ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ»
(БУКОО «ОМИИ»)
Виртуальная выставка
«Портретные образы в произведениях М.Ф. Шемякина (1875-1944)» (из фондов ОМИИ)
Научный сотрудник
Фокина А.В.
Орел-2023
Виртуальная выставка
«Портретные образы в произведениях М.Ф. Шемякина (1875-1944)» (из фондов ОМИИ)
Живописец Михаил Федорович Шемякин – тезка ныне живущего скульптора и художника Михаила Михайловича Шемякина. Михаил Федорович же, однако, работал в первой половине XX века. Свой творческий путь он начал в 1890-е годы. Тогда он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Василий Поленов, Валентин Серов и Константин Коровин.
Вслед за учителями, Шемякин развивал традиции русского импрессионизма. Его картины написаны узнаваемыми длинными раздельными мазками. Значительное место в творчестве художника занимали портреты, но в других жанрах он также работал.
Отдельное внимание Шемякин уделял колориту своих картин. Долгое время он предпочитал трехцветную сдержанную палитру. Однако иногда создавал работы, наполненные яркими красками.
«Вы — реалист-импрессионист-кубист». Так охарактеризовал Михаила Шемякина не чуждый живописи Владимир Маяковский.
Узнаваемую манеру «широкого письма» художник перенял у своих учителей Валентина Серова и Константина Коровина. Вслед за Серовым Шемякин выбрал для себя путь портретиста, поэтому натюрморт в его творчестве — редкое явление. Но если художник брался за постановочные мотивы, то чаще всего изображал цветы.
На портрете «Балерина» из фондов ОМИИ изображена Тамара Платоновна Карсавина (1885-1978) – прославленная русская балерина. Солистка мариинского театра, выступала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Карсавина была первой исполнительницей главных партий в балетах Михаила Фокина «Шопениана» «Жар-птица», «Синяя птица» и во многих других. Мягкая пластика и яркая индивидуальность позволяли ей блистать в классическом репертуаре и одновременно воплощать новаторские решения хореографов-реформаторов. После революции эмигрировала в Великобританию.
Художественный мир Михаила Шемякина – это особый мир, наполненный светом им цветом. Его полотна не омрачены переживаниями глобальных катаклизмов, хотя художник жил в эпоху больших перемен и двух мировых войн. Живопись Шемякина оптимистична: этот положительный заряд проявляется в колорите или эмоциональной составляющей его произведений. Не стремясь к детальному пересказу действительности, живописец в эмоциях и чувствах преподносил то, что его поражало в человеке. Шемякин всей душой воспринял постулаты импрессионизма и разработал собственные пластические интерпретации его системы, примером такой работы является «Балерина», которая находится в фондах Орловского музея изобразительных искусств. Героини женских портретов Шемякина поэтичны и обаятельны, а сами холсты легки и воздушны по живописи, наша работы не является исключением.
Балерина стоит в спокойной позе. Чувствуется грация и стать модели. Мазки отрывисты, художник использует цветовую вибрацию. По написанному охристому фону, он наносит фактурные холодные мазки.
Четко прописаны детали лица: выразительные глаза, приподнятый в легкой улыбке уголок губ. Остальная фигура как-бы сливается с фоном. Лишь в некоторых местах автор умело подчеркивает силуэт линией. Общий колорит охристо-серый. Лицо по тону и цвету схоже с фоном, силуэт головы выделяется за счет темных волос. На плечах, шее и ногах теплые рефлексы, а на лице-свет отражается от холодного, серого платья.
Шаль выделяется темным силуэтом, подчеркивая стройную фигуру танцовщицы. Она написана достаточно прозрачно, в некоторых местах плавно переходя в фон и сливаясь с ним.
Михаилу Фёдоровичу Шемякину была отпущена долгая творческая жизнь - почти пятьдесят лет, если вести отчет с первых ученических выставок в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Так случилось, что имя этого художника оставалось в тени более крупных мастеров первой половины прошлого столетия. Причиной тому – «неоцененность и неизученность» искусствоведческой наукой русского импрессионизма, к которому принадлежал Шемякин.
Михаил Федорович Шемякин – не просто ученик Валентина Серова и Константина Коровина. Этот художник искал и обрел свой путь в искусстве в русле русского импрессионизма. Он был оригинальным исследователем и теоретиком, талантливым педагогом. Имя Михаила Шемякина, несомненно, должно найти свое место в ряду замечательных русских мастеров первой половины XX века.