ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРЕЗКИ ИЗ БУМАГИ
«БУМАЖНОЕ ДИВО»
(КИТАЙ, ВЬЕТНАМ, МЕКСИКА, ИЗРАИЛЬ, ГЕРМАНИЯ,
ПОЛЬША, ЛИТВА, БЕЛАРУСЬ, РОССИЯ, УКРАИНА)
ИЗ СОБРАНИЯ ДОМОДЕДОВСКОГО
ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
Открытие: 31 мая в 15:00
Мастер-класс для студентов «Орловского художественного училища им. Г. Г. Мясоедова»: 31 мая в 12:00
Вырезка из бумаги ― красочный своеобразный вид народного творчества, имеющий давние и богатые традиции и распространенный во многих странах мира. Однако им занимаются и профессиональные художники.
У разных народов эти изделия известны под различными названиями: вырезные силуэты (Россия), чуан хуа или цзянь чжи (Китай), papel picado (Мексика), Scherenschnitt (Германия), karpiniai (Литва), wycinanka (Польша), вытинанка (Беларусь), вытынанка (Украина). Это разнообразные узоры, портреты, орнаменты и сюжетные миниатюры, вырезанные ножницами или резцами из единого листа бумаги.
Искусство художественного вырезания из бумаги возникло в Китае. Бумажные вырезки использовали, в первую очередь, для украшения домов к праздникам и как обереги, которые периодически меняли. Их основным достоинством была дешевизна: яркие, легко изготавливаемые изделия, обновлявшиеся каждый год.
Из Китая искусство вырезания проникло в Японию, Вьетнам, на Ближний Восток и достигло территории Западной Европы. Благодаря арабским и еврейским купцам, это искусство уже к VIII в. появилось Испании (хотя документальные подтверждения относятся лишь к XIV в.). В XVII в. о нем узнали в Голландии, Франции и Германии; в Восточную Европу оно попало в конце XVIII в. Пик его развития ― середина XIX – начало XX вв. По мере продвижения вырезка менялась, впитывала в себя локальные национальные особенности, приноравливалась к местным обычаям и назначению.
Бумажные вырезки можно разделить на две большие группы: силуэтные (характерные для Западной Европы, а также для дворянской и городской среды России) и орнаментальные (характерные для народной культуры). Ажурные бумажные украшения народов Восточной Азии, Восточной Европы и Мексики с самого начала имели декоративно-прикладное назначение, поэтому в них главным является узорчатость, предметно-фигуративная стилизация и символичность. Вырезными орнаментами или рядами фигурок крестьяне Восточной Европы издавна декорировали жилища. Длинные дорожки развешивали или наклеивали на стены, имитируя тканевые шпалеры; зубчатые мережки подвешивали над и под окнами в виде подзоров и занавесок; прикрепляли вырезки к рамам картин, зеркал, икон; ими расцвечивали полочки, сундуки и мебель вместо деревянной резьбы или росписи.
С изменением бытовых условий, произошло почти полное исчезновение и забвение бумажных вырезок. Но во второй половине XX в. народное искусство вырезания возродилось, изменив свой характер: будничные занятия сельских мастериц перешли в сферу деятельности талантливых народных художников. Утратив традиционно-прикладное значение, бумажные вырезки превратились в самостоятельные художественные произведения. В бывших советских республиках ― Литве, Беларуси, Украине после обретения ими независимости ― поднялся интерес к своим национальным истокам, к народному искусству. Там в вырезках стремятся восстановить старинные символы, народную эстетику и методы изготовления.
Однако истинно народными можно считать только вырезки Китая и Мексики, где они не только продолжают изготавливаться народными мастерами, но и традиционно применяются для украшения жилищ, народных празднеств и фестивалей. В других странах, пройдя путь от простых узоров до сложнейших силуэтных композиций и богатейших ажурных орнаментов, художественное вырезание стало сегодня объектом интереса со стороны многих профессиональных художников, использующих выразительные средства и приемы этого вида творчества для воплощения своих идей. При этом расширяется и становится более разнообразной тематика произведений.
В Домодедовском историко-художественном музее Московской области в 2005 г. открылась единственная в России художественная галерея с постоянной экспозицией художественной бумажной вырезки мастеров из разных стран. Ее основой стала уникальная коллекция Алексея Максимовича Петриченко (1911—1996) — известного харьковского ученого, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки Украины, академика. Он собрал свыше 4000 вырезок из разных стран мира, которые сейчас, благодаря его дочери, Асе Алексеевне Петриченко, находятся в экспозиции и фондах Домодедовского историко-художественного музея.
Ядро представленной выставки, включающей свыше 150 произведений мастеров разных стран и континентов, составляют вырезки, имеющие ярко выраженный национальный колорит, выполненные художниками, работающими в традиционно народной манере.
Выставка работает с 31 мая по 28 июля 2019 года
Часы работы: с 10:00 до 17:00, в четверг – с 10:00 до 21:00
Выходной – понедельник.
Адрес: г. Орёл, ул. Октябрьская, 29. Тел.: 76-05-86, 76-27-41