Она находится в Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) на выставке «Наука реставрации – опыт поколений», приуроченной к 105-летию мастерской реставрации масляной живописи. На ее открытии присутствовала директор Орловского музея изобразительных искусств, Заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения – Светлана Анатольевна Четверикова.
На выставке представлено 51 произведение из 22 федеральных и региональных российских музейных собраний. Эта лишь избранная часть огромного числа картин, прошедших реставрацию в ВХНРЦ за последние десятилетия. Отрадно, что в их числе оказалась и работа из Орла.
На протяжении всего времени существования нашего музея мы плодотворно сотрудничаем с Центром. Без этого было бы невозможно создание нашей постоянной экспозиции и многих-многих фондовых выставок.
Пресс-релиз выставки поясняет, что на ней можно узнать о многообразных повреждениях, с которыми сталкиваются реставраторы, о методах работы с ними и современных технологиях консервации, об исследованиях, предшествующих реставрации: искусствоведческому анализу и технико-технологическим исследованиям, помогающим понять историю каждого произведения.
«…выставка имеет цель привлечь общественное внимание к профессии реставратора – человека, сохраняющего наше общее культурно-историческое наследие. Ставится задача рассказать о том, какими знаниями и умениями должен обладать современный реставратор, чтобы его работа была успешной».
В начале 1990-х годов картина «Святая Екатерина» была направлена в ВХНРЦ: сначала в отдел экспертизы, затем, – в отдел масляной живописи.
В наш музей (тогда еще Картинную галерею) она поступила из Орловского краеведческого музея, как произведение неизвестного художника, без обозначения предполагаемого места и времени ее создания.
Благодаря проведенным исследованиям и реставрации, наше произведение возвратилось в музей уже с той атрибуцией, которая приводится вначале.
В комплексном изучении работы принимала участие целая группа сотрудников Центра, а реставрацию осуществила Надежда Дмитриевна Вихрова – художник-реставратор станковой масляной живописи высшей категории, Заслуженный работник культуры РФ, которая работает в Центре с 1975 года и по настоящее время.
Сделанные в отделе экспертизы ВХНРЦ рентгенограммы выявили на полотне множество утрат авторского грунта и красочного слоя, частых реставрационных вмешательств, самые старые из которых, вероятно, относились к XVIII столетию. В результате этих прежних разновременных поновлений изменился характер авторской живописи, перекрытой разновременными записями и почти не просматривавшейся. К тому же, значительно потемнел и разложился покрывающий живопись лаковый слой.
В процессе реставрации картина была сдублирована на новый холст и натянута на новый подрамник; были удалены все позднейшие слои реставрационного лака, грубых записей и мастиковок. Несмотря на значительные утраты и потертости красочного слоя, открылись особенности авторской живописи, и значительно изменился внешний вид произведения. Проявилась мягкость моделировки форм, передача световоздушной среды и фактуры различных тканей, характер колористического решения. Исчезла некая «вялость» в выражении лица святой, несоответствующая ее бесстрашию перед страшными мучениями.
После реставрации картина вошла в состав постоянной экспозиции музея и уже многие годы неизменно привлекает внимание наших посетителей. Примечательно также, что на ней сохранилась широкая ажурная рама, изготовленная во Флоренции столетие назад.
При подготовке выставки «Наука реставрации – опыт поколений», был снят небольшой клип, представляющий рабочие моменты сбора экспонатов из разных городов, в котором фигурирует Орел и картина из нашего собрания.
С выставкой можно будет познакомиться до 10 ноября 2024 года по адресу: Москва, ул. Радио, дом 17, корпус 6, с понедельника по пятницу, по сеансам в 13:00 и 16:00. Продолжительность сеанса: 01:30. По вопросам, связанным с приобретением билетов и посещением выставки можно звонить по телефону +7499-763-37-40 или обращаться по электронной почте
Использованы изображения из открытых источников в интренете.