Принятые в истории искусства названия трех, происходящих из Франции, художественных стиля – Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI – подразумевают барокко, рококо и классицизм. При этом со стилем Людовика XVI все неоднозначно: во Франции его называют неоклассицизмом (тогда как собственно классическим – помпезный стиль Луи XIV), а в России он считается образцом классицизма. Уходящие в прошлое «стили Людовиков» обычно еще долго вдохновляли европейских и русских мастеров.
В целом мебель распространенного во Франции с 1775 по 1790-е годы стиля Людовика XVI была достаточна проста по конструкции, с преобладанием прямых линий, каннелюр и изысканного резного декора в виде гирлянд из цветов и ленточной перевити.
Дизайн предметов мебельного гарнитура сочетает в себе древнегреческие и древнеримские архитектурные элементы, обнаруженные в руинах Помпей, прямые ножки кресел символизируют их колонны.
Малый Трианон Марии-Антуанетты в Фонтебло. Фрагмент декора.
Варианты декоративного решения мебельных ножек в стиле Людовика XVI.
Мебель этого времени делалась вручную, машинное производство началось не ранее 1860-х годов. В эпоху Людовика XVI мебель чаще всего изготавливалась из красного дерева, покрывалась прозрачным материалом, резьбой в виде гирлянд, ряда бусин, листьев. Спинки кресел имели форму овала, прямоугольника или щита.
Оригинальные кресла стиля Людовика XVI имели розетки или венчики в верхней части каждой из прямых ножек. Эта верхняя часть, сделанная в виде квадрата, украшалась классицистической эмблемой. Примером этого описания может служить золоченый гарнитур XIX века, представленный в постоянной экспозиции ОМИИ. Следует отметить, что полосатая обивка дивана и кресел, использованная в наших предметах, при дворе Людовика XVI была неприемлема: предполагались исключительно цветочные узоры, венки, ленты и колосья. В настоящее же время жаккардовая полоса на однотонном материале стала уже восприниматься наравне с классическим вариантом стиля.
С возвращением неоклассицизма на смену рококо был и Переходный стиль. Он представлял собой компромисс между рококо Людовика XV и греческим стилем. Его характерной чертой являлось ужесточение форм и возрождение каннелюр, акантовых листьев и гирлянд в декоре. Просуществовал он недолго. Вскоре в стиле Людовика XVI окончательным стало возвращение к античности: греческие фризы, лепные украшения, орнаменты в форме яйца и в форме сердцевидных фестонов, стилизованные акантовые листья... В высшем свете вошли в моду грекоизированные стилизации в одежде и женских прическах, парки украшались «античными руинами».
Однако античность понималась не как при Людовике XIV или в эпоху Ренессанса. Под влиянием просветителей в декоре восторжествовали идеи Естественности и Чувственности: строгая античность стала уживаться с сельскими и сентиментальными символами. В декоре появляются цветочные корзины, пальмовые листья, гирлянды, узелки и ленты, а также охотничьи трофеи, военные, музыкальные или научные мотивы. Постепенно орнаменты стали более сдержанными, без излишеств. По мнению археолога Винкельмана, превозносившего греческое искусство, главной его характеристикой была "благородная простота и спокойное величие".
В постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств представлен золоченый гарнитур из дивана шести кресел в стиле Людовика XVI. Автором гарнитура, по-видимому, был неизвестный русский мастер конца XIX века. В целом композиция предметов, близкая к модным европейским тенденциям периода стиля Людовика XVI, типична для русского высокого классицизма. Высокие подлокотники и декоративные элементы с мотивом оканта (символ триумфа и преодоления жизненных испытаний, особенно распространен в коринфском ордере), – указывают на «мужской» вариант кресла («женские» могут быть вовсе лишены подлокотников), либо предназначение гарнитура для, преимущественно, мужского общества.
Кресла в стиле Людовика XVI, глубокие, с высокими подлокотниками и ножками в форме балясин, передние – на колесиках. Передние ножки – двухъярусные: над удлиненной нижней, сужающейся книзу и прорезанной по стволу наклонными каннелюрами, и короткой верхней балясиной – одинаковые кубические вставки с цветочными розетками на трех сторонах. Сидение, спинка и подлокотники обиты желтой тканью с алтасными полосками, окантованы желтым золотистым шнуром. Все элементы конструкции кресла покрыты искусно исполненной мелкой орнаментальной резьбой. В декоративном оформлении преобладают растительные мотивы из веток аканта и колосьев пшеницы. Резной верх спинки и подлокотников, основание сидения и ножки позолочены по левкасу: вверху, по линии спинки и подлокотников, идет стилизованный пучок стеблей, перевитых крест-накрест лентой, который завершается впереди короткими расходящимися акантовыми волютами. На спинке сзади шнур по периметру покрывает линию крепления гвоздями обивки.
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится консоль в стиле Людовика XVI последней четверти XVIII века (1775-80-е). ее автором был, предположительно, русский мастер. В изделии использовано дерево хвойных пород, резьба, по-видимому, золочение и полировка. Консоли или пристенные столы, с прямыми каннелированными ножками, были особенно популярны в мебели XVIII века и располагались обычно под зеркалами. На них ставились канделябры, часы, декоративная бронза или декоративные предметы из камня и фарфора. Во второй половине XVIII века консоли, в соответствии с традицией классицизма, украшались орнаментом из пальметок, розеток или гирлянд.
Консоль на точеных ножках, с деревянной накладной резьбой высокого рельефа на передней стороне царги. Следы золочения утрачены. Резьба классицистического характера, с гирляндами лавра и цветочными розетками; справа – вертикальная свитая спиралью лента с шариками, симметричный элемент слева утрачен. Каннелированные ножки сужаются книзу, на вершине и у основания декорированы резными лиственными бутонами. Утрата древесины на задней право ножке внизу, у основания. В отличие от всех других участков предмета, ножки полированы.
Столешница имеет криволинейное очертание с лицевой и боковых сторон при ровной задней стороне. Поверхность столешницы профилирована в два яруса и покрыта шпоном, основа светлого дерева, шпон – красно-коричневатого. Шпон рассохся, покоробился, растрескался, местами отслоился, следы декора утрачены.
В фондах ОМИИ хранится хромолитография начала ХХ века, воспроизводящая запечатленное в акварели кресло XVIII века в стиле Людовика XVI «французской работы» из дворца в Петергофе. Изображение является листом из альбома «Образцы декоративно-прикладного искусства из императорских дворцов, церквей и коллекций России» – роскошного издания, выпущенного в 1901 году Экспедицией заготовления государственных бумаг (впоследствии Гознак).
Художественные предметы были представлены на хромолитографиях с акварельных рисунков, исполненных с натуры или акварелей академика М.Я.Виллие учениками Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств под руководством директора школы, академика Е.А.Сабанеева.
Автором акварельного изображения нашего кресла был некто В. Андреев. Лист покоряет безусловным исполнительским мастерством и умением художника достигать в акварели почти иллюзорной осязательности фактуры материалов.
Конструкция изделия декорирована инкрустацией и бронзовыми накладками. Голубую шелковую обивку кресла украшают «положенные по стилю» цветочные композиции. Можно сказать, что данное изображение демонстрирует образец стиля Людовика XVI «от французских мастеров».
Т.В. Лазарева
- Гусева Н.Ю., Семенова Т.Б. Русская художественная мебель XVIII века в собрании Эрмитажа. СПб.: Изд-во ГЭ, 2015.
- Раппе Т.В. Шедевры европейской мебели XV – начала XX века в собрании Эрмитажа. СПб.: Изд-во ГЭ, 2016. Сс. 224 – 225, 428 – 429, 430 – 431, 432 – 433.
- Соколова Т., Орлова К. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. Л., 1973.