Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Цветы на фарфоре. Россия. Часть IV

Информация о материале
Создано: 31 декабря 2023

В России способ изготовления фарфора был открыт совершенно самостоятельно молодым талантливым ученым, горным инженером Дмитрием Ивановичем Виноградовым (1720-1758), разработавшим рецептуру фарфоровой массы, глазури и красок, наладившим производство фарфора и, первым в Европе, написавшим теоретический труд по производству этого благородного керамического материала.

Основанная в 1744 году близ Петербурга Невская Порцелиновая Мануфактура, получившая затем наименование Императорский фарфоровый завод, обслуживавшая Высочайший Двор Российских монархов, недолго оставалась единственным отечественным фарфоровым предприятием. Вскоре стали появляться частные производства, продукция которых поступала в продажу.

Первым из них стал завод переехавшего в Россию шотландского предпринимателя Франца Яковлевича Гарднера / Francis Jacob Gardner (1714-1790/1796/1813?) в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, открытый в январе 1766 года. При жизни своего основателя он считался самым лучшим в империи. 

   Неизвестный художник XIX в.  Портрет А.Г. Попова (1760?-1865). Кость, акварель, гуашь.  Государственный музей А.С. Пушкина

Вторым явился завод Попова, также располагавшийся недалеко от Первопрестольной. В 1804 году, в сельце Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, бывший комиссионер Франца Яковлевича Гарднера, коллежский комиссар, – Карл Яковлевич Мелли (Karl Melli / Milli), основал свой завод, но уже в 1811 году продал его. 

Приобрел завод Алексей Гаврилович Попов (1760/70?-1860/65?), московский купец первой гильдии. В 1822 году он являлся московским городским головой и в 1825 году за заслуги на этом поприще, стал кавалером Ордена Святого Владимира, давшим ему право на получение потомственного дворянства.

Фарфоровое дело Алексей Гаврилович повел с огромной любовью и старанием, и его детище вскоре стало одним из самых заметных и значимых отечественных частных фарфоровых предприятий. 

Продукция завода предназначалась для разных слоев населения и была ориентирована на разные вкусы и финансовые возможности. В большом ассортименте были, как отдельные посудные формы, так и столовые, чайные сервизы, вазы, чернильницы и чернильные приборы, пепельницы, флаконы для духов и прочие предметы обихода. 

Впервые здесь было налажено производство очень востребованной тогда прочной трактирной посуды. Большой популярностью пользовались огромные «хлебосольные блюда» для поднесения хлеба-соли по русскому обычаю. 

Очень ценилась выпускавшаяся на заводе фарфоровая пластика. Особенно удавались выразительные народные типажи и характерные, реалистично отражавшие живую российскую действительность того времени жанровые сюжеты.

Использовалась фарфоровая масса особого состава, специально разработанные на заводе краски, эмали, глазурь отменного качества. Формы предметов были красивы и разнообразны. Роспись выполняли квалифицированные мастера.

Большим вкусом отличались поповские сервизы в стиле ампир с полихромными пейзажами, пейзажами в технике гризайль или миниатюрными сценками.

Однако, самыми любимыми мотивами росписи были цветочные композиции, наиболее ярко воплотившие черты русского национального стиля.

Цветы являются основным мотивом декора и произведенного на заводе Попова кофейника с крышкой из нашей коллекции, датируемого серединой ХIХ в. 

   Завод А.Г. Попова. Кофейник с крышкой с изображением букета цветов. Середина ХIХ в. Фарфор, надглазурное крытьё, надглазурная полихромная роспись,   глянцевое и матовое золочение

Он имеет спокойные уравновешенные пропорции и напоминающие растительные формы объемы и детали. 

Вытянутое по вертикали грушевидное тулово, в средней части слегка вогнуто, вверху и внизу плавно скруглено, и над невысоким круглым основанием расширено. Его поверхность по всей высоте слегка расчленена мягко сглаженными вертикальными бороздками на несколько широких долей, что еще больше придает ему сходство со спелым плодом или налитым соками бутоном цветка.

Изящный высокий носик расположен почти вертикально, немного изогнут, в нижней части расширен, и над местом соединения с туловом имеет декор в виде пояска из каплевидно-вогнутых рельефных фестонов. Срез носика овальный, с двумя фигурными вырезами с боков. Упруго изогнутая высокая петлеобразная ручка схожа со стеблем растения и вверху раздваивается, заканчиваясь фигурными расширениями в виде стилизованных листиков. Держатель на слегка выпуклой и слегка дольчатой крышке напоминает цветочный бутон.

Почти по всей поверхности тулова – матовое крытьё интенсивно синего тона. Однако, с каждой из двух сторон, оставлены большие резервы, позволяющие насладиться чистой яркой белизной фарфорового черепка. Они имеют вид округло-фестончатых медальонов, обрамленных золотыми рокайлями и мелкими розочками, выполненными матовым золотом по мастике. 

   Завод А.Г. Попова. Кофейник с крышкой с изображением букета цветов. Фрагмент. Середина ХIХ в. Фарфор, надглазурное крытьё, надглазурная полихромная роспись, глянцевое и матовое золочение

В медальонах – красиво сформированные пышные букеты из разнообразных крупных и мелких садовых цветов с листьями, выполненные сочной розовой, малиновой, фиолетовой, красновато-оранжевой, синей, желтой и зеленой краской.

В одном из медальонов, в центре букета, – крупный бутон желтой розы и слева от него, – белый цветок с шестью лепестками и желтой сердцевиной; во втором, – две крупные розы, – белая и розовая.

   Завод А.Г. Попова. Кофейник с крышкой с изображением букета цветов. Фрагмент. Середина ХIХ в. Фарфор, надглазурное крытьё, надглазурная полихромная роспись, глянцевое и матовое золочение

Эти радостные по своему насыщенному колориту полихромные цветочные композиции, словно впитали красоту и обильную щедрость летней природы, яркого солнечного света и свежего воздуха. Весь остальной декор, включая форму медальонов, их фигурные золотые рамочки и золоченые завитки-рокайли с розами вокруг, а также подчеркивающее отдельные формы, сверкающее глянцевое золочение носика, основания, верха держателя крышки и разделка золотом ручки, – служит им достойным обрамлением. 

Кофейник отличается и великолепной цветовой гармонией декора, и приятной в использовании функциональностью. Он устойчив благодаря конфигурации тулова и основания. Его удобно и легко держать, не напрягаясь, в разном положении, за крепкую, округло-уплощенную в сечении ручку. Имеющая два фиксатора крышка, надежно закрепляется, не выпадая при наклоне. А содержимое плавно вытекает из носика тонкой струйкой, не разбрызгиваясь.

На дне кофейника – фирменная заводская подглазурная кобальтовая марка, в виде монограммы из сдвоенных инициалов имени и фамилии Алексея Гавриловича Попова: «АП».

Когда-то этот красивый предмет находился в частной коллекции проживавшего в Орле Мокия Васильевича Костомарова.

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам