Виртуальная выставка «Икона святой Варвары из фондов ОМИИ» приурочена ко дню памяти почитаемой всеми христианами святой, 4 (17) декабря. Образ это святой, написанный в середине XIX века, тесно связан с драматичной судьбой известной орловской семьи.
В 1988 году Орловский музей изобразительных искусств получил икону святой великомученицы Варвары в дар от искусствоведа Екатерины Андреевны Удальцовой-Древиной, внучки известной художницы-авангардистки Надежды Андреевны Удальцовой, уроженки г. Орла. Надежда родилась в семье орловского жандармского полковника Андрея Тимофеевича Прудковского (1854 – 1918). В семье было четыре дочери: Людмила, Тамара, Варвара и Надежда и, по всей видимости, почитался образ небесной покровительницы третьей из них, Варвары Андреевны Никольской (Прудковской) (1896 – 1976).
Глава семейства, Андрей Тимофеевич Прудковский был уволен в отставку 16 июля 1917 года в звании генерал-майора, а вскоре, в ходе красного террора, арестован и расстрелян. Его жена и мать девочек, Вера Николаевна Прудковская (урожденная Чоглокова) (1862 – 1913), и была хранительницей иконы из ОМИИ.
Святая Варвара Илиопольская в равной степени почитается в православной, католической, коптской, армянской и англиканской церквями. .
Святая жила в III веке в городе Илиополе Финикийском, на территории Египта. Её отец – Диоскур (Диоскор) – был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Варвара отличалась особенной красотой, из-за чего отец, желая скрыть ее от посторонних глаз, запер дочь в башне. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании Единого Создателя. Когда Диоскур пожелал замужества дочери и разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Узнав о ее христианском вероисповедании, отец-язычник в гневе отвёл дочь к правителю города Мартиану, где Варвару принуждали к отречению от Христа. За отказом девушки последовали жестокие мучения, после чего правителем было дано право Диоскуру свершить суд над Варварой. Отец согласился стать палачом своей дочери и обезглавил ее. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.
На небольшой иконе 20,5 х 17,3 см из собрания ОМИИ святая изображена в рост, на фоне грозового неба. Над нею в облаках показаны полуфигуры сидящих вполоборота друг к другу Христа и Богоматери с нимбами в виде исходящих лучей. Иисус благословляет правой приподнятой рукой, а левой удерживает крестчатый скипетр и опирается на державу. Богоматерь склоняется вправо, придерживая левой рукой гиматий и держа в правой ветку с зелеными листьями.
Динамична постановка фигуры святой контрапост, с опорой на левую ногу, ее голова чуть склонена вправо, взгляд устремлен ввысь. Развевающиеся складки одежды и эффектная линия зеленой ленты передают ощущение порыва ветра, что наряду с динамикой самой фигуры сообщает образу святой состояние одухотворенного напряжения воли.
В правой руке Варвара держит потир, левая полусогнута и отведена в сторону. Голова святой украшена небольшой короной, лик продолговатый, с едва припухлыми румяными щеками. Русые волосы распущены, одна волнистая прядь спадает по левому плечу. Над белильной линией нимба отчетливо видна надпись: «С. ве. Му. Варвара.»; по его окружности три гвоздевых отверстия, свидетельствующие о прежнем наличии здесь металлического венца. Поверх изумрудно-зеленой туники святой надета белая до колен рубашка с золотой отделкой горловины и подола и широкими рукавами, подстегнутыми выше локтя; на левом плече закреплена алая мантия, спадающая мягкими складками на позем. Золотисто-охристый цвет мягких, закрытых туфель подчинен общему теплому колориту иконы.
Клубящиеся, сгущающиеся книзу коричневато-зеленые облака передают состояние неба после грозы: над низким оливково-охристым поземом расстилается гористый пейзаж с розовым заревом над ним; внизу. Слева от фигуры святой – темный волнообразный холм, поросший низкими травами, за ним изображено невысокое лиственное деревце, рядом другое, без листьев, справа, на пригорке – большое дерево с пышной кроной. На переднем плане, у самой кромки прописаны пятилепестковые травы.
Живоподобная манера письма, моделировка лика, фигуры, одежд святой и романтического пейзажа на фоне иконы обнаруживает следование изографа академической школе.
Святая великомученица Варвара. ОМИИ. Фрагменты иконы.
Икона-дар ОМИИ Е.А. Удальцовой-Древиной напоминает и о драматической судьбе ее матери, яркого представителя кубофутуризма и супрематизма. За переездом ее семьи из Орла в Москву последовали годы учебы, обращение Надежды к живописи и поиски себя в искусстве, замужество и расставание с историком-медиевистом, активная творческая деятельность, преподавание во ВХУТЕМАС, замужество с художником-авангардистом Александром Древиным, расстрелянным в 1938 году, судьба жены «врага народа» и воспитание сына, война… В Орловском музее изобразительных искусств хранится портрет Надежды Удальцовой кисти А.Древина, 1935 года. Стойкость этой женщины, самоотверженное служение искусству и своему народу в тяжелейшее для страны и себя самой время, – глубоко роднят художницу с образом одной из небесных покровителей ее семьи, святой великомученицы Варвары.
Т.В. Лазарева