Шесть десятилетий тому назад, в сентябре 1963 года, жители нашего города увидели на полках Центрального универмага (открывшегося годом ранее) первую художественную керамическую продукцию Комбината бытовых изделий и обслуживания населения.
Этому событию предшествовала инициатива директора Комбината – Григория Ивановича Никольского, по просьбе которого председатель Орловского областного исполнительного комитета Иван Петрович Свешников, направил в подмосковное Абрамцевское художественное училище телеграмму с просьбой прислать двух специалистов для организации производства современной художественной керамики из местных глин.
Телеграмму в Училище принесли в тот момент, когда все выпускники, в соответствии с обязательным в то время распределением, уже разъехались по разным уголкам Советского Союза. Волею случая, в Абрамцево задержались только супруги Жанна Анатольевна Травинская и Дмитрий Андреевич Ким, закончившие учебу на отделении «Художественная керамика» и готовившиеся отправиться в столицу Хакасии – Абакан.
В своей книге «Возвращение на круги своя» Заслуженный работник культуры РФ Жанна Анатольевна Травинская так вспоминает об этом: «Телеграмма из Орла… перевернула всю мою жизнь! Я в Орле никогда не была, но с детства он вошел в меня рассказами бабушки и папы о родном и любимом ими городе… Жизнь забросила моего отца на Донбасс, в город Дебальцево, где он встретил молодую красивую украинку, мою маму Нину Родионовну Полупан… Каждый отпуск родители ездили в Орел… В Орел меня никогда не брали, так как я была очень болезненная на ту пору. Возвращались домой всегда счастливые, полные впечатлений. Вечерами во время чаепития я слушала рассказы об Орле, Новосиле, Мценске, Болхове. О людях, быте, природе. Эти рассказы, как сказки, вошли в меня прочно и, когда мне предложили Орел, я, не раздумывая, и, не советуясь с Дмитрием, сразу решила, что берем Орел на жительство. Тут же переоформили все документы, в Абакан направили письмо с извинениями»1.
Не теряя времени, Жанна Анатольевна поехала в Москву, где встретилась со старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института художественной промышленности Владимиром Федоровичем Брычкиным, – гончаром и технологом, несколько раз бывавшим в Орле и убежденным в необходимости открытия участка художественной керамики на Комбинате, а затем и с самим его директором – Григорием Ивановичем Никольским.
Вскоре Жанна Анатольевна и Дмитрий Андреевич уже были в Орле. 15 июня 1963 года их приняли в штат Комбината: Жанну Анатольевну – художником, Дмитрия Андреевича – скульптором. «И началась наша жизнь в керамике»2.
«Мы с Дмитрием с энтузиазмом взялись за создание сувениров, используя народные традиции форм, колорита, декора. Узнали, что до войны в Щекотихино была гончарная керамика с росписью ангобом. Пошли по домам описывать старые кувшины и крынки. Однажды на центральном рынке я увидела воз кубанов… из Малоархангельска… Встреча с возом кубанов легла в идею создания сувенира «Малоархангельские кубаны». Они состояли из трех маленьких разновеликих кубанов в терракоте, наполовину облитых зеленой глазурью… Дмитрий, сам хороший гончар, тянул на станке маленькие вазочки под роспись ангобом. Зина Некрасова, которая училась у Брычкина ангобной росписи, тиражировала образцы Кима»3.
Коллектив Орловского комбината бытовых изделий. 1963 г.
В первом ряду: первая слева – Ж.А. Травинская, в центре – Г.И. Никольский; во втором ряду: четвертый слева – Д.А. Ким. Из архива Ж.А. Травинской
Кроме художественных задач Жанне Анатольевне и Дмитрию Андреевичу не раз приходилось искать выход и из связанных с технологическими особенностями производства художественной керамики непростых ситуаций: и с качеством керамической массы, и с глазурью, и многим другим.
Однажды «…случилось непредвиденное – свинцовый сурик стал дефицитом, всем маленьким предприятиям вышел приказ сворачивать производство, а молодых специалистов перераспределять на другие керамические производства… Бедный Григорий Иванович не находил себе места: рушилась его мечта. Мы с Дмитрием тоже переживали – жалко бросать начатое дело. Ко всему я была беременна, что усложняло переезд»4.
Ситуация казалась совершенно безнадежной. Но они не сдались и сумели найти решение проблемы – как глазуровать изделия не имея сурика! Начали пережигать аккумуляторные решетки и сами варили глазурь. «При добавлении окиси меди получали зеленую глазурь. Окись марганца дала теплый коричневый цвет. Такой глазурью впоследствии многие годы покрывали изделия»5. А Москва тем временем не раз интересовалась, тревожась, почему они не сворачивают производство и, удивляясь, каким образом обходятся без окиси свинца?
«Мы каждый день что-то новое создаем: «Подвесное кашпо» в нескольких вариантах, декоративный ваза-сосуд «Орловчанка», «Прибор для ликера», плитка декоративная «Аквариум», плитка декоративная «Букет в вазе» («Орловский спис» – первые мои работы). Учитывая дефицит глазури, обыгрываем цвет черепка: по терракоте розового цвета разрабатываем варианты линейного рисунка черной глазурью. Это линии, зигзаги, кружочки, прямоугольники, залитые белой эмалью»6.
«Когда у нас накопилось определенное количество изделий. Я спросила у Григория Ивановича:
– Почему мы их не продаем? – он замахал руками:
– Наши изделия в Орле никто покупать не будет, я точно знаю! – и потом, подумав, добавил:
– Может попробовать в районе, кто-нибудь там возьмет?
Тогда я сама решила действовать, загрузила четыре ящика из-под сигарет нашей керамикой, взяла машину и повезла в универмаг. Встретили меня с любопытством – что за новая продукция? Но когда я распаковала ящики, они категорически отказались брать на реализацию, заявив, что никто не купит изделия из местной глины, они никому не нужны…»7.
Но все же Жанне Анатольевне удалось убедить сотрудников универмага выставить часть продукции на продажу. Через три дня ее позвали к телефону, и она услышала в трубке:
« – Это Вы привозили керамику в универмаг?
– Да, а что случилось? (В голове мысли всякие, мол, то ли разбили, то ли украли?)
– Не можете привезти еще?
– А что случилось с теми?
– Все продано, давайте еще!»8.
«Так с сентября месяца 1963 года наша керамика появилась в продаже в орловском универмаге» 9. Потом ее продавали даже в столичном ГУМе.
Ассортимент изделий постоянно расширялся. В 1964 году орловская керамика была представлена на I зональной выставке «Край Черноземный» в Воронеже, в 1965 году – в Москве, на знаменитой ВДНХ СССР (Выставке достижений народного хозяйства), за что супругов наградили дипломом выставки.
В 1967 году ее увидели на другом континенте – на одной из самых успешных Всемирных выставок: «Экспо-67» (Exposition universelle de 1967) в Монреале, в Канаде, в которой приняли участие 62 страны, и где трехэтажный советский павильон, вместивший 10 000 экспонатов, оказался в центре внимания, став одним из самых посещаемых на выставке (за полгода в нем побывало примерно 12 000 000 человек).
В Орловском музее изобразительных искусств есть небольшая коллекция керамических произведений, созданных Жанной Анатольевной Травинской и Кимом Анатольевичем в 1960-е годы. В ней преобладают предметы, относящиеся к 1966 году, когда праздновалось 400-летие со дня основания Орла. Самых ранних, выполненных в 1963 году, – всего три. Это две маленькие вазочки и декоративная настенная плакетка из разряда сувенирной продукции, предназначавшейся для тиража. Они или отливались или оттискивались, а затем ручным способом покрывались цветными глазурями или пигментами.
Обе вазочки выполнены из красновато-розовой глины и покрыты изнутри бесцветной, снаружи – цветной глазурью. Имеют высоту чуть более 6 см и почти одинаковую форму округло-выпуклого полуовоидного тулова, плавно сужающегося вверху к тонкому кольцевому венчику.
В одной из вазочек цветовое решение основано на сочетании теплых розовато-коричневых тонов глины и глазури. Ее поверхность снаружи почти полностью терракотовая и своей шероховатой фактурой контрастирует с нанесенным вверху, вдоль венчика и по покатым плечикам, декором в виде блестящей полоски коричневатой марганцевой глазури. Она образовала живописные, округло-фестончатые потеки, каждый из которых акцентирован мазком белой эмали, смягчающим цветовой переход от коричневого к красновато-розовому природному цвету глины. Этот прием, характерный для народного гончарства, помогал экономно расходовать дефицитную глазурь.
Тулово и венчик второй, более нарядной и насыщенной по колориту вазочки с конттрельефными надписями «Орел», – снаружи покрыты синим ангобом (краской на основе жидкой глины природного или окрашенного пигментами цвета) с рисунком в виде условно-стилизованных вертикальных растительных элементов, выполненных ангобом белого и зеленого цвета.
Лаконичностью уютно-обтекаемой формы и, простым, как бы «скорописным», декором с сочными и «живыми» цветовыми потеками, они соответствуют эстетическим особенностям традиционных гончарных изделий народных мастеров, хотя и имеют иное, несвойственное для аутентичных народных изделий сувенирное предназначение.
Декоративная плакетка «Орловский спис» («Букет в вазе»), в виде прямоугольной плоскости со скругленными углами, высотою около 20 см, также выполнена из красновато-розовой глины. На ее поверхности, по темно-коричневому фону (бесцветная глазурь и соли металлов) со сплошным рисунком из горизонтальных рельефных полос, разместилась стилизованная композиция с высоким цветущим растением в маленьком горшочке с двойной контррельефной надписью «ОРЕЛ». Горшочек, листья и цветы растения образованы рельефным контуром и окрашены глазурью зеленого, светло-желтого и светло-коричневого тона. На обороте – выемка для подвешивания.
С народной вышивкой «орловский спис», Жанна Анатольевна впервые познакомилась в Краеведческом музее, вскоре после приезда в Орел, и он буквально заворожил ее. «В легкой певучести и веселости орнамента было что-то суровое и монументально-значимое. Это был мир символов. Этот мир лег на мою духовную волну и слился воедино, и вот уже орнамент становится как бы моей душой, а душа живет по законам орнамента: отлив-прилив, отлив-прилив. Сами руки творят … этот отлив-прилив. А потом это состояние переходит на формы, создавая внутренний строй и смысловую полноту»10.
С этого времени и в дальнейшем, когда Жанна Анатольевна Травинская, ушла с Комбината и начала работать над созданием уникальных авторских произведений, мотивы «орловского списа» оставались одной из постоянных тем в ее керамике.
***
Все три представленных скромных предмета из фондов Орловского музея изобразительных искусств интересны тем, что относятся к числу самых первых образцов орловской художественной тиражной керамики. В них отразились минималистические тенденции советского декоративного искусства начала 1960-х годов, когда быт людей был достаточно простым и скромным.
Примечания:
1 Травинская Ж.А. Возвращение на круги своя. Автобиографическая повесть. – Орел: Орловский городской литературный клуб им. Михаила Акишина. 2009. – с. 3-4.
2 Там же, с. 6.
3 Там же, с. 7-8.
4 Там же, с. 9-10.
5-6 Там же, с. 11
7-9 Там же, с. 12.
10 Травинская Ж. А. Сказки детства. – Орел : Типография «Труд». 1997. – с. 3.
Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева
Использованы изображения из открытых источников в интернете