Выставка представляет только одно реалистическое направление из коллекции нашего музея. Наиболее весомой частью экспозиции стала группа произведений, представляющих творчество художников «сурового стиля», возникшего на рубеже конца 1950-х начала 1960-х годов. Это такие авторы как А.Ю. Никич-Криличевский, В.И. Иванов, П.П. Оссовский, И.В. Голицын, А.А. Тутунов, Э.Г. Браговский. Пафос соцреализма сменился прозой жизни. Главной темой направления был труд, настоящая жизнь рабочих и крестьян, которые трудятся в суровых условиях. Как правило, это люди трудных профессий. На их лицах нет улыбок, они серьезны и сосредоточены.
В работах художников «сурового стиля» много скрытого политического подтекста. Работы В.Е. Попкова относят к числу уникальных экспонатов, представляющий редкий образец «сурового стиля» на тему культа личности.
Параллельно «суровому стилю» в изобразительное искусство 1960- х вошел более традиционный поток, продолжающий развивать традиции русской национальной школы реалистической живописи. Деревенская тема в изобразительном искусстве 60-х годов была напрямую связана с ритмами развития всего русского и советского реалистического искусства. «Деревенский реализм» был рожден одним и тем же поколением художников. Это направление на выставке представляют А.А. Пластов В.Н. Гаврилов, В.М. Сидоров, братья С.П. и А.П. Ткачевы, В.Ф. Стожаров и др. В экспозицию также вошли работы орловских художников А.И. Курнакова и И.Г. Степанова, которые создавались в период 1960-х годов и испытали влияние новых направлений
Процесс обновления искусства в 1960-е годы коснулся и советской графики. В начале 1960-х годов многие мастера графики в поисках новых форм выразительности переходят к современным творческим тенденциям, направленных на передачу большей реалистичности жизни. Появляются новые жанры, разнообразные художественно-выразительные средства и индивидуальные стили. Крупные стройки, разработки недр, колхозные будни изображались в духе суровой романтизации. Они были неким аналогом сурового стиля в живописи и отвечали духу времени. Это северный цикл акварелей В.Е. Попкова и работы его единомышленников Г.Ф. Захарова, В.П. Барвенко, Г.Ф. Ефимочкина. К индустриальной теме обращались графики А.Е. Лопухин, Д.Б. Боровский, А.М. Колчанов, О.А. Почтенный, И.Л. Шкубер. Сюжетно-тематические композиции о жизни сельских жителей, о трудовых буднях, отдыхе и праздниках представлены в работах Б.Я. Аверьянова, Э.И. Асташева, В.С. Паршина, М.А Петрова, В.А. Павликова и др. В 1960-е годы оставалась популярной тема, связанная с жизнью В.И. Ленина, к которой обращались мастера старшего поколения: П.П. Белоусов, Пен Варлен, Н.Н. Жуков.
Декоративное искусство представлено несколькими произведениями керамики и стекла, керамики в сочетании с металлом. Эти работы уроженки нашего города, скульптора Дулевского фарфорового завода им. газеты «Правда» Н.М. Малышевой, орловского скульптора и графика Л.М. Бугая, московских скульпторов А.Л. Малахина и Заслуженного художника РФ С.Г. Мальяна, работавшего на Дятьковском хрустальном заводе Заслуженного художника РСФСР В.И. Котова. Большинство из них посвящено образам современников.
Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"» является продолжением проекта знакомства зрителя с собранием орловского музея изобразительных искусств. Задачей выставки стал показ наиболее ценных и уникальных музейных экспонатов периода 1960-х годов реалистического направления, представляющих своеобразие музейной коллекции.
Часы работы: с 10:00 до 17:00. Выходной – понедельник
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29. Тел.: 76-05-86, 76-27-41