В залах постоянной экспозиции нашего музея посетители иногда могут встретить на стене пустующее место с табличкой, сообщающей: «Картина экспонируется на выставке...». Однако на выставки (обычно в Москву и Петербург) отправляются и предметы, скрытые в музейном хранилище (особенно это касается коллекции отечественного искусства XX–XXI вв.). Так, не столь давно, после завершения столичных «гастролей», в Орел вернулись три наших живописных полотна.
На фото: 1.Фрагмент оформления входа в залы выставки.
Многие любители искусства помнят, что в течение нескольких месяцев, с 23 октября 2019 по 23 февраля 2020 гг., в Москве, в залах Новой Третьяковки на Крымском Валу, 10, была развернута масштабная выставка – «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры». Интенсивная подготовка к ней продолжалась более трех лет. Кроме самой Третьяковской галереи произведения на выставку представили 18 отечественных музеев и 5 зарубежных собраний из Британии, Германии, Греции, Армении и Казахстана.
Устроители выставки предприняли огромные усилия, чтобы разыскать по различным музейным коллекциям некогда входившие в состав Музея живописной культуры произведения, и собрать вместе то, что уцелело. В результате была создана уникальнейшая экспозиция, максимально возможно воссоздающая по старым и фотографиям и архивным описаниям историческую, существовавшую почти век назад. Ее отличало нетрадиционное, основанное на новых принципах, оригинальное объединение картин в особые группы и свободная, на разных уровнях, развеска по стенам «в художественном беспорядке».
Музей живописной культуры (МЖК) был создан в сложный послереволюционный период с целью кардинального реформирования и обновления культурного пространства молодого советского государства. Прежнее «старое» «буржуазное» искусство должно было кануть в Лету. Отринув прежние эстетические идеалы, следовало решительно изменить взгляд современного зрителя на мир. Это был государственный проект, и средства на приобретение произведений для задуманного нового музея выделялись государством. Учрежденный в 1919 г. МЖК, стал первым в мире государственным музеем современного искусства. Отличительным было и то, что его организовывали и возглавляли непосредственно сами художники. Значимое место среди них занимали известные орловским любителям искусства по нашей прежней постоянной экспозиции и выставкам искусства ХХ в., – Александр Давидович Древин (Древиньш) (1889-1938) и его жена, «амазонка русского авангарда», – Надежда Андреевна Удальцова (1885/86 – 1961), уроженка Орловского края.
На фото: 2. А.Д. Древин. 1924., 3. Н.А. Удальцова. 1915.
А.Д. Древин входил в состав созданной в июне 1918 г. комиссии по организации МЖК, являлся первым заведующим Музейным бюро, а также первым заведующим МЖК (в период с сентября 1918 по январь 1920 гг.). Распространенное представление, о том, будто первым Музей возглавил Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) опровергается обнаруженными архивными документами. Руководителем Музея сей знаменитый абстракционист воспринимался скорее всего потому, что был и председателем комиссии по его организации, и его главным теоретиком. А.Д. Древин «осуществлял общее руководство Бюро и наблюдение над деятельностью Музея в Москве и провинции». Н.А. Удальцова активно участвовала в организации Музея и с 1921 г. входила в состав его Художественного совета.
Музейное бюро было организовано в сентябре 1918 г. Оно ведало отбором, закупкой произведений современных художников и их распределением. Последнее осуществлялось по нескольким направлениям: в центральный московский МЖК, его главный филиал в Петрограде и в многочисленные музеи подобного нового типа, создававшиеся в провинции с целью ознакомления проживающих там граждан с актуальным пролетарским искусством. Эти филиалы широкой сетью должны были охватить всю страну.
На фото: 4. Фрагмент информационной таблички выставки.
Экспозиция МЖК была призвана отражать новые методы современного искусства, способствовать развитию вкуса и художественных познаний различных категорий посетителей, вызывать интерес и профессиональных художников, и творческой молодежи, и рядовой публики. Критерием отбора произведений являлись оригинальность, новаторство, новые средства художественной выразительности. При этом не столь важным было, признанный ли уже это художник или только начинающий и малоизвестный.
Самая первая выставка «Беспредметное творчество и супрематизм», включавшая 220 произведений, открылась на Рождественке, 1 в апреле 1919 г.
В мае-июне 1920 г. произошла первая официальная передача произведений из фонда Музейного бюро в МЖК. Среди них был и приобретенный в числе первых «Черный супрематический квадрат» (1915) Казимира Севериновича Малевича (1879 – 1935).
Экспозиция МЖК открылась для публики 10 июня 1920 г. по адресу: Волхонка, 14. В декабре этого же года ее перевесили по стилевым направлениям и группировкам, представив в ней различные этапы развития художественной формы от импрессионизма до самых последних исканий в области современного отечественного искусства.
В сентябре 1921 г. Музейное бюро было закрыто (официально его ликвидировали в июне 1922 г.), финансирование закупок прекратилось. В апреле 1922 г. МЖК переехал в здание бывшего Дворца искусств на Поварскую, 52 и 15 октября вновь открылся для посетителей.
В декабре 1923 – январе 1924 гг. произошел новый переезд – в здание ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) на Рождественку, 11. Музей стал теперь подразделяться на экспозиционный и исследовательско-лабораторный отдел. Новая экспозиция, открывшаяся 15 октября 1924 г. (на выставке была представлена весьма информативная афиша, сообщающая об этом событии), включала две группы произведений – «объемную» и «плоскостную». В последнем зале выставили аналитические работы. В октябре того же года МЖК стал филиалом Третьяковской галереи. 1 октября 1925 г. для разработки методики нового научного искусствознания в Музее открылся Аналитический кабинет. Его первая выставка состоялась в январе 1926 г., а в мае появилась «Демонстрационная комната» с поясняющими смысл живописной культуры «Тектоническими исследованиями живописи» в виде цветных таблиц, графики, диаграмм, теоретических текстов.
На фото: 5. Афиша открытия Музея живописной культуры в здании ВХУТЕМАСа 15 октября 1924. Государственная Третьяковская галерея.
В мае 1926 г. фонды МЖК на Рождественке насчитывали 131 произведение живописи. В «объемной» группе было представлено 55 картин, в «плоскостной» – 76. Еще 66 единиц находилось в аналитическом разделе, включавшем 2 витрины с пояснительными записками. В сентябре того же года музей был временно закрыт и переведен в смежное помещение на первом этаже.
В мае 1927 г. в экспозиции Музея появился новый раздел: «Неореализм», образованный из работ молодых художников, поступивших из Государственного музейного фонда.
26 августа 1928 г. Музей закрыли в связи с переездом, а 12 сентября официально перевели в помещение Политехнического музея в Ильинском проезде, 31/33, где экспозиция отсутствовала. 22 декабря принято постановление об упразднении МЖК. В январе 1929 г. он исключен из списка московских музеев. В феврале его коллекции поступили в фонды Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10. А в марте Оценочная комиссия по ликвидации МЖК разделила их на 12 списков, расформировав для распределения в фонды Галереи, Русского музея, провинциальные музеи и отдельно отобрав не имеющие художественного и музейного значения произведения.
Интереснейший экспериментальный проект, осуществлявшийся в течение десятилетия талантливыми энтузиастами, завершился. Отношение к коллекциям музея, его активной экспозиционной, выставочной, экскурсионной, лекционной и прочей деятельности стало негативным. Авангардное искусство не отвечало изменившимся запросам государства в области культуры. Оно больше не считалось передовым, пролетарским, символизирующим Советскую Россию и подвергалось усиливавшейся критике.
Поскольку МЖК с 1924 г. являлся филиалом Третьяковской галереи, основная часть его собрания по первым двум спискам, включавшим свыше 700 произведений живописи, графики и скульптуры, в 1929 г. влилась в ее фонды. Список № 1, состоявший из 112 произведений живописи, и дал название выставке на Крымском валу.
По Списку № 3 для передачи в Русский музей в Ленинграде были отобраны 35 картин. Списки №№ 4,5,6 включали, соответственно, 68 предметов живописи, 54 единицы графики, 29 скульптуры для обмена с провинциальными музеями.
Так, по Списку № 4 в 1929 г., в Орловский окружной (ныне Краеведческий) музей поступили два живописных полотна: «Натурщица. Этюд» (1917) Петра Петровича Кончаловского (1876-1956) и «Беспредметная живопись» («Краски природы») (1920) Бориса Владимировича Эндера (1893-1960).
Несколько ранее, в 1927 г., сюда же был передан созданный в 1910 г. Натальей Сергеевной Гончаровой (1881 – 1962) «Портрет Мака» (Павла Петровича Иванова). До 1922 г. он находился в Музейном бюро, затем, с 1923 по 1925 гг., - в составе МЖК; в 1925 г. вошел в состав Государственного музейного фонда, откуда в 1927 г. был направлен в Орел, в Орловский историко-художественный музей (затем переименованный в Окружной музей).
В дальнейшем все три упомянутые картины оказались в фондах открывшейся в 1957 г. Орловской картинной галереи, с 1990 г. известной как Орловский музей изобразительных искусств. Именно эти три картины из нашего собрания были представлены в экспозиции выставки на Крымском Валу.
В самой Третьяковской галерее, в 1929 г., ряд произведений авангардистов на небольшой период включили в экспозицию отдела новейших течений. В 1931-1932 гг. они оказались в совершенно иной, построенной в соответствии с марксистско-ленинским учением, экспозиции, один из ее разделов которой (в нем находился упомянутый «Черный супрематический квадрат») был озаглавлен: «Буржуазное искусство в тупике формализма и самоотречения». В 1936 г. весь авангард отправили в фонды. Целых полвека о нем предпочитали не вспоминать и заговорили лишь в 1986 г.
В музейных залах в Лаврушинском переулке авангард появился вновь только в 1995 г. Вскоре произведения авангардистов вошли в самую крупную и полную в России постоянную экспозицию отечественного искусства ХХ в., открывшуюся в 1998 г. в Новой Третьяковке.
Выставка «Авангард. Список № 1» включала две с половиной сотни произведений из бывшего Музея живописной культуры и максимально приближенно реконструировала его наиболее развернутую экспозицию в здании ВХУТЕМАСа периода 1925-1927 гг. В Москве уцелели не все произведения из Списка № 1, поэтому экспозицию выставки на Крымском Валу дополнили работами из региональных музеев. Из того, что было направлено когда-то в провинцию, многое не сохранилось и бесследно исчезло. Выявленные в региональных собраниях в ходе подготовки к выставке произведения прошли отбор.
Залы выставки непривычно именовались комнатами. Это объяснялась тем, что прежние экспозиции МЖК обычно располагались в квартирах с анфиладой комнат. В Музее на Рождественке было 6 комнат, обозначавшихся латинскими литерами от А до F. Как уже упоминалось, структура экспозиции МЖК отличалась от академической музейной и строилась по принципу инновации творческого метода. Ведь МЖК был задуман, как выставочно-учебный музей современного искусства и его экспозиция была связана с эстетическими, образовательными и воспитательными функциями. В первых трех комнатах находились работы «объемной» группы, в остальных – «плоскостной».
Картины одного и того же автора, в зависимости от поставленных и осуществленных им задач, могли находиться в нескольких комнатах обеих групп, демонстрирующих развитие разных течений и направлений, трансформацию элементов формы предмета в пространстве от объема к плоскости, линии, пятну.
Первый зал выставки был вводным и представлял работы мэтров авангарда (среди них, разумеется, были А.Д.Древин и Н.А.Удальцова, картины которых находились и в других залах). Затем следовали комнаты «объемной» и «плоскостной» групп.
На фото: 6. Комната А. Объемная группа. Фрагмент экспозиции.
В представленном на фото фрагменте экспозиции в Комнате А «объемной группы», на стене слева, – работы входивших в одно из наиболее значительных творческих объединений русского авангарда «Бубновый валет» (1911-1917), «московских сезаннистов», – Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) и Петра Петровича Кончаловского (1876-1956).
Первый слева: «Портрет Е.И. Киркальди» (1910) Машкова; далее, три работы Кончаловского – «Автопортрет в сером» (1911), широко известный «Портрет Г.Б. Якулова» (1910) и наша «орловская» «Натурщица. Этюд» (1917). На фото: 7. Справа: картина П.П. Кончаловского «Натурщица. Этюд». 1917.
Колористически яркий неопримитивистский «Портрет Мака» (П.П. Иванова) (1910) кисти Натальи Сергеевны Гончаровой (1981 – 1962) из собрания нашего музея, – на фото с фрагментом экспозиции Комнаты D «плоскостной группы»: на торцевой стене справа от проема. На фото: 8. Комната D. Плоскостная группа. Фрагмент экспозиции.
Слева от него – «Портрет В.П. Виноградовой» (1909) И.И. Машкова; крайнее справа на смежной стене, знаменитое «эталонное» полотно Н.С. Гончаровой – «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911). На фото: 9. Вторая слева: картина Н.С. Гончаровой «Портрет Мака (П.П. Иванова)». 1910.
На фото: 10.
Комната E. Плоскостная группа. Фрагмент экспозиции. На фото с фрагментом экспозиции предпоследней в «плоскостной группе» Комнаты E, на правой стене представлены произведения уже чисто абстрактной живописи. «Орловская» картина Бориса Владимировича Эндера (1893-1960) «Беспредметная живопись» («Краски природы»)(1920) находится в верхнем ряду. На фото: 11. Справа в верхнем ряду: картина Б.В. Эндера «Беспредметное» («Краски природы»). 1920
На той же стене, в нижнем ряду, первая, третья и четвертая, также работы Эндера: «Портрет Карла Либкнехта» (1919) (рефлексия на убийство немецкого политика; одного из основателей коммунистической партии Германии), «Беспредметное» (1919) и «Лахта «Движение плоскостей» (1916-1918).под Петербургом» (1921). Вторая слева – картина Александры Александровны Экстер (1882-1949).
Вслед за последней Комнатой F «плоскостной группы» на выставке располагались «Дополнительная комната ОСТ» (ОСТ – Общество станковистов; основано в 1925 г. в Москве), представляющая творчество молодых художников другого поколения, и «Аналитический кабинет». Завершал экспозицию посвященный судьбе произведений из коллекции МЖК после его ликвидации раздел «Без купюр».
Экспозиция выставки привлекала внимание посетителей самых разных возрастных категорий. Авангард и поныне редко кого оставляет равнодушным, вызывая неприятие или восхищение, отторжение, раздражение, насмешку или искреннее желание глубже понять и познать его. О том, что он интересен, свидетельствовало постоянное движение людей на выставке, внимательно рассматривающих произведения, изучающих информационные ресурсы, делящихся впечатлениями друг с другом, активно фотографирующих. Кстати, чтобы сделать перспективные фотографии безлюдных залов, приходилось буквально ловить подходящий момент.