Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!


Автопортрет в зеленой шляпе. 1952. Акварель.  6 ноября 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения известного советского графика Горшмана Менделя Хаимовича. В Орловском музее изобразительных искусств собрана коллекция из 103 графических произведений этого художника.  В разное время они были переданы музею сыном Александром Горшманом. В коллекцию входят работы, созданные за период с 1933 по 1971 годы. Они разнообразны по жанрам и техникам: портреты, пейзажи, жанровые композиции выполненные акварелью, графическим карандашом, тушью и пером, а также книжные иллюстрации в технике литографии.

Мендель Хаимович родился в 1902 году в поселке Новоборисово в Белоруссии. Семья была многодетной, отец служил бухгалтером на смолокуренном заводе. М. Горшман получил традиционное еврейское образование, сначала учился в хедере, затем в 4- классном городском училище.  Отец погиб в 1915 году в I Мировой войне. Чтобы помогать семье  13-летнему подростку пришлось идти в подмастерье к местному художнику по вывескам. В 1920 году Горшмана мобилизовали в армию, где он служил в картографическом отделе при штабе, так как имел художественные способности. В этом же году он заболел сыпным тифом и попал в госпиталь в город Кострому. В госпитале М.Горшман  рисовал портреты, которые главный врач показал художнику Н.Н.Куприянову. Известный график в это время преподавал в Костромских государственных свободных художественных мастерских. Он же способствовал поступлению в мастерские  молодому художнику.   М. Горшман продолжил свое обучение в Москве на полиграфическом факультете  ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа у своего учителя Куприянова. На полиграфическом факультете обучали печатным графикам. В.Ф.Фаворский вел курс ксилографии, Н.Н.Куприянов курс литографии. Влияние учителя было очень сильным. Поэтому не случайно, большое место в творчестве Горшмана занимает книжная иллюстрация в технике литографии.

М.Х. Горшман много работал над произведениями Шолом- Алйхема. Он не раз обращался к его известной повести «Тевье-молочник». Фонды музея располагают шестнадцатью иллюстрациями в технике автолитографии, созданными в 1970-1971 годы. На шести из них остановимся более подробно.

Художник  создал очень живой цикл, который стал параллельным графическим рассказом этой повести. В листах нашего собрания явно прослеживаются «живописные» возможности литографии. Зернистая фактура камня придает штрихам мягкость, делая  очертания рисунка тающими. Густые заливки тушью выделяют главных персонажей. Фоны иллюстраций даны условно с использованием легкой штриховки. Автор применяет прием разомкнутой композиции, и тогда иллюстрация  не имеет резких границ. В некоторых листах первый план отсутствует. Изображение как бы перешагивает пределы композиции, например, в листе «Покупка коровы». Неоднократно  художник использует прием локального вечернего освещения. В иллюстрации «Тевье  в гостях у егупецкого богача» стол освещен яркой лампой, а углы комнаты погружены в полумрак. Такой же прием  мы видим  в иллюстрациях «Тевье приносит гостинцы детям» и «Тевье с женой». Для художника-иллюстратора Горшмана характерно  умение «проживать» текст, заставляя читателя сопереживать  главному герою повести. Иллюстрации к  повести «Тевье-молочник» созданы  в соавторстве  с писателем. Художник сохраняет деликатный баланс между словом и изображением, не теряя при этом  самоценности своей работы.

«Тевье и Шолом-Алейхем». Иллюстрация к предисловию «Аз недостойный».1970. Бумага, автолитография.  Повесть «Тевье-молочник» - это серия монологов Тевье незримому автору «Пане Шолом-Алейхему».  В предисловии «Aз недостойный» рассказывается история, которая послужила началом к созданию повести «Тевье-молочник». Шолом-Алейхем познакомился с главным персонажем Тевье в Бойберике, где писатель на лето снимал дачу, а молочник Тевье продавал  свою продукцию отдыхающим. Шолом-Алейхема заинтересовали истории Тевье и он решил написать книгу. Тевье благодарит писателя за оказанную честь, считая,  что недостоин внимания писателя.   
"Аз недостойный ", - должен сказать я, выражаясь словами праотца нашего Иакова, с которыми он обратился к господу Богу, собираясь в поход против Исава...»

«Тевье и богатые дачницы». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1970. Бумага, автолитография.

В  части «Счастье привалило!» Тевье рассказывает историю, как он стал молочником.  Он возил брёвна из леса на вокзал. Возвращаясь поздно вечером домой, Тевье встретил двух заблудившихся в лесу женщин-дачниц. Молочник отвёз их в Бойбейрик. Богатый егупецкий купец – в знак благодарности щедро одарил Тевье едой, деньгами и подарил корову. Тевье и его жена Голда решили  купить ещё одну корову. Так Тевье начал торговлю молочными продуктами.

«Остановил лошаденку. Присмотрелся получше - женщины. Одна пожилая, в шелковом платке на голове, другая помоложе - в парике. Обе раскраснелись и вспотели».

«Тевье в гостях у егупецкого богача»

 Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1971. Бумага, автолитография.

   «Ну, чего же вы стоите? - обращается ко мне богач. - Заберите ваши деньги и езжайте с богом к жене и детям. 
 - Воздай вам бог сторицею! - говорю. - Пусть у вас будет в десять, в сто раз больше! Всего вам хорошего и много-много радости!  И стал обеими руками сгребать деньги и, не считая, - где тут считать! - совать бумажки во все карманы».                                                                                                                              

«Тевье приносит гостинцы детям». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!».1971. Бумага, автолитография  «Моя команда, как увидела булки, как почуяла мясо, - налетели, горемычные, словно голодные волки. Хватают, руки дрожат, зубы работают... Как в писании сказано: "И вкушали..." А значит это - набросились, как саранча! У меня даже слезы на глаза навернулись».

«Тевье с женой». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1971. Бумага, автолитография  «Глупенькая, это деньги, честно заработанные, добытые собственным моим умом и трудами. Я спас, - говорю, - двух человек от большой опасности. Если бы не я, бог знает, что было бы с ними! 
      Словом, рассказал я всю историю от начала до конца, и принялись мы вдвоем считать и пересчитывать еще и еще раз наши деньги. Там оказалось ровным счетом дважды по восемнадцать и один лишний, а, в общем, вы имеете не больше и не меньше, как тридцать семь рублей!..»

«Покупка коровы». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1970. Бумага, автолитография

 «Вы, конечно, спросите: почему корову, почему не лошадь? На это я могу ответить: а почему лошадь? Почему не корову? Бойберик, понимаете, - такое место, куда летом съезжаются все егупецкие богачи, а так как егупецкие богачи с детства приучены, чтобы им прямо ко рту подносили и мясо, и яйца, и кур, и лук, и перец, и всякую всячину, - почему же кому-нибудь не взяться доставлять им к столу сыр, сметану, масло и тому подобное? Покушать егупчане любят, а деньги для них - трын-трава, значит, можно и товар легко сбыть и заработать неплохо».