«Моревский - учитель Курнакова», виртуальная выставка одной картины народного художника СССР А.И.Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)
В 2006 году, в год 90-летнего юбилея народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова, была основана Картинная галерея его имени. Уникальность галереи заключается в том, что она была открыта ещё при жизни художника, в специально построенном для этого здании. В разработке проекта и его реализации непосредственное участие принимал и сам Андрей Ильич.
В своё время Андрей Курнаков учился в 12-й орловской школе (ныне школа №32). Тайны искусства начали раскрываться перед ним в 5 классе, когда он познакомился со своим учителем рисования Николаем Николаевичем Моревским. Его портрет, помещённый уже признанным художником и педагогом Курнаковым в самом начале его галереи, и представляется вашему вниманию.
На портрете кисти А. И. Курнакова Николай Николаевич Моревский изображён сидящим в помещении художественного учебного заведения, на фоне скульптуры и части картины. Он задумчиво всматривается вдаль, мудрый, пожилой, много повидавший на своём веку человек. Взгляд 85-летнего художника-педагога ясный, пристальный, чуть лукавый. В руках он держит зимнюю шапку, опирается на трость, одет в теплое старомодное пальто с меховым воротником и синие брюки. Его поза говорит нам о том, что вошедший, присел немного отдохнуть и понаблюдать за жизнью художественного заведения. Колорит картины мягкий, спокойный, сдержанный, в жемчужно-серебристой гамме. Изумрудный шарф оттеняет бледное лицо художника, седину волос, а красная обивка сиденья оживляет композицию.
После открытия в 1933 году Орловского художественного училища одним из первых в него пригласили преподавать Н. Н. Моревского. Уходя из школы, он увлёк за собой своего любимого ученика – Андрея Курнакова. Также в училище занимался и брат Андрея, Леонид Курнаков. Преподавал в училище Моревский около 20 лет.
Николай Моревский родился 25 января 1891 г. в с. Архангельское Оренбургской губернии, участвовал в Первой Мировой войне. Его первым учителем рисования был местный иконописец. До 1923 г. Николай Моревский учился в Оренбургском художественном училище, в 1926-м окончил Высший художественно-технический институт в Ленинграде (ВХУТЕИН). Одним из его учителей был выдающийся советский график, живописец-пейзажист Аркадий Александрович Рылов (1870 – 1939).
Будучи учеником А. Куинджи, А. Рылов, не умаляя значения рисунка, большое внимание уделял развитию живописных навыков. При этом он не уставал повторять, что лучшим наставником художника является жизнь, природа с её красочным богатством мира. «Никакая человеческая фантазия не может сравниться с таким богатством красочных сочетаний, что сотворила природа» – говорил Аркадий Александрович.
Любовь к природе, к передаче её сложных сочетаний цветов, прочно усвоенная Н. Н. Моревским в годы учения, осталась у него на всю жизнь. Н. Н. Моревский хорошо усвоил методические принципы своих учителей. Практически всю жизнь он преподавал: с 1926 по 1933 г. в Орловской художественной школе, с 1933 по 1956 – в Орловском, затем Елецком художественном училище. В основу преподавательской деятельности Моревский ставил систему легендарного художника-педагога П. П. Чистякова.
Николай Николаевич Моревский был первым учителем Андрея Курнакова, ещё в школе, где он сразу заметил талантливого мальчишку и способствовал его поступлению в только что открывшееся художественное училище в Орле. Интересно было услышать от ученицы А. И. Курнакова, Яны Патокиной, что и Андрей Ильич в свою очередь учил их по системе П. П. Чистякова.
В 1926 году Николай Николаевич Моревский становится одним из организаторов Орловского филиала АХРР (Ассоциации художников революционной России), в 1937-м – членом Союза художников СССР, в 1939-ом – одним из организаторов Орловского отделения Союза художников СССР.
Н. Н. Моревский пользовался наибольшим авторитетом среди наставников Орловского художественного училища. Он считал необходимым воспитывать в своих учениках умение наблюдать жизнь во всех её проявлениях и отбирать из многообразия явлений самое характерное и типичное. «Умение видеть – это особый талант художника, говорил он - можно смотреть и ничего не видеть». При этом он вспоминал своих учителей, которые обладали особым даром художнического ви́дения.
А при рисовании живой модели или природы повторял: «Вы рисуете не мёртвую форму – в ней жизнь!». Будучи сам тонким живописцем, он требовал того же от своих учеников.
Много лет работавший с Моревским художник Иван Михайлович Митрофанов вспоминал: «В коллективе художников Орловского училища Н. Моревский пользовался нескрываемым уважением. Он был немногословен, и в этом была какая-то тайна. В шутку мы называли его «великий молчальник дядя Коля». Крупные черты лица и большие кисти рук. Своими крупными пальцами он без ошибки, без всяких поправок, мог сделать тончайший рисунок…
И. М. Митрофанов вспоминал: «Помню как-то отдел учебных заведений дал распоряжение по всем художественным техникумам, чтобы представить на просмотр рисунки студентов (классные работы по учебным программам). Возили мы с Н. Н. Яськовым. Арбитром был Б. В. Иогансон. Собралось много учителей. Иогансон выделил рисунки наших студентов, в отличие от других. Линия, определяющая форму, и не нуждается в добавлениях!». «Тогда-то я и подумал, что «Дядя Коля» рисунками своих учеников нас выручил».
После закрытия расположенного в Ельце художественного училища Николай Николаевич с помощью Курнакова переехал в Орёл. Андрей Ильич организовал в Орле юбилейную выставку своего учителя и помогал ему материально. А. И. Курнаков вспоминал Н. Н. Моревского как скромного, внимательного, добродушного человека, открывшего ему путь в искусство, за что художник всю жизнь был ему благодарен.
Николай Николаевич Моревский до последних дней жил своей профессией, в атмосфере творчества и становления будущих художников.