ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ»
(БУКОО «ОМИИ»)
Обособленное подразделение «Картинная галерея А.И. Курнакова»
Виртуальная выставка одной картины:
«Портрет искусствоведа, заслуженного деятеля искусств РСФСР
Игоря Ароновича Круглого (1923-2013)
2023г.»,
посвященная юбилею 100(летие) И.А. Круглого.
Подготовил: И.Н. Булохов
2023год
Виртуальная выставка одной картины: «Портрет искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Игоря Ароновича Круглого 2003 г.», посвященная юбилею И.А. Круглого.
Игорь Аронович Круглый (1938-2013), член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведения, один из первых исследователей изобразительного искусства Орловского края и Центрального Черноземья.
Родился Игорь Аронович в 1923 году в Брянске. В 1938 году с семьей переехал в город Орел. Учился в Орловском художественном училище, Московском художественном училище «Памяти 1905 года» (1938-1941), Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина на факультете истории и теории изобразительного искусства (1950-1955). С 1957 по 1964 год – один из создателей Орловской картинной галереи и её первый директор, член оргкомитета по созданию Союза художников СССР.
В 1969 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Работал заведующим кафедрой теории и методики изобразительного искусства Орловского государственного педагогического института. В 1985 году был приглашен на работу в Москву, заведующим отделом советской графики Государственной Третьяковской галереи. С 1992 по 1997 год – заместитель главного редактора газеты «Художник России». В 2008 году он был избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств.
И. А. Круглый является автором монографий, альбомов, статей, каталогов, выставок по проблемам русского дореволюционного, советского и современного искусства. Ряд его монографий и альбомов отмечены дипломами и премиями Российской Академии художеств, Союза художников СССР и России. Кроме того, с 1960 по 2010 год опубликовано в журналах, каталогах, сборниках более 100 статей.
В 2003 году И.А. Круглый был награждён Благодарностью Министра культуры Российской Федерации за многолетний плодотворный труд, за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры.
В этом же году Андреем Ильичом Курнаковым был написан, а в 2009-м передан в дар музею портрет искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Игоря Ароновича Круглого. Курнаков выражает глубокую симпатию к своей модели. Изображая Игоря Ароновича в своей творческой мастерской, среди собственных произведений, художник все же уделяет внимание не интерьеру и обстановке, а главному персонажу и дорогому гостю. Художник тщательно выписывает черты лица, до мельчайших подробностей скрупулезно изображает каждую морщинку. Пристально вглядываясь в мудрые и добрые глаза, изображенные сквозь очки с линзами в толстой оправе, художник открывает зрителю душу своего героя.
Перед Игорем Ароновичем на мольберте стоит одно из полотен Андрея Курнакова, которое он как профессионал-искусствовед с интересом изучает с внимательным взглядом. Его поза свободна, он стоит, слегка наклонившись вправо, опираясь на тумбу, руки лежат на подрамнике, улыбается лукаво и немного насмешливо. Игорь Аронович изображен немолодым, седовласым, но подтянутым интеллигентом. Он одет в строгий костюм, однако под пиджаком зрителю видна не парадная рубашка с галстуком, а черная водолазка. Подобное сочетание, излюбленное в гардеробе представителей «богемной среды», придает шарм и притягательность творческой личности и подчеркивает неформальность обстановки. Темная, выделенная тоном монолитная фигура контрастирует со светлым серо-голубым фоном стен мастерской.
Блокнот и ручка в руках искусствоведа подчеркивают готовность перенести на бумагу свои впечатления и замечания по поводу увиденной картины. Руки, как и лицо, прописаны с особой тщательностью. У зрителя, внимательно смотрящего на полотно, создается иллюзия прямого контакта, через пространство холста он отвечает на взгляд этого умного и проницательного человека.
Портрет написан в технике масла и по импрессионистическому характеру живописи напоминает портреты кисти В.А. Серова, Н.И. Фешина и мастеров ленинградской школы. Незавершенность в нижней части вертикального холста и лессировочная фактура красочного слоя сочетаются с высокой степенью проработанности головы модели.
До последних дней Игорь Аронович оставался деятельной личностью, полной творческих идей и новых проектов. Вся его жизнь была посвящена искусству и неразрывно связана с Орловским краем.