Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Выставка «РОХЛИНЫ. СЕМЬЯ ХУДОЖНИКОВ. Живопись и графика Михаила, Александра и Владимира Рохлиных из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы»

  • Виртуальная выставка «Фарфоровая пластика Л.М. Бугая (1935-2012) из фондов музея».

  • «Первые шаги в науке. Ботанический рисунок: детские зарисовки растений и насекомых О.И. Семенова-Тян-Шанского»

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

Информация о материале
Создано: 30 марта 2024

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка 

«Древняя керамика Дагестана» 

Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: И.Е. Барсукова

 

 

 

 

 

 

Орел

 

2024

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» 

Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

         Музей «Мемориальная мастерская Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова» богат не только замечательными пейзажами и натюрмортами. Здесь хоть и немного, но отменные по качеству предметы прикладного искусства. Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на чудную глиняную посуду – Балхарскую  керамику – хорошо известную во всем мире.

        Игорь Андреевич Курнаков – сын художника – рассказывал, что отец как-то по дороге на юг увидел на обочине мужчину, торговавшего глиняной посудой, остановился, подошел и, конечно, сразу же узнал знаменитую Балхарскую керамику. Эти сосуды и вошли в нашу экспозицию. 

Дагестан традиционно изготавливает большое количество разнообразной керамической посуды. Известные центры изготовление бытовой керамики - Балхар, Сулевкент, Джули. Самый известный центр, занимающийся бытовой керамикой это Балхар – лакское селение в Акушинском районе Дагестана. В 1936 г. в ауле была организована артель художественной керамики, производящая и сейчас до 25 видов изделий. 

Появление искусства расписной керамики учение относят к 13 – 14 вв. 

До сих пор в Балхаре рассказывают легенду о некоем Калкучи – человеке, который научил балхарских женщин изготавливать глиняную посуду. По легенде пастух Калкучи увидел, как дети на берегу озера лепят из глины игрушки. Он заинтересовался, сам научился лепить из глины разные фигурки, а потом научил этому местных жителей. Качественно это получалось только у женщин, именно они и сегодня занимаются изготовлением посуды, а мужчины продают посуду, заготавливают хворост для обжига. Так по легенде зародился гончарный промысел в Балхаре. 

           

Давайте внимательно приглядимся к посуде из нашего музея. Эти сосуды датируются  серединой  XX в. Они формованы на гончарном круге, по традиции должны быть украшены ангобной росписью красного цвета.

Ангоб (фр. engobe, итал. ingobbio - обмазка) – тонкий слой жидкой глины, который кистью наносится на керамическую посуду. Роспись ангобами после обжига дает слегка рельефный рисунок и чистый цвет. Но постепенно к красному ангобу стали добавлять белый. Со временем он стал преобладающим. Так изменилась стилистика росписи. 

Балхарскую керамику отличает верность традиции. Сосуды, как и в старь, расписаны архаичным, загадочным узором, присутствует утонченность линий, спиралей, кругов, овалов, завитков, традиционна штриховка геометрических элементов. Но появляются и новые мотивы – растительный орнамент. Традиционна и форма изделий – амфоры с одной ручкой или с двумя. Это зависело от того как привыкла женщина носить воду из родника по узким тропкам к родному горному аулу – на плече, значит с одной ручкой, за спиной – значит с двумя. Изготавливались

кувшины с узким  и высоким носиком для вина, сосуды с округлыми горловинами с фигурной перемычкой для более удобного слива. 

Обжиг очень важный процесс в изготовлении керамики, благодаря ему ангоб, так же как и черепок, вспыхивают бурыми, оранжевыми пятнами, что является уникальной особенностью балхарской керамики.

Изготовлением керамических изделий занимаются с сентября по май, т.е. в период, свободный от полевых работ. Производится обжиг сразу несколькими женщинами в одном большом горне - чаре с вертикальным движением горячих газов. Горн сложен из кирпичей, обмазанных смесью глины с соломой. Топить чару начинают в 5–6 часов утра, и продолжается обжиг до 12 часов ночи.  Для того, чтобы разложить в горне посуду, надо забраться внутрь печи. Изделия одной мастерицы складываются вместе, сначала большие, затем более мелкие. Когда загрузка окончена, отверстие обжиговой камеры закрывают черепками разбитых сосудов примерно до половины, т.к. в горне отсутствует дымоотвод и смотровое отверстие. До обеда горн топится кизяком, в результате чего он сильно нагревается. Затем кизяк заменяют соломой, сеном и хворостом.

Топочная камера располагается внизу, она отделена от обжиговой теплопроводно-разделительным блоком. 

      Вы увидели фотографии этих замечательных сосудов. Убедились в том, что у Андрея Ильича был отменный вкус. Но ни одна фотография не заменит общения с подлинником. Ждем вас в музее.

         

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам