Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

  • «Память в бронзе: скульптурный портрет из фондов ОМИИ»

  • Цветы на фарфоре. Россия. Часть IV

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

Информация о материале
Создано: 31 декабря 2023

к 175-летию В.И. Сурикова (1848-1916) 

В 2023 году исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося русского живописца, мастера масштабных исторических полотен, академика и действительного члена Императорской Академии художеств, Василия Ивановича Сурикова. 

В 1958 году в коллекцию учрежденной годом ранее Орловской областной картинной галереи Орловский краеведческий музей передал недатированный этюд  «Женщина в лиловом платке», находившийся прежде в собрании В.А. Воробьева. В верхнем правом углу авторская подпись «В. Суриковъ». 

                   

Портрет представляет собой оплечное изображение в 3/4 развороте влево молодой женщины в черном платке, украшенном неброскими цветами. Этюд написан на нейтральном охристо-коричневом фоне, лаконичным силуэтом решено одеяние модели:  платок обрамляет ее лицо, контрастируя с нежным тоном женской кожи. Лицо полное и румяное, глаза темные, дугообразные брови приподняты, нос слегка курносый, губы сомкнуты. Несмотря на «мрачное» одеяние женщины, ее лицо озарено озорной улыбкой. Открытое лицо русской простолюдинки, без манерности и изнеженности, светит здоровьем, оптимизмом и чувством юмора.  

Включенный в постоянную экспозицию ОМИИ, этот портрет традиционно считался этюдом к картине Сурикова «Посещение царевной женского монастыря».

       Суриков В.И. Женщина в лиловом платке. 1910 – 1912 (?). Масло, холст. 41 х 33. Работа с произведением побудила нас обратиться с просьбой уточнения атрибуции на родину художника, в Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. Заведующий отделом русского искусства XVIII –начала ХХ века, Елена Владимировна Болонкина ответила, что «Женский портрет в лиловом платке», 1900-х годов, достаточно известен и описан в работе красноярского суриковеда Г.Л. Васильевой-Шляпиной «Сибирские красавицы В.И. Сурикова»[3], но: «Вопрос имеет ли данное произведение отношение к картине «Посещение царевной женского монастыря» никогда прежде не обсуждался в литературе». В ОМИИ и ОКМ не удалось до сих пор обнаружить и документы, на основании которых этюд был связан с этой последней крупной работой художника. 

Сотрудники красноярского музея обращались за дополнительной консультацией к специализирующемуся на исследовании творчества

          В.И. Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912.  Холст, масло. 144х202. ГТГ

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10902

 

                           

Посещение царевной женского монастыря.  Фрагмент          Женщина в лиловом платке

Сурикова красноярскому искусствоведу  Елене Юльевне Безызвестных, которая в письме от 23.10.2023  написала следующее [текст письма приводится полностью]: «Портрет “Женщина в лиловом платке” для суриковедов вполне знакомое произведение. К сожалению, я видела его только в репродукциях, недостаточное качество которых не позволяет хорошо рассмотреть характер живописи, но даже в таком варианте понятно, что этюд написан в 1900-е годы, когда В.Суриков по-своему переосмыслил язык модерна [выделено мною – Т.Л.]. То, что это работа Сурикова, не вызывает сомнения. Сомнение вызывает причастность этого этюда к картине “Посещение царевной женского монастыря”, так как этюд производит впечатление более раннего периода (жаль, что детально не рассмотреть живопись)».

В отношении живописной манеры очевидно явное расхождение нашего этюда и картины. Как писала позировавшая для главной героини «Царевны» Наталья Кончаловская в посвященной легендарному деду-художнику биографической книге «Дар бесценный»: «Василий Иванович писал картину крупными мазками – “по отлипу”, как он сам выражался об этой манере накладывать свежие мазки по еще не просохшему, липкому вчерашнему слою краски. Эти крупные мазки придавали блеск рефлексам в лепке лиц» [5: 326].  По манере письма орловский этюд, с его техникой «в растирку» тонкими жидкими красочными слоями относится, скорее, к более раннему периоду творчества мастера, что подтверждают ведущие исследователи. Таким образом, и датировка портрета изменяется на 10–12 лет.

    Суриков В.И. Женщина в лиловом платке. Фрагмент. ОМИИ

К нашей работе, где под тонким красочным слоем отчетливо проступает фактура холста, применимы слова самого Сурикова,  уничижительно отзывавшегося о «гладком и склизком» письме, утверждая: «Лучше когда картина с порами, тогда и телу изображенному легче дышать» [8:277]. Портрет всегда играл в его живописи важную роль, позволяя передавать яркую индивидуальность и психологически трактовать каждого героя среди множества лиц в многофигурной композиции.

Здесь можно вспомнить слова одного из крупнейших исследователей творчества В.И. Сурикова, Академика АХ СССР В.С. Кеменова, писавшего: «Перед бессмертными образами Сурикова с особо ясностью обнаруживается фальшь и пошлость псевдоисторических картин на древнерусские темы, начиная от слащавых барышень К. Маковского, К.Б. Венига, В.П. Верещагина и кончая модой на грубый, лубочный примитивизм или попытки соединить «стиль рюс» с сюрреализмом и китчем» [5:5]. Василий Суриков говорил: «Женские лица русские я очень любил, не испорченные ничем, нетронутые» [4: 156].

Цветная репродукция этюда В.И. Сурикова из экспозиции орловского музея еще в 1959 году была опубликована в одном из выпусков альбома из серии «Художественные сокровища СССР», посвященном собранию трех российских музеев, включая Орловскую областную картинную галерею. Во вступительной статье к альбому его составитель писал: «Значение творчества В.И. Сурикова в истории русского и мирового искусства настолько велико, что публикация всякой забытой или малоизвестной его работы имеет большое художественное и научное значение. Недатированный «Женский портрет» [под этим названием этюд был опубликован – Т.Л.]  как раз и относится к числу неучтенных работ художника, в свое время не попавших на юбилейную всесоюзную выставку произведений Сурикова. Для будущего исследователя творчества Сурикова в области портретного жанра эта работа несомненно явится предметом специального изучения» [9:15,39]. 

В библиографическом указателе, подготовленном к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова [2], этюд из ОМИИ не упоминается. Несомненно однако, что со временем эта работа поможет раскрыть новее аспекты творчества великого мастера русской исторической живописи. 

Т.В. Лазарева.

_______________________________________________________________

1. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике/ Вступ. ст. Н.А. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн; сост. и коммент. Н.А. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн]. – Л.: Искусство, Ленинградское отд-ние, 1977. – 381 с., [53] л. ил., цв. ил.

2. Василий Суриков: библиографический указатель / Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края; составители Баринова К. [и др.]. – Красноярск: ГУНБ, 2022. – 416 с.

3. Васильева-Шляпина, Г.Л. Сибирские красавицы В. Сурикова: Портрет в творчестве художника. – СПб., 2002. – 352 с. 

4. Женская Оптина. М.: «Паломник», 2005. -720 с.

Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись 1870-1890.- М.: Искусство, 1987.–568 с. 

5. Кончаловская Н.П. Дар бесценный: романтическая быль. – М.: Дет. лит., 1964. – 304 с., 69 л. ил.

6. Москалюк М. В. Суриков и русское искусство начала XX века / науч. ред. Г.В. Голынец; Отделение УСДВ РАХ; НИИ русской культуры УрГУ. – Екатеринбург: АСМ-офсет, 1996. – 90 с.

7. Никольский В.А. В.И. Суриков. Творчество и жизнь М. Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1918. - 152 с.

8. Никольский В.А. Письма В.И. Сурикова//Искусство.-1925.-№ 2.- С. 272-283. 

9. Русская живопись в музеях РСФСР. Вып. VII/ Сост. и авт. вступ. ст. П.Н. Рябинкин.- М.-Л.: ИЗОГИЗ, 1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратная связь

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам