы о родном и любимом ими городе… Жизнь забросила моего отца на Донбасс, в город Дебальцево, где он встретил молодую красивую украинку, мою маму Нину Родионовну Полупан… Каждый отпуск родители ездили в Орел… В Орел меня никогда не брали, так как я была очень болезненная на ту пору. Возвращались домой всегда счастливые, полные впечатлений. Вечерами во время чаепития я слушала рассказы об Орле, Новосиле, Мценске, Болхове. О людях, быте, природе. Эти рассказы, как сказки, вошли в меня прочно и, когда мне предложили Орел, я, не раздумывая, и, не советуясь с Дмитрием, сразу решила, что берем Орел на жительство. Тут же переоформили все документы, в Абакан направили письмо с извинениями»1.

Не теряя времени, Жанна Анатольевна поехала в Москву, где встретилась со старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института художественной промышленности Владимиром Федоровичем Брычкиным, – гончаром и технологом, несколько раз бывавшим в Орле и убежденным в необходимости открытия участка художественной керамики на Комбинате, а затем и с самим его директором – Григорием Ивановичем Никольским. 

Д.А. Ким и Ж.А. Травинская. Начало 1960-х гг.

Вскоре Жанна Анатольевна и Дмитрий Андреевич уже были в Орле. 15 июня 1963 года их приняли в штат Комбината: Жанну Анатольевну – художником, Дмитрия Андреевича – скульптором. «И началась наша жизнь в керамике»2. 

«Мы с Дмитрием с энтузиазмом взялись за создание сувениров, используя народные традиции форм, колорита, декора. Узнали, что до войны в Щекотихино была гончарная керамика с росписью ангобом. Пошли по домам описывать старые кувшины и крынки. Однажды на центральном рынке я увидела воз кубанов… из Малоархангельска… Встреча с возом кубанов легла в идею создания сувенира «Малоархангельские кубаны». Они состояли из трех маленьких разновеликих кубанов в терракоте, наполовину облитых зеленой глазурью… Дмитрий, сам хороший гончар, тянул на станке маленькие вазочки под роспись ангобом. Зина Некрасова, которая училась у Брычкина ангобной росписи, тиражировала образцы Кима»3.

  

Коллектив Орловского комбината бытовых изделий. 1963 г.  Коллектив Орловского комбината бытовых изделий. 1963 г. 

В первом ряду: первая слева – Ж.А. Травинская, в центре – Г.И. Никольский; во втором ряду: четвертый слева – Д.А. Ким. Из архива Ж.А. Травинской 

Кроме художественных задач Жанне Анатольевне и Дмитрию Андреевичу не раз приходилось искать выход и из связанных с технологическими особенностями производства художественной керамики непростых ситуаций: и с качеством керамической массы, и с глазурью, и многим другим.

Однажды «…случилось непредвиденное – свинцовый сурик стал дефицитом, всем маленьким предприятиям вышел приказ сворачивать производство, а молодых специалистов перераспределять на другие керамические производства… Бедный Григорий Иванович не находил себе места: рушилась его мечта. Мы с Дмитрием тоже переживали – жалко бросать начатое дело. Ко всему я была беременна, что усложняло переезд»4.

Ситуация казалась совершенно безнадежной. Но они не сдались и сумели найти решение проблемы – как глазуровать изделия не имея сурика! Начали пережигать аккумуляторные решетки и сами варили глазурь. «При добавлении окиси меди получали зеленую глазурь. Окись марганца дала теплый коричневый цвет. Такой глазурью впоследствии многие годы покрывали изделия»5. А Москва тем временем не раз интересовалась, тревожась, почему они не сворачивают производство и, удивляясь, каким образом обходятся без окиси свинца? 

«Мы каждый день что-то новое создаем: «Подвесное кашпо» в нескольких вариантах, декоративный ваза-сосуд «Орловчанка», «Прибор для ликера», плитка декоративная «Аквариум», плитка декоративная «Букет в вазе» («Орловский спис» – первые мои работы). Учитывая дефицит глазури, обыгрываем цвет черепка: по терракоте розового цвета разрабатываем варианты линейного рисунка черной глазурью. Это линии, зигзаги, кружочки, прямоугольники, залитые белой эмалью»6. 

«Когда у нас накопилось определенное количество изделий. Я спросила у Григория Ивановича:

 – Почему мы их не продаем? – он замахал руками:

 – Наши изделия в Орле никто покупать не будет, я точно знаю! – и потом, подумав, добавил:

 – Может попробовать в районе, кто-нибудь там возьмет?

Тогда я сама решила действовать, загрузила четыре ящика из-под сигарет нашей керамикой, взяла машину и повезла в универмаг. Встретили меня с любопытством – что за новая продукция? Но когда я распаковала ящики, они категорически отказались брать на реализацию, заявив, что никто не купит изделия из местной глины, они никому не нужны…»7.

Орловский ЦУМ  Но все же Жанне Анатольевне удалось убедить сотрудников универмага выставить часть продукции на продажу. Через три дня ее позвали к телефону, и она услышала в трубке:

« – Это Вы привозили керамику в универмаг?

 – Да, а что случилось? (В голове мысли всякие, мол, то ли разбили, то ли украли?)

 – Не можете привезти еще?

 – А что случилось с теми?

 – Все продано, давайте еще!»8.

«Так с сентября месяца 1963 года наша керамика появилась в продаже в орловском универмаге» 9. Потом ее продавали даже в столичном ГУМе. 

 Каталог I зональной выставке «Край Черноземный» в Воронеже Ассортимент изделий постоянно расширялся. В 1964 году орловская керамика была представлена на I зональной выставке «Край Черноземный» в Воронеже, в 1965 году – в Москве, на знаменитой ВДНХ СССР (Выставке достижений народного хозяйства), за что супругов наградили дипломом выставки.

 Главные ворота и Центральный павильон выставки ВДНХ. Фото 1965 г. В 1967 году ее увидели на другом континенте – на одной из самых успешных Всемирных выставок: «Экспо-67» (Exposition universelle de 1967) в Монреале, в Канаде, в которой приняли участие 62 страны, и где трехэтажный советский павильон, вместивший 10 000 экспонатов, оказался в центре внимания, став одним из самых посещаемых на выставке (за полгода в нем побывало примерно 12 000 000 человек).

Павильон СССР на Всемирной выставке Экспо-67 В Орловском музее изобразительных искусств есть небольшая коллекция керамических произведений, созданных Жанной Анатольевной Травинской и Кимом Анатольевичем в 1960-е годы. В ней преобладают предметы, относящиеся к 1966 году, когда праздновалось 400-летие со дня основания Орла. Самых ранних, выполненных в 1963 году, – всего три. Это две маленькие вазочки и декоративная настенная плакетка из разряда сувенирной продукции, предназначавшейся для тиража. Они или отливались или оттискивались, а затем ручным способом покрывались цветными глазурями или пигментами.

Обе вазочки выполнены из красновато-розовой глины и покрыты изнутри бесцветной, снаружи – цветной глазурью. Имеют высоту чуть более 6 см и почти одинаковую форму округло-выпуклого полуовоидного тулова, плавно сужающегося вверху к тонкому кольцевому венчику.

Ж.А. Травинская (Род. 1936), Д.А. Ким (1931-1984).    Сувенирная вазочка. 1963

В одной из вазочек цветовое решение основано на сочетании теплых розовато-коричневых тонов глины и глазури. Ее поверхность снаружи почти полностью терракотовая и своей шероховатой фактурой контрастирует с нанесенным вверху, вдоль венчика и по покатым плечикам, декором в виде блестящей полоски коричневатой марганцевой глазури. Она образовала живописные, округло-фестончатые потеки, каждый из которых акцентирован мазком белой эмали, смягчающим цветовой переход от коричневого к красновато-розовому природному цвету глины. Этот прием, характерный для народного гончарства, помогал экономно расходовать дефицитную глазурь.

Ж.А. Травинская (Род. 1936), Д.А. Ким (1931-1984).   Сувенирная вазочка «Орел». 1963 Тулово и венчик второй, более нарядной и насыщенной по колориту вазочки с конттрельефными надписями «Орел», – снаружи покрыты синим ангобом (краской на основе жидкой глины природного или окрашенного пигментами цвета) с рисунком в виде условно-стилизованных вертикальных растительных элементов, выполненных ангобом белого и зеленого цвета. 

Лаконичностью уютно-обтекаемой формы и, простым, как бы «скорописным», декором с сочными и «живыми» цветовыми потеками, они соответствуют эстетическим особенностям традиционных гончарных изделий народных мастеров, хотя и имеют иное, несвойственное для аутентичных народных изделий сувенирное предназначение.

 Ж.А. Травинская (Род. 1936).   Декоративная плакетка «Орловский спис» («Букет в вазе»). 1963 Декоративная плакетка «Орловский спис» («Букет в вазе»), в виде прямоугольной плоскости со скругленными углами, высотою около 20 см, также выполнена из красновато-розовой глины. На ее поверхности, по темно-коричневому фону (бесцветная глазурь и соли металлов) со сплошным рисунком из горизонтальных рельефных полос, разместилась стилизованная композиция с высоким цветущим растением в маленьком горшочке с двойной контррельефной надписью «ОРЕЛ». Горшочек, листья и цветы растения образованы рельефным контуром и окрашены глазурью зеленого, светло-желтого и светло-коричневого тона. На обороте – выемка для подвешивания.

С народной вышивкой «орловский спис», Жанна Анатольевна впервые познакомилась в Краеведческом музее, вскоре после приезда в Орел, и он буквально заворожил ее. «В легкой певучести и веселости орнамента было что-то суровое и монументально-значимое. Это был мир символов. Этот мир лег на мою духовную волну и слился воедино, и вот уже орнамент становится как бы моей душой, а душа живет по законам орнамента: отлив-прилив, отлив-прилив. Сами руки творят … этот отлив-прилив. А потом это состояние переходит на формы, создавая внутренний строй и смысловую полноту»10.

С этого времени и в дальнейшем, когда Жанна Анатольевна Травинская, ушла с Комбината и начала работать над созданием уникальных авторских произведений, мотивы «орловского списа» оставались одной из постоянных тем в ее керамике.

***

Все три представленных скромных предмета из фондов Орловского музея изобразительных искусств интересны тем, что относятся к числу самых первых образцов орловской художественной тиражной керамики. В них отразились минималистические тенденции советского декоративного искусства начала 1960-х годов, когда быт людей был достаточно простым и скромным.

 

 

Примечания:

1 Травинская Ж.А. Возвращение на круги своя. Автобиографическая повесть. – Орел: Орловский городской литературный клуб им. Михаила Акишина. 2009. – с. 3-4.
2 Там же, с. 6.
3 Там же, с. 7-8. 
4 Там же, с. 9-10.
5-6 Там же, с. 11
7-9 Там же, с. 12.
10 Травинская Ж. А. Сказки детства. – Орел : Типография «Труд». 1997. – с. 3.

 

Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева

Использованы изображения из открытых источников в интернете

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам