Хрисанф и Дария – римские святые III века, христианские мученики, почитаемые и православными, и католиками.
Хрисанф, родившийся в Александрии в семье сенатора Полемия, язычника по убеждениям, переехал с отцом в Рим. Получив начальное образование, он поступил учиться в философскую школу, где узнал о Евангелии и решил принять христианство. Хрисанф отыскал скрывающегося от гонений священника Карпофора, получил от него наставления в вере и крещение, после чего сам стал открыто проповедовать учение Христа.
Стараясь вернуть сына в лоно язычества, отец безуспешно заточал Хрисанфа в темнице и морил голодом, старался совратить с помощью блудниц и наконец решил женить на жрице Афины Паллады, прекрасной и блестяще образованной, сведущей в поэзии и философии, девице Дарии. Однако юноше не только удалось убедить молодую жену принять христианскую веру – молодожены единодушно избрали для себя девство. Горожан стали возмущать обращенные к римской молодежи призывы Хрисанфа и Дарии к целомудрию и безбрачию, на что откликнулось множество молодых римлян. Дело дошло до суда. Хрисанфа предали пыткам, а Дарию отправили в дом терпимости, но Бог сохранил их невредимыми; их истязали, принуждая к жертвоприношению языческим богам. После безуспешного склонения к отречению от Христа Хрисанф и Дария были приговорены к казни: они живыми были опущены в ров и засыпаны землей и камнями. Это произошло в 283-м (по другим данным в 256-м) году, при императоре Нумериане.
Спустя год на месте кончины святых мучеников, в расположенной рядом пещере христиане собрались для богослужения. Нумериан повелел засыпать пещеру землей, в результате чего мученической кончине были преданы успевшие причаститься Святых Христовых Таин пресвитер Диодор, диакон Мариан и множество клирикиов, память которых совершается в один день с Хрисанфом и Дарией.
На небольшой иконе XIX века из фондов Орловского музея изобразительных искусств святые супруги Хрисанф и Дария изображены в полный рост, лицом друг к другу, на зеленом поземе, их разделяет невысокая остроконечная горка. Икона отличается темно-оливковым фоном и чуть более светлым и охристым поземом. Сверху на святых мучеников спускаются два светлых луча, источником которых является начертанный белилами небольшой крест.
Хрисанф держит в правой руке крест – атрибут мучеников, в левой – тонкую тросточку. Дария слегка склоняется к супругу, словно слушая его; ее лик с яркой подрумянкой имеет несколько наивное, полудетское выражение. Под красочным слоем отчетливо проступает графья.
Хрисанф в переводе с греческого означает «златоцветный» (как и цветок хризантемы), а Дария в переводе с персидского – «побеждающая, сильная». Оба они являют яркий пример святости, чистоты, супружеского единодушия и готовности к духовному подвигу – исповеданию истинного Бога – Христа – среди язычников. Хрисанф служит образцом благочестия мужчины – главы семьи: вдохновенного, глубокого, ответственного и самоотверженного, – за которым можно пойти на край света. Дария – пример истинной женственности – обаятельной и целомудренной, умной и сдержанной, хранящей мир в своей семье, – в чем и состоит ее христианская «побеждающая сила».
Т.В. Лазарева.
*Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского: С доп., объясн. примеч. и изображениями св. - Репр. изд. - Печенга: Трифонов Печенг. монастырь; М.: Кн. дело, 2003. / Кн. 7: Март. - 2003. - 750, [2] с. Житие 253.