КОМПАНИЯ «АРТГИТ»
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
УНИКАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«САЛЬВАДОР ДАЛИ. СВЯЩЕННОЕ ПОСЛАНИЕ»
Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. СВЯЩЕННОЕ ПОСЛАНИЕ», из частного итальянского собрания, представляет впервые в России самую масштабную графическую серию величайшего художника ХХ века – его иллюстрации к Ветхому и Новому Завету из частного итальянского собрания. Ни одной из 105 представленных на выставке работ Сальвадора Дали нет в собраниях российских музеев, что позволяет без преувеличения назвать этот проект уникальным.
Два тысячелетия Библия являлась Книгой Книг для европейского искусства, а в последние несколько столетий – для искусства всего мира. Многие художники, обращаясь к библейским историям, пытались в притчевой, иносказательной форме рассказать о своем времени и, одновременно, пытались найти ответы на вопросы, которые история ставила перед ними и перед всем человечеством.
Казалось, что искусство ХХ века уже далеко ушло в своих интересах от тем Ветхого и Нового Завета, но Библия продолжала волновать величайших мастеров искусства прошлого века, становясь для кого-то залогом возрождения религиозного сознания, а для кого-то источником поэтических образов. И каждый, прикасаясь к многовековой традиции воплощения вечных сюжетов, обращался к библейским текстам. Сальвадор Дали не был исключением. Но он предпринял рискованное предприятие – передать языком сюрреализма библейские истории и в этом смысле сломать существовавшие в изобразительном искусстве традиции.
Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Порой он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой представляет себя Спасителем мира. Ведь не случайно родители дали ему имя Сальвадор - Спаситель.
В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто (Dr.Giuseppe Albaretto) проиллюстрироват
Выбор библейских тем для этого проекта был сделан самим Дали. В результате в 1963-1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш и переведенных в 1964-1967 годах в литографии. Таким образом, появился самый масштабный в творчестве Дали графический проект.
Каждая из 105 литографий, представленных на выставке, представляет собой попытку интегрировать фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника в удивительно емкий и в то же время загадочный мир библейских историй. Но, даже обратившись к библейским темам, он остается провокатором. Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Его мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир человеческой истории со дня сотворения мира, дарили свободу форме, содержанию и цвету.
Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании и, особенно в его собственном. А собственное сознание было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорическ
Его библейские работы при всей кажущейся на первый взгляд противоречивости и спорности привлекают внимание зрителей не только к живописи, но и к новому прочтению Священного Писания. Особенно это характерно для молодежи, склонной воспринимать мир по-своему и отвергать поучения и догмы предшествующих поколений. В этом особая миссия и значение библейских мотивов в произведениях Дали для наших дней.
Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. СВЯЩЕННОЕ ПОСЛАНИЕ», несомненно, раскрывает новые грани в творчестве Сальвадора Дали, равно как и открывает российскому зрителю неизвестного Сальвадора Дали.
В ПОИСКАХ БОГА И СЕБЯ
Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменеч маркиз де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dali i Domenech, Marques de Pubol; 11 мая 1904 — 23 января 1989).
Знаменитого испанского живописца, графика, скульптора, режиссёра Сальвадора Дали чаще всего называют "загадочным", "мистическим", "фантастическим"
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в г. Фигерас, провинция Жерона, в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.
В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Бонюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.
Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительно
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жерона). В том же году впервые посещает США.
После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою известную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.
После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. С 1981 г. он серьезно болен. В 1982 г. умирает Гала.
Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в стене в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле не могли ходить люди.
В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа. Первый (1904-1928) — это время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями. Второй (1928-1947) — период программного сюрреалистическо
Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Порой он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой представляет себя Спасителем мира. Ведь не случайно родители дали ему имя Сальвадор - Спаситель. Может быть, самой судьбою он был предназначен стать спасителем живописи от той смертельной опасности, которая грозила ей со стороны абстрактного искусства, академического сюрреализма, дадаизма и всех прочих анархических "измов" в целом.
В 1948 Дали возвращается из США в родной Фигерас. В это время он все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическа
В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто (Dr.Giuseppe Albaretto) проиллюстрироват
Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Даже обратившись к религиозной теме, он остается эксцентричным провокатором. Для него всегда была характерна попытка увязать веру и науку. Так, например, после взрыва первой ядерной бомбы Дали искал мистический ответ в черных тучах, поднятых этим катаклизмом. Абсолютное видение значения всего этого должно быть даровано, как он считал, Божьей милостью и милостью правды. Идея Божьей милости была взращена в нем еще в детстве во время религиозного воспитания. Что же касается милости правды, то художник рассчитывал найти ее в открытиях современной физики. Хоть представления Дали о жизни, Боге и современной науке начали созревать в мозгу художника еще в Соединенных Штатах и стали проявляться в его работах того периода, но окончательно они созрели и стали приносить плоды лишь после возвращения на родину в Кадакес в 1948 году.
Творческий подход Дали к любой теме и сюжету был чрезвычайно своеобразен. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-то мере это несколько походило на сюрреалистически
Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании и, особенно в его собственном. А собственное сознание было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорическ
Дали говорил, что он «христианин и католик, но, чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется». Вот и его религиозные картины, затрагивая известные сюжеты, всякий раз выявляли, прежде всего, личностное отношение к религии (причем эти индивидуальные воспоминания или ассоциации напоминают сюрреалистически
Мир С. Дали - фантастический, причудливый, гротескный. Окунувшись в него легко переступить грань бреда и безумия. Проще всего заявить, что все это - наследие католической мистики или "иберийское неистовство", присущее каталонцу. Но дело обстоит не так просто. Много разных причин и обстоятельств сыграли свою роль, чтобы возник "феномен Дали", каким мы его видим в его картинах. Его произведения – это безумные фарсы, которые с редкостной дерзостью повествуют о жизни и смерти, о человеке и мире.
Дали выбрал особенный и своеобразный способ остаться непонятным. Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой. Он хотел превратить реальный мир в подобие своей сюрреалистическо
Так же как и в своих "религиозных" картинах, в гравюрах для Библии Дали прилагает сюрреалистически
Его картины не имеют ничего общего с ренессансной традицией жизнелюбивой эротики Боккаччо или Рабле. Жизнь, органическая природа и человеческое тело в глазах Дали вовсе не похожи на атрибут счастливой и праздничной полноты бытия. Они, скорее, суть какие-то чудовищные галлюцинации, внушающие художнику не ужас или отвращение, а необъяснимый неистовый восторг, своего рода мистический экстаз. Он твердой рукой направлял свои подсознательные импульсы в русло творчества и не собирался давать им бесцельно бушевать, расшатывая целостность личности.
Для сюрреализма, в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическо
И Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины и его признания не обошли таких тем, как сексуальная революция и гражданские войны, атомная бомба и нацизм, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. А католическая вера была, пожалуй, одной из важнейших тем мировосприятия и художественного самовыражения Дали. При этом всегда он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. Наверное, того ему и надо было: ударить по здравомыслию, бросить вызов разуму и морали, и этот вызов был не только его личным делом. Это было главной целью сюрреализма.
Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи превратились, действительно, в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину, любой принцип, если этот принцип опирается на основы разума, порядка, веры, добродетели, логики, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.
Парадоксальны, взрывчаты и провокационны и заявления Дали по вопросам эстетического характера. Они соединяют в себе противоречия, они убийственны, они успешно приводят в ярость, как сторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-тр
Десятилетия ученые, искусствоведы, художники и прочие ценители искусства спорят о творчестве и жизни Сальвадора Дали. Высказываются совершенно противоречивые суждения и гипотезы, мнения и научные изыскания. С работами Дали можно соглашаться и не соглашаться, принимать их или не принимать. Но одно безусловно признано всеми: Сальвадор Дали был и остается одним из величайших творцов и художников своего времени, талантливейшим представителем не только испанского искусства, но и звездой мирового масштаба. А его библейские работы при всей противоречивости и спорности привлекают внимание зрителей не только к живописи, но и к новому прочтению Священного писания. Особенно это характерно для молодежи склонной воспринимать мир по-своему и отвергать поучения и догмы предшествующих поколений. В этом особая миссия и значения религиозных произведений Дали для наших дней.
САЛЬВАДОР ФЕЛИТЕ ХАСИНТО ДАЛИ,
МАРКИЗ де ПУБОЛ
(1904-1989)
11 мая 1904
Родился в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелиты Доменеч. Детство прошло в Каталонии, на северо-востоке Испании, в красивейшем уголке земного шара.
1908 – 1910
В четыре года с удивительным старанием пытался рисовать. Его поведение и пристрастия выдавали неудержимую энергию и эксцентричность характера. Частые капризы и истерики ребенка приводили отца в гнев, но мать, напротив, всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выходки. В итоге отец стал неким воплощение зла, а мать – символом добра
1910-1918
Дали привлекает образ Наполеона, отождествляя себя с ним, Сальвадор чувствует потребность в обладании властью. Одевая маскарадный костюм короля, он получает огромное удовольствие от одного своего вида. Первую картину Дали нарисовал в 10 лет. Целыми днями он просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнатке, рисуя картины. В городе Фигерас Дали берет уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса
1919
За непотребное поведение Дали выгнали из монастырской школы. Успешно сдает экзамены и поступает в институт. (Так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование). В студенческом издании "Студиум" публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. Участвует в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму
1921
С блестящими результатами заканчивает институт и поступает в Мадридскую Художественную академию. Умирает мать художника
Начало 20-х годов
Восхищен работами футуристов, но полон решимости создать свой собственный стиль в живописи. У него появляются новые друзья и знакомые. Среди них такие выдающиеся и талантливые люди, как Фредирико Гарсиа Лорка и Луис Бонюэль. В Мадриде Дали впервые оказался предоставленным самому себе. Экстравагантный вид художника изумлял и шокировал обывателей, что приводило юношу в неописуемый восторг
1923
За нарушение дисциплины был на год отстранен от занятий в Академии. В этот период интерес молодого художника был прикован к творениям великого гения кубизма Пабло Пикассо
1925 – 1928
Первая персональная выставка работ в галерее Далмау. На ней были представлены 27 картин и 5 рисунков. Учеба в Академии постепенно разочаровывала его, а в 1926 году Дали был изгнан из нее за свое вольнодумство. В том же году он уезжает в Париж в надежде найти там свое место. Вступает в группу сюрреалистов, объединившуюся вокруг Андре Бретона. Дали начал создавать свои первые сюрреалистически
1929
Влюбляется в Елену Дьяконову, или Галу, бывшую в то время замужем за писателем Полем Элюаром. С этого момента именно Гала станет на всю оставшуюся жизнь музой и вдохновением гения Дали
1930-1931
Картины Дали начали приносить известность автору («Расплывшееся время», «Постоянство памяти»). Неизменными темами его творений были разрушение, тление, смерть, а также мир сексуальных переживаний человека.
Премьера второго фильма Дали «Золотой век» (1930)
1933
Первое путешествие в Америку. Билет для Дали приобретает Пабло Пикассо
1934
Женитьба на Елене Дьяконовой
1936 – 1937
Дали пишет одну из самых известных своих картин «Метаморфоза Нарцисса». Одновременно с этим выходит его литературная работа – «Метаморфозы Нарцисса». Посещает Италию, чтобы увидеть живопись Возрождения
1940 – 1948
После оккупации Франции Дали на восемь лет уезжает из Европы и поселяется в США (штат Калифорния). Пишет книгу «Тайная жизнь Дали, написанная им самим». Пробует себя как оформитель витрин, дизайнер
1951
Получает заказ от Правительства Италии на подготовку 100 иллюстраций к «Божественной комедии» Данте в связи с предстоящими празднованиями по случаю 700-летия со дня рождения выдающегося итальянского поэта.
1952
Крупная выставка в Риме. Дали и Гала заканчивают обустройство своего дома в Порт-Льигате. Картины Дали покупаются за огромные деньги поклонниками и любителями роскоши. Громадные холсты, написанные Дали в 60-е годы, оцениваются в баснословные суммы. Иметь произведения этого гения в своем собрании становится модным в среде миллионеров
1957
Иллюстрирует «Дон-Кихота» Сервантеса
1959-1963
В Париже выполняются 100 ксилографий к «Божественной комедии» Данте
1963-1967
Получает предложение от итальянского издательства проиллюстрироват
Конец 60-х годов
Отношения между Дали и Галой начинают портиться и становится все более холодными. Страсть, пронизывающая их когда-то, уходит. По просьбе Галы Дали покупает ей замок, где она проводит много времени в обществе молодых людей
1968-1978
Дали активно экспериментирует в графике. Создает серии офортов, ксилографий и литографий являющихся, в основном, иллюстрациями к литературным произведениям. В Фигерасе открыт «Музей Дали». Творение гения сюрреализма и по сей день приводит в восторг посетителей
1978-1988
У Сальвадора Дали начинаются проблемы со здоровьем. Смерть Франко потрясла и испугала впечатлительного художника. Врачи подозревают болезнь Паркинсона (эта болезнь когда-то стала смертельной для его отца). В 1982 году умирает Гала. Несмотря на холодность в отношениях последних лет, это событие становится страшным ударом для Дали. Вслед за этим ударом судьбы художника постигает еще одно несчастье: от пожара сильно пострадал его любимый дом
Ноябрь 1988
Сальвадор Дали попадает в клинику с диагнозом «сердечная недостаточность»
23 января 1989
Смерть Сальвадора Дали. Согласно посмертной воле художника, его тело было забальзамировано и на протяжении целой недели находилось в музее в Фигерасе
Похоронен в центре музея Дали под скромной плитой.
ЭКСПЕРТИЗА
Вся серия имеет индивидуальный сертификат подлинности от издателя Rizzoli, который подтверждает что это действительно «единственный подлинный экземпляр № 17 "Священной Библии"». Там же утверждается, что «произведения в этом издании единственные и неповторимые и не будут перепечатаны, таким образом, никогда». Кроме этого подлинность гравюр выставки подтверждена заключениями международных экспертов. Каждая литография имеет сертификат международной специализированн
Европейский Союз - Эксперты Искусства был основан в 1992 году в Нюрнберге (Германия), чтобы активизировать культурные и художественные обмены между Германией и Италией. В 1993 он зарегистрирован также в Италии. Ассоциация состоит из экспертов в области искусства в различных дисциплинах. Ее деятельность охватывает всю территорию Италии. Имеет отделения и филиалы:
- в Испании (Delegazione: Av. Rep. Argentina, 70 (galeria) - 08023 Barcelona. Tel. 0034-932103721 / 0034-650243602);
- во Франции (Delegazione: 3, Rue de l'Agent Bailly, 75009 Paris. Tel. 0033-1-42851741)
- в Ирландии (Delegazione: 1, The Walk Woodpark Ballinteer, Dublin 16. Tel. 00353-866-088384
- в США (4205 W. Anthem Wy. Suite#109, Phoenix, AZ. 85086, Tel. 001 623 582 4500).
Головной офис находится в Риме. Адрес: Европейский союз экспертов искусства - ONLUS, Виа Антонио Gallonio 8, 00161, Рим, ИНН 97099070589.
Тел.: 06.98358010, Факс 06.8928.4499, Тел. 339.6169616, e-mail: segreteria@espertiarte.it Веб сайт: http://www.espertiarte.it/
Европейский Союз Эксперты Искусства сотрудничает с другими родственными европейскими ассоциациями, для культурных обменов и передвижных выставок.
Все 105 гравюр из серии «Сальвадор Дали – Священная Библия», представленных на выставке, имеют сертификат подлинности, подписанный Президентом Ассоциации - Либерати Стефано (LIBERATI STEFANO, Via Carnia 21, 00161, Roma, Tel. 06.916508551, 3396169616, Fax 06.62276627, e-mail: stefano.liberati@espertiarte.it )
ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химически
Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»
Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно.
Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ