К 100-летию со дня рождения художника.
Отмечая юбилей заслуженного художника РСФСР Андрея Григорьевича Вагина (27.1.1923 – 21.08.2006), известного алтайского живописца, графика, книжного иллюстратора и пропагандиста изобразительного искусства, уместно приоткрыть не всем известные факты биографии художника, связавшие его личную жизнь, с Орловским краем. Именно они способствовали осуществлению его дарений в Орловскую картинную галерею (Орловский музей изобразительных искусств), которые были сделаны не случайно.
Все началось в 1978 году. В начале этого года орловская художница, керамист Жанна Анатольевна Травинская на творческой даче графиков «Челюскинская» познакомилась с приехавшим туда алтайским художником Андреем Григорьевичем Вагиным.
Художница вспоминает тот момент, когда он пригласил ее в находившуюся там его мастерскую, чтобы показать свои работы. «Сидя в кресле, я рассматривала гравюры, развешенные по стенам. Ничего подобного я раньше не видела. Работы были музыкальные, говорящие и казались цветными». Так искусство соединило двух творческих людей, которые понимали друг друга с полуслова.
Свадьбу сыграли сначала на «Челюскинской», затем в Барнауле. Осенью приехали в Орел». В это время в Орле открывалась областная художественная выставка, на которой разрешили показать свои работы и Андрею Григорьевичу Вагину. Жанна Анатольевна Травинская также участвовала в этой выставке. Участие А.Г. Вагина в выставке способствовало сближению мастера с орловскими художниками.
«В экспозиции работы Вагина сразу выделились профессионализмом и иной аурой», - вспоминает Травинская. «В Орле в это время Леонид Потапов «пробовал» линогравюру. Увидев работы Вагина, он попросил меня познакомить с ним, чтобы поговорить о линогравюре. Я устроила им встречу. Потапов меня потом всегда благодарил, что в нужный для него момент он встретился с мэтром. Сейчас на Алтае Андрей Григорьевич считается классиком».
После закрытия выставки художник подарил Орловской областной картинной галерее (так в те годы именовался наш музей) свои гравюры: «Среди сибирских берез» (1976), «Ромашки» (1978), «Поздняя осень» (1978), и «Мелодия» (1978).
Жанна Анатольевна Травинская не раз приезжала в Орел с Андреем Григорьевичем Вагиным. Были совместные поездки в Спасское - Лутовиново. «Ему очень понравилась усадьба, парк, пруд Савиной. Мы пошли в парк рисовать. Приезжали еще несколько раз. По этим рабочим рисункам Вагин в Барнауле сделал несколько линогравюр: «Дуб Тургенева», «Песня кукушки», «Пруд Савиной», «Беседка Рудина». С этих листов началась одна из наиболее значимых его серий «По литературным местам», - вспоминала Жанна Анатольевна.
Благодаря Вагину Травинская увлеклась техникой линогравюры, и под впечатлением их поездки на «Кривцовский мемориал» создала композицию «Одуванчиковые сны» (1979).
Жанна Анатольевна Травинская жила и работала в Барнауле около пяти лет. Потом пришло решение расстаться с Андреем Григорьевичем Вагиным. В 1983 году она вернулась в Орел.
Незадолго до своего ухода из жизни в 2004 году А.Г. Вагин прислал в Орловский музей изобразительных искусств 12 своих произведений, созданных за период с 1969 - 1993 годы. Среди них «Дуб Тургенева» из серии «Спасское – Лутовиново» (1979), «Дом Толстого» из серии «Ясная поляна», (1990), «Тарханы» (1991), «Церковь Рождества Христова» из серии «Чеховское Мелихово» (1992), «Флигель Н.А.Некрасова» из серии «Некрасовская Карабиха» (1993).
Дар Андрея Григорьевича Вагина в количестве 8 линогравюр, поступивший в 2009 году через Жанну Анатольевну Травинскую дополнил пейзажи художника в собрании Орловского музея изобразительных искусств.
Андрей Григорьевич Вагин был ярким представителем поколения художников, творчество которых сформировалось в 1960-е годы. В своих работах он остался романтиком, сохранившим идеалы молодости. Любовь к Родине и верность реалистическим традициям присутствует во всех работах художника. Виртуозно владея техникой линогравюры, он создал самобытные, легко узнаваемые по почерку произведения. Основными сюжетами стали любимые с детства деревья, птицы, особенно, журавли, ставшие в его работах символами высоты и душевного полета
Его работы часто экспонируются на тематических выставках из фондов музея. В 2020 году линогравюра «На пастбище» (1983) была показана на выставке «Русская деревня», а линогравюра «Суздаль» (1972) на выставке «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века» в 2023 году.
Графические работы мастера внесли неоценимый вклад в развитие отечественной линогравюры второй половины ХХ века, а его жизнь и творчество стали примером самоотверженного и бескорыстного служения искусству.
Татьяна Мазуркевич