Святителя Николая Чудотворца почитают во всем мире и не только христиане. В православии ему, наряду с апостолами, установлена особая служба в каждый четверг.
Архиепископ Мирликийский Николай (с греческого – «победитель народов») жил в IV веке. Память святителя отмечается дважды в год: 6/19 декабря – в день преставления, и 9/22 мая – в день перенесения его святых мощей из Мир Ликийских в Малой Азии в итальянский город Бари. Примечательно иконографическое отличие так называемого Николы Летнего от Зимнего: в первом случае святой изображается с непокрытой головой, а во втором – в архиепископской митре.
На иконе середины XIX века из фондов ОМИИ представлен первый вариант иконографии, обогащенный рядом примечательных деталей и героев. Образ написан старообрядцами, именующими святителя исключительно Николой. Мастер прибегает к наиболее раннему и затем распространенному иконографическому типу поясного образа, возникшему в Византии и утвердившемуся на Руси в XI – XIII веках: правой, чуть приподнятой рукой святитель благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие. В образе из ОМИИ Евангелие раскрыто на страницах со словами начала службы святому угоднику: «Во время оно ста Иисус на месте равне…».
Фрагменты иконы с образами Христа и Богоматери из композиции «Никейское чудо»
Изображение святителя Николая, сопровождаемое вверху средника образами Христа и Богоматери с омофором именуется Никейским чудом и восходит к событиям I-го Вселенского собора. Отцы Церкви собрались в 325 году в Никее на Собор для обсуждения учения Ария, утверждавшего богосотворенность Иисуса Христа. В соборе участвовал и архиепископ Мирликиский Николай. В момент горячих споров он ударил еретика Ария по щеке, за что был осужден другими отцами. Однако, ночью сразу нескольким из них явились Христос и Богоматерь, оправдавшие святителя, на иконе они подают Николаю символы архиерейского достоинства – Евангелие и омофор. Наутро собор восстановил святителя в архиерейском чине.
Характерные бороздки под глазами святителя, указывающие на потоки пролитых им в молитве слез, мягкой графичностью исполнения согласуются с морщинами на высоком открытом лбу святого и линеарным решением продолговатых ушных раковин, словно вывернутых вперед, к самым краям лика, в знак сугубого слышания Николой Чудотворцем обращенных к нему молитв.
В отличие от традиционной православной трактовки святитеольских одежд Угодника Христова, с изображением на фелони равноконечных крестов, на данном образе облачение покрыто пышными золотыми цветами и листьями, на ярком киноварном фоне. Крупные кресты на омофоре так же изображены поверх пышных золотых лиственных веток. Золотые поручи и окантовка святительской фелони украшены искусно написанными драгоценными камнями красного и синего цвета.
Фрагменты иконы с палеосными образами Иоанна Богослова и мученицы Стефаниды
На полях иконы помещены изображения избранных святых – Иоанна Богослова и мученицы Стефаниды. Обращение к палеосным святым обычно предполагает их патрональность и указывает на то, что икона писалась на заказ. Апостол и евангелист Иоанн Богослов изображен уже старцем, с Писанием в руках. Мученица же Стефанида была совсем юной и предана страшной смерти за то, что открыто вступилась за осужденного воина- христианина. Мученица изображена в багряных вызолоченных одеждах с крестом в руках и платом, плотно покрывающим голову и плечи.
Золото фона и полей, символизирующее божественный свет Христа, согласуется с роскошным декором одежд святых и сообщает иконе торжественно ликующий характер.
Икона написана на доске, по левкасу, темперой, с активным использованием золочения. По художественному стилю образ восходит к традиции старообрядческой Ветки. Орловский памятник по композиции, деталям и орнаментальному решению весьма близок образу святителя из 4-частной иконы конца XIX – начала ХХ века из частного собрания г. Гомеля (Нечаева Г.Г., сс. 94 – 97, 100-101). Примечательно, что Никола помещался старообрядцами в нижнем ярусе многосоставных икон: «Вообще, грозному, карающему сверху Илье противо-стоит в фольклорных текстах добрый, защищающий снизу Никола» (Успенский Б.А., с. 34).
Тонкое личное письмо иконы из фондов ОМИИ, декоративная нюансировка, изысканная проработка орнаментов с пышными цветами и имитацией драгоценных камней, а также применение цировки (гравировки) по золоту, – демонстрируют прекрасный пример иконописного стиля.
Т. Лазарева
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Минск: «Четыре четверти», 2002. – 272 с.
- «Правило веры и образ кротости» / Сост. и общ. ред. А.В. Бугаевского. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословски институт, 2004. – 520 с.
- Святитель Никола Чудотворец. Иконы XVI – XIX веков из собрания Ярославского художественного музея. Каталог выставки /Авт.-сост. А.В. Федорчук. Ярославль: ЯХМ, 2011. – 24 с.: илл.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 248 с.