Виртуальная выставка
«Древняя керамика Дагестана»
Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.
Подготовила: И.Е. Барсукова
Орел
2024
Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана»
Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.
Музей «Мемориальная мастерская Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова» богат не только замечательными пейзажами и натюрмортами. Здесь хоть и немного, но отменные по качеству предметы прикладного искусства. Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на чудную глиняную посуду – Балхарскую керамику – хорошо известную во всем мире.
Игорь Андреевич Курнаков – сын художника – рассказывал, что отец как-то по дороге на юг увидел на обочине мужчину, торговавшего глиняной посудой, остановился, подошел и, конечно, сразу же узнал знаменитую Балхарскую керамику. Эти сосуды и вошли в нашу экспозицию.
Дагестан традиционно изготавливает большое количество разнообразной керамической посуды. Известные центры изготовление бытовой керамики - Балхар, Сулевкент, Джули. Самый известный центр, занимающийся бытовой керамикой это Балхар – лакское селение в Акушинском районе Дагестана. В 1936 г. в ауле была организована артель художественной керамики, производящая и сейчас до 25 видов изделий.
Появление искусства расписной керамики учение относят к 13 – 14 вв.
До сих пор в Балхаре рассказывают легенду о некоем Калкучи – человеке, который научил балхарских женщин изготавливать глиняную посуду. По легенде пастух Калкучи увидел, как дети на берегу озера лепят из глины игрушки. Он заинтересовался, сам научился лепить из глины разные фигурки, а потом научил этому местных жителей. Качественно это получалось только у женщин, именно они и сегодня занимаются изготовлением посуды, а мужчины продают посуду, заготавливают хворост для обжига. Так по легенде зародился гончарный промысел в Балхаре.
Давайте внимательно приглядимся к посуде из нашего музея. Эти сосуды датируются серединой XX в. Они формованы на гончарном круге, по традиции должны быть украшены ангобной росписью красного цвета.
Ангоб (фр. engobe, итал. ingobbio - обмазка) – тонкий слой жидкой глины, который кистью наносится на керамическую посуду. Роспись ангобами после обжига дает слегка рельефный рисунок и чистый цвет. Но постепенно к красному ангобу стали добавлять белый. Со временем он стал преобладающим. Так изменилась стилистика росписи.
Балхарскую керамику отличает верность традиции. Сосуды, как и в старь, расписаны архаичным, загадочным узором, присутствует утонченность линий, спиралей, кругов, овалов, завитков, традиционна штриховка геометрических элементов. Но появляются и новые мотивы – растительный орнамент. Традиционна и форма изделий – амфоры с одной ручкой или с двумя. Это зависело от того как привыкла женщина носить воду из родника по узким тропкам к родному горному аулу – на плече, значит с одной ручкой, за спиной – значит с двумя. Изготавливались
кувшины с узким и высоким носиком для вина, сосуды с округлыми горловинами с фигурной перемычкой для более удобного слива.
Обжиг очень важный процесс в изготовлении керамики, благодаря ему ангоб, так же как и черепок, вспыхивают бурыми, оранжевыми пятнами, что является уникальной особенностью балхарской керамики.
Изготовлением керамических изделий занимаются с сентября по май, т.е. в период, свободный от полевых работ. Производится обжиг сразу несколькими женщинами в одном большом горне - чаре с вертикальным движением горячих газов. Горн сложен из кирпичей, обмазанных смесью глины с соломой. Топить чару начинают в 5–6 часов утра, и продолжается обжиг до 12 часов ночи. Для того, чтобы разложить в горне посуду, надо забраться внутрь печи. Изделия одной мастерицы складываются вместе, сначала большие, затем более мелкие. Когда загрузка окончена, отверстие обжиговой камеры закрывают черепками разбитых сосудов примерно до половины, т.к. в горне отсутствует дымоотвод и смотровое отверстие. До обеда горн топится кизяком, в результате чего он сильно нагревается. Затем кизяк заменяют соломой, сеном и хворостом.
Топочная камера располагается внизу, она отделена от обжиговой теплопроводно-разделительным блоком.
Вы увидели фотографии этих замечательных сосудов. Убедились в том, что у Андрея Ильича был отменный вкус. Но ни одна фотография не заменит общения с подлинником. Ждем вас в музее.