Детский парк, заложенный в 1952 году, изначально располагался на правом берегу Орлика, на Стрелке у его слияния с Окой. После открытия в 1954 году, довольно скоро стало очевидным, что ограниченная руслами двух рек территория, маловата, и не позволяет парку развиваться. В соответствии с новым генеральным планом развития города Детский парк перенесли на левый берег Орлика, а на Стрелке, – историческом месте заложения 1566 году орловской крепости, – в 1966 году появился Мемориальный сквер в честь 400-летия основания Орла с высокой памятной стелой и монументальной трехфигурной композицией Александра Николаевича Бурганова «Победа».
В связи с этим, 30 июня 1968 года, в газете «Орловская правда» была напечатана заметка орловского архитектора Сергея Ивановича Федорова (1915-2005), уже упомянутого во II части публикации, – «Новый парк орловским ребятам», в которой довольно подробно обрисованы все планируемые здесь функциональные зоны. Приведём два фрагмента из нее.
«…недавно мы увидели завтрашний день орловского детского парка.
Расширенное заседание градостроительного совета Орла было очень представительным. В нем приняли участие руководители областных и городских партийных и советских органов, члены творческих союзов архитекторов и художников, работники школ. Открывая совет, заместитель председателя горисполкома А.И. Иванов сказал, что обсуждаемый проект детского парка будет осуществлен в ближайшие два года.
Проект выполнен авторским коллективом Государственного института Гипрокоммундортранс в составе архитекторов Р. Топуридзе (руководитель), Бажановой, Хотяновой и Штенгольца, инженеров Кохновера, Заркуа, Ереминой, скульптора Бурганова и других. Научный консультант – профессор архитектуры Л. Залесская. Проектируемая территория детского парка займет 4 гектара вдоль левого берега Орлика от пешеходного вантового мостика до Пролетарской горы, а поверх граница парка пройдет по бровке, примерно на отметках кинотеатра «Победа» и почтового переулка».
«Несомненно, привлекут к себе будущих хозяев парка стенки для лазанья, горки для съезжания, качели, карусели, цветные буквы алфавита и цифры, диковинные «чудо-кони» и «чудо-дерево».
Важно, что в этой заметке указано участие Александра Николаевича Бурганова в качестве скульптора в разработке проекта Детского парка на левом берегу Орлика и обозначены два объекта, планируемые в парковой зоне: «чудо-кони» и «чудо-дерево».
Ясно, что «чудо-кони» – это та самая скульптурная композиция, о которой мы ведем речь. Именно такое ее памятное многим название и сейчас встречается в интернете.
А.Н. Бурганов. Модели скульптуры «Кони» для Детского парка в Орле. 1965 гг. Гипс, отливка, темпера. Московский государственный музей «Дом Бурганова»
Интересные подробности об этой работе содержатся в еще одном фрагменте цитированной в I части публикации справки Московского государственного музея «Дом Бурганова, подписанной заместителем директора по науке Мариной Александровной Бургановой: «Эту тему в скульптуре А.Н. Бурганов начал разрабатывать с 1960 года и в течение нескольких лет создал две монументально-декоративные композиции (для г. Орла и г. Геленджика) и целый ряд станковых скульптур. Варианты отличаются цветом, а также в композиции, установленной в Геленджике, имеется дополнение в виде стилизованного растительного декора».
А.Н. Бурганов. «Кони». Декоративная скульптура для детского городка дома отдыха «Голубая даль» в Геленджике. 1965
Получить представление о скульптурной композиции «Кони» для детского городка в Геленджике позволяют иллюстрации к статье «Функциональная скульптура» А. Кириллова в № 4 журнала «Декоративное искусство СССР» за 1966 год. Ее изображение помещено и на первой странице обложки журнала.
Как и орловская группа, она создана из часто применявшегося тогда в монументальной пластике бетона, имеет ряд небольших рельефных деталей и локальный полихромный декор. Введенный в композицию высокий вертикальный плоский ажурный элемент в виде стилизованного растения с сидящей на нем сказочной птицей («дополнение в виде стилизованного растительного декора»), играет существенную роль в пространственной организации группы и ее восприятии. Цветовое решение каждой из сторон разнится (в орловском варианте также используется подобный прием, но совершенно по-иному). С противоположной от берега моря стороны композиция выполнена в белом тоне, с обращенной к нему стороны, – ярко расписана.
Среди других, находящихся на игровой площадке в Геленджике скульптурных объектов, созданных Александром Николаевичем Бургановым, тему коней продолжает и одна из плоских вертикальных декоративно-игровых стенок. Здесь условный, предельно геометризированный, образ жеребенка с коротким хвостиком образован сочетанием стилизованных фигурных объемов и проемов, дополненных контррельефной проработкой некоторых деталей и акцентировкой инкрустацией из камушков по контуру. В декоре монолитной боковой части стенки, как и в скульптурной композиции «Кони», использован мотив с высоким растением и птичкой вверху.
Подобное сюжетное развитие, включающее наряду с основной скульптурой группой их двух коней отдельную, меньшего размера, фигуру жеребенка, – предполагалось и для орловского детского парка.
Это и было отмеченное в заметке Сергея Ивановича Федорова «чудо-дерево». Оно представляло собой увенчанную фигуркой короткохвостого жеребенка гладкую колонну с яблоневой ветвью с листьями и крупными плодами на фоне подобия ажурной трельяжной парковой решетки. (Один из любимых автором приемов сочетания поднятых на колонне основных рельефных и полно-объемных скульптурных элементов с прямоугольным сквозным объемом).
А.Н. Бурганов. Модель скульптуры «Жеребенок» для Детского парка в Орле. 1960-е гг. Гипс, литье, роспись. Московский государственный музей «Дом Бурганова»
Вот об этом вспоминает сам Александр Николаевич Бурганов: «…была заказана так же ещё и дополнительно в композиционном комплекте скульптура «Жеребёнок». Это было такое декоративное изображение условного дерева, на котором стоял жеребёнок. И она выполнялась уже через орловский художественный фонд, была слеплена в натуру, размером более пяти метров, была выполнена на территории трамвайного депо в Орле, и осуществлена. Где она сейчас находится, мне не ясно. Остались только фрагменты эскиза».
***
В истории Орловского детского парка и связанных с ним произведений Народного художника РФ Александра Николаевича Бурганова, как видим, еще остаются пробелы. А находящуюся там скульптурную композицию «Кони», следует как можно бережнее сохранять. И не только потому, что она связана с фонтаном и постоянным воздействием воды. В нашем городе – это редкий и стильный образец советской декоративной городской пластики 1960-х годов, автор которого является одним из самых известных и признанных мастеров в России и далеко за ее пределами. Ее необходимо внести в Список объектов культурного наследия города Орла.
Использованы изображения из открытых интернет-источников.