В январе 2024 года исполнилось 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова (1879-1950), известного уральского писателя. В этом же году исполняется 85 лет первому печатному изданию его сказов под названием «Малахитовая шкатулка».
Павел Петрович собрал множество преданий и легенд, существующих на Урале. В шестидесятый день рождения писателя, 27 января 1939 года, в Свердловске, вышла из печати книга: П.Бажов «Малахитовая шкатулка» - собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными ушами, о лесном козле Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках. Очень скоро все эти истории стали известны, без преувеличения, миллионам читателей. Сказы Павла Петровича Бажова - одно из ярких литературных явлений ХХ века. Они вошли в золотой фонд русской литературы, стали символом горнозаводского Урала — его величия, мощи и красоты. Народные мотивы и яркое художественное воображение писателя, важные детали быта и удивительный поэтический язык покорили не одно поколение читателей, как детей, так и взрослых. В разные годы на основе 59 сказов знаменитого уральского писателя создано более трех десятков художественных и мультипликационных фильмов, пьес, опер, балетов и симфонических поэм. Многие известные художники иллюстрировали сказы «Малахитовой шкатулки».
В собрании Орловского музея изобразительных искусств хранятся иллюстрации художницы Елизаветы Юрьевны Васнецовой к одним из самых популярных сказов Бажова: «Серебряное копытце», «Ключ земли», и «Веселухин ложок» выполненные в технике цветной автолитографии.
Елизавета Юрьевна родилась в Ленинграде 13 сентября 1937 года в семье известного иллюстратора детской литературы, народного художника РСФСР Юрия Алексеевича Васнецова, представителя большой династии художников Васнецовых. Первое художественное образование получила, рисуя рядом с отцом в детские годы. В 1967 году она окончила графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. Защитила диплом на «отлично», выполнив 11 цветных автолитографий на темы сказов П. Бажова «Малахитовая шкатулка». В 1967–1968 годах представила их на тринадцатой Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов в Москве.
Сказка «Серебряное копытце» была написана в 1938 году. Из всех бажовских историй она одна была предназначена для малышей. Главные герои сказки девочка сиротка – Даренка, старик Кокованя, кошка Муренка и волшебный олень.
Старик Кокованя всю жизнь ищет сказочного «козлика» — оленя с серебряным копытцем, который может одарить драгоценными камнями, надо лишь дождаться счастливого момента и его увидеть. Но волшебный олень показывается не всем подряд, а лишь тому, кто ему приглянется. Серебряное копытце является не старику Коковане, а наивной и искренней сироте Дарёнке.
«Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые — всякие».
В иллюстрации художница передает таинственную волшебную атмосферу происходящего события. Читатель как-будто смотрит через замороженное стекло, покрытое дивными фантастическими деревьями и цветами. За окном на фоне зимнего пейзажа бревенчатая избушка с высокой крышей, занесенной снегом, на которой стоит олень с черными рогами с пятью веточками, а из-под его копыт сыпятся драгоценные камни. Перед избушкой стоит девочка Даренка спиной к зрителю в полушубке, платке, в валенках, на руках варежки, справа от нее сидит черная кошка Муренка. Вокруг высокие деревья покрытые инеем. Эту кульминационную сцену в сказке на своей иллюстрации изобразила художница Елизавета Васнецова. Образ девочки усилен в сказке кошкой, которая символизирует в искусстве связь с природой. Эмоциональный строй в иллюстрации организует серебристый колорит, который играет особую роль, становясь той средой, в которой происходит действие. Художница как соавтор писателя, делает зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым понять содержание и конкретно представить героев сказки.
Сказ «Ключ земли» Павел Бажов посвятил маленькой сиротинке Васенке. У девочки неожиданно открылся уникальный дар: она могла среди горной породы находить незаметные другим драгоценные камни. За эту способность горняки любовно прозвали ее Счастливый глазок. Захотел на Васенке жениться главный горный мастер, беззубый старик, хотя ей не больше четырнадцати лет было. Девочка сбежала с рудника. После долгого пути она сильно устала, села и не сумела больше встать. Пошёл снег и присыпал её. Проезжавший мимо старатель заприметил Васенку и забрал к себе домой.
«Тогда Васенка и рассказала, как дело было. Когда ее уж вовсе стало засыпать снегом, вдруг открылся перед ней ходок в землю. Неширокий ходок, и темненько тут, а итти можно: ступеньки видать и тепло. Васенка и обрадовалась.
Ждет Васенка, что дальше будет, и видит - появился на каменном столе один камешок. Ровно вовсе простенький, на пять граней: три продольных да две поперечных. И тут сразу тепло да светло стало, трава и деревья зазеленели, птички запели, и река заблестела, засверкала, запоплескивала. Где голый песок был, там хлеба густые да рослые. И людей появилось многое множество. Да все веселые. Кто будто и с работы идет, а тоже песню поет. Васенушка тут сама закричала: - Это кому, дяденьки?Снизу ей и ответили:
- Тому, кто верной дорогой народ поведет. Этим ключом-камнем тот человек землю отворит, и тогда будет, как сейчас видела».
На иллюстрации с высоты птичьего полета изображен пейзаж местности, которую увидела Васенка под снегом, По центру композиции извилистая речка пересекает лист сверху вниз. На первом плане справа группа женщин в красных сарафанах, белых кофтах и белых платках, несут на плече грабли. Слева женщины косят траву и отдыхают на траве, дети купаются в реке, рыбаки в лодках ловят рыбу. Лошадь с копной сена на телеге, сверху на копне сидит женщина, табун лошадей у реки на водопое. Слева от реки изображен поселок, рядом железная дорога, лес, справа от реки еще один поселок. По реке идет пароход. Елизавета Васнецова очень подробно показывает тот счастливый мир, наполненный радостным трудом, который ожидает народ, когда ключ-камень найдется.
Сказ «Ключ земли» впервые был опубликован в газете «Уральский рабочий» 1 января 1940 г. В 1946 году, когда писателя выдвинули в депутаты Верховного Совета СССР от Красноуфимского избирательного округа, сказ читался на собрании избирателей в деревне Крылове. Об этом событии была статья в газете «Уральский рабочий» от 18 января 1946 года. В ней говорилось, что «…Замечательный сказ Павла Петровича возбудил у слушателей чувство гордости советской Родиной, где под руководством мудрого вождя, отца и учителя товарища Сталина люди нашли ключ земли, открывают все новые и новые богатства, достают из недр бесчисленные полезные ископаемые. Этот ключ земли крепко держит в своих руках советский народ и с пользой его применяет. В прекрасное время мы живем, хочется дольше жить и трудиться. Павел Петрович Бажов - достойный сын народа. Своей жизнью он показывает яркий пример любви к Родине, и в день выборов мы с радостью отдадим за него свои голоса».
В годы Великой Отечественной войны Павел Петрович написал пять сказов. Один из них «Веселухин ложок» - первый сказ из цикла навеянный златоустовскими мотивами, посвященными оружейникам, литейщикам и чеканщикам. В повествование вплетен сказочный образ «молодухи Веселухи», которая олицетворяет радостную красоту русской природы и веселую, яркую выдумку мастера-чеканщика, вдохновленного этой красотой на творческие поиски. В этом произведении автор показывает небольшой ложок, где полюбили иногда посидеть братья Мосоловы. Они разбогатели, завели свой завод, а в праздники угощали рабочих на Веселухином ложке. «Веселуха там, сказывают, живет. Сперва людей весельем поманит, а потом лбами столкнет. Нашлись и такие, кто эту самую Веселуху своими глазами видел, по стакану из ее рук принимал и сразу после того в драку кидался. ... видим – идет не то девка, не то молодуха. Сарафан на ней препестрый, цветощатый. На голове платочек, тоже с узорными разводами. Из себя приглядная, глаза веселые, а зубы да губы, будто на заказ сработаны. Однем словом, приметная. Мимо такая пройдет — на годы, небось, ее запомнишь. В одной руке у этой бабочки стакан граненого хрусталя, в другой — рифчатая бутылка зеленого стекла — цельный штоф».
Художница Елизавета Васнецова на своей иллюстрации так представила «Веселухин ложок» и саму Веселуху. На первом плане между двумя деревьями она изобразила молодую румяную женщину в черном сарафане с розами, в белой кофте с пышными рукавами, в темно-зеленом платке с узорными разводами. В правой руке она держит зеленый штоф, в левой - зеленый граненый стакан. На заднем плане ярко-желтый луг, на котором девушки в разноцветных сарафанах и парни в белых рубахах и черных штанах водят хороводы. Большое значение в иллюстрации имеет пейзажный фон, который придает эмоциональную окраску сюжету. Яркие цветовые сочетания создают декоративность, которая характерна для народного искусства.
Все иллюстрации к сказам выполнены в стиле русского лубка, который подчеркивает неповторимую специфику жанра сказа с включением яркой народной разговорной речи.
Елизавета Юрьевна Васнецова преподнесла в дар свои работы, а также работы своего отца Орловскому музею изобразительных искусств в 2010 году. Эти работы экспонировались на выставках из фондов музея: «Книжная графика советских художников», 2011г., «Жили-были…» Сказка в русской народной игрушке и детской книжной иллюстрации, 2017 г., «Давным-давно». Фольклорные и сказочные мотивы в произведениях русского искусства ХХ-начала ХХI в.в., 2020 г.
Старший научный сотрудник ОМИИ
Мазуркевич Т.И.