2 марта 2024 г. исполняется 80 лет со дня рождения орловской художницы Ларисы Васильевны Потаповой. Целые поколения выпускников Орловского художественного училища, преподаванию в котором она посвятила 42 года жизни, вошли в профессию, руководимые ее опытом и заботой.
Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят 16 графических работ Л.В. Потаповой периода ее творческого расцвета.
Родившаяся и учившаяся в Орле (выпуск художественно-графического факультета ОГПИ 1967 г.) и трудившаяся в родном городе всю жизнь, Лариса Потапова запечатлевала его во все времена года. Одна из самых ранних ее работ в собрании ОМИИ – автолитография «Грачи» из серии «Мой город», созданная в 1974 году. В 1977-м эта работа из Управления культуры Орловского Облисполкома поступила в Орловскую картинную галерею.
Незамысловатый городской весенний пейзаж решен художницей с легкой долей юмора и некоторой наивности в трактовке формы. Это была только вторая проба Ларисы Потаповой техники автолитографии (она выполнялась в несколько сеансов в литографской мастерской орловского худграфа), однако уже вскоре «Грачи» экспонировались на IV-й Зональной выставке «Край Черноземный» (22 декабря 1974 –1 марта 1975).
Тонким лиризмом проникнута переданная музею в дар самой художницей в 2018 году линогравюра «Старые липы». Зимний пейзаж наполняет щемящая грусть: на фоне стоящего без крестов могучего храма Смоленской иконы Божией Матери (который одно время занимал хлебозавод), по сторонам заснеженного небольшого деревянного дома, грациозно выступают гибкие линии двух лип; высокий фонарный столб и стайка птиц, улетающих вдаль под облачной мглой, – сообщают листу острое ощущение сиротства с надеждой на возможное возрождение святыни.
Старые деревья, с их сокрытой размеренной внутренней жизнью, часто становятся главными героями композиций Ларисы Потаповой: «Больше всего люблю рисовать деревья», – признавалась она в автобиографии.
Тот же храм предстает на подаренной автором музею линогравюре «Вечерние огни», показывающей спуск с Александровского моста. «По Ленинской раньше ходил трамвай, поэтому линия идет. Поворот линий и освещающие фонари вдохновили», – поясняет художница. Чугунная решетка на переднем плане кажется ажурной и напоминает ленту кружева, вместе с женским силуэтом слева, подчеркивая тонкую поэтику гравюры в духе Серебряного века.
Автолитография этой работы не состоялась (по недоразумению, рисунок был счищен с камня), но по совету супруга, Леонида Николаевича, Лариса Васильевна повторила ее в линогравюре по угольному рисунку. Упругие изгибы линий, темные силуэты домов со светящимися квадратиками окон и подсветкой контуров вечерним заревом, волшебство сияющих в сгущающейся тьме фонарей и пробегающий по засыпающему городу трамвай, как это знакомо и дорого жителям Орла!..
Ида Николаевна Лучинина, один из основателей и первый декан (1959–1971) художественно-графического факультета Орловского пединститута писала о Л.В. Потаповой в рекомендации о приеме в Союз художников: «… хороший рисовальщик, художник, увлеченно работающий в технике линогравюры. В своих рисунках и гравюрах она раскрывается как человек, тонко чувствующий природу, красоту ее пластики и состояния[…] Лариса Васильевна Потапова заслуживает быть принятой в члены СХ СССР».
Пройдя всю жизнь рядом с супругом и единомышленником, коллегой по творчеству и педагогической деятельности, Леонидом Николаевичем Потаповым, Лариса Васильевна делится секретами ремесла: «Печатал все Леня (я только резала), ложкой столовой, алюминиевой». Удивительно юным и непосредственным сохранила свой внутренний мир эта художница, умеющая видеть и передавать прекрасное.
К. иск., Т.В. Лазарева