Канделябр для семи свечей. 1-я треть XIX в. Бронза, литье. 81,5х23,5 см (П-45)
Постоянную экспозицию Орловского музея изобразительных искусств украшает переданный на хранение из Краеведческого музея в 1957 году светильник первой трети XIX века. Строгий «мужской» образ экспоната таит занимательные символы.
Изготовленный из бронзы канделябр рассчитан на 7 свечей. Подставкой собственно подсвечнику служит так называемый геридон, несущий золотистое круглое основание канделябра: составленные вместе три тонкие каннелированные колонки, соединенные золоченым ремешком, украшены с обеих сторон стилизованными листьями, изогнутыми в форме волюты, с цветком в середине, имеют общий трехгранный пьедестал в форме пальметт.
История названия «геридон» восходит к державшему светильник шуточному персонажу фарса и популярных песен во Франции XVII века; в эпоху рококо времен Людовика XV геридонами называли камерные столики на фигурной ножке в образе колоритного мавра или марокканского невольника, вырезанных из чёрного дерева; отвагу и смелость марроканцев воспевали провансальские народные песни геридоны («воинственные»), в связи с чем появилась новая трактовка подобного типа мебели. Оригинальный камерный формат позволял использовать геридоны как чайные столики, столики для игр, сервировочные столики. Ножка такого столика делалась массивной, устойчивой, вытачивалась из мрамора, отливалась из бронзы или, в XIX веке – из чугуна.
Канделябр для семи свечей. 1-я треть XIX в. Фрагменты
Со временем геридонами стали именоваться напольные подсвечники на декоративной колонне, обычно па́рные, ставившиеся перед камином, возле кресел. По всей видимости, наш экспонат относится именно к такому типу произведений и требует стилистического уточнения.
По мнению искусствоведа Игоря Олеговича Сычева, старшего научного сотрудника, хранителя коллекции декоративной бронзы Отделения истории русской культуры Государственного Эрмитажа, автора каталога «Светильники русского классицизма 1760-1830-х.» (СПб., 2005): «Такой стиль принято было называть “помпеянским”, а в наше время – “неогрек”». Определяя время создания около 1830 года, местом изготовления канделябра исследователь предполагает Францию (Париж), замечая при этом, что и в России производились подобные образцы, по французским моделям.
В фондах ОМИИ хранится, по-видимому, парный к рассмотренному экспонату геридон с утраченным вверху канделябром. Оба светильника служат примером господствующего в последней четверти XVIII — начале XIX века стиля ампир, признанного специалистами периодом расцвета декоративной бронзы.
Загадочная история музейных светильников требует их дальнейшего исследования.
Т. Лазарева