Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!


Произведение народного художника СССР А. И. Курнакова из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

 Андрей Ильич Курнаков всегда стремился запечатлеть своих близких, друзей и людей, с которыми сталкивался на жизненном пути. Он создал большое количество индивидуальных, парных и групповых портретов, используя технику масляной и темперной живописи.

Идея создания группового портрета орловских врачей появилась у него не сразу. Ещё в начале 70-х годов он пишет цикл портретов орловских хирургов. В каждом полотне по-разному раскрывались образы советских врачей – современников живописца. Столкнувшись с медицинскими работниками непосредственно, в качестве пациента стационарной клиники, Андрей Ильич был восхищен представителями этой тяжелой и благородной профессии. В результате возникла мысль о групповом портрете – картине, где герои объединены общим действием.

Так появился многофигурный портрет орловских хирургов «Ответственные за жизнь» (1980 г. холст, темпера), работавших в больнице МОПРа. Врачи не просто позируют, а словно обсуждают профессиональные вопросы в рабочем порядке.

Подлинным хирургом может стать только человек с благородным и добрым сердцем. Эти слова можно справедливо отнести к Сергею Сергеевичу Иванову, который  много сделал для развития медицины на Орловщине. В 1967 году ему было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР», и интерес Курнакова к столь значительной личности не случаен. Внимание зрителя акцентируется на фигуре Иванова, благодаря яркому цветовому пятну – красному галстуку, в руках у доктора рентгеновские снимки, которые он показывает хирургу Е. А. Иванцову. Врачи их изучают, обмениваются мнениями, уточняют диагноз, ведь малейшая оплошность и невнимательность могут дорого стоить больному.

Евгений Алексеевич Иванцов изображён сидящим на стуле и внимательно рассматривающим рентгеновский снимок. А. П. Чехов как-то сказал, что профессия врача – настоящий подвиг. И это в полной мере относится к Е. А. Иванцову, отдавшему ответственной и беспокойной работе хирурга более сорока лет. Множество людей, страдавших тяжелыми недугами, благодарны этому человеку за то, что он возвратил им радость жизни, вернул к труду.

Интересно цветовое решение картины. В сложной живописной композиции полотна доминирующим является белый цвет. Живописец умело избегает тонально-цветового однообразия, насыщая белый цвет всем красочным богатством палитры: на белых халатах, шапочках и марлевых масках хирургов, на скатерти стола и стенах операционной играют тончайшие рефлексы. Активно используется светотень.

Для каждого медика художник находит особую позу, ракурс, движение рук, выражение лица – элементы одного большого полотна, в котором выделены композиционный центр и второй план.

Во втором ряду изображены врачи: В. А. Заикин, Р. Я. Шиперова, Р. А. Захарова, М. Б. Борисов, А. И. Сидоров, М. П. Хрисанопуло, Л. И. Петрова.

Особое внимание зрителя привлекает фигура заслуженного врача РСФСР Раисы Яковлевны Шиперовой (1907 – 1972). Она изображена на полотне снимающей с лица марлевую повязку после операции. Насыщенным цветовым пятном картины служит ее желтый фартук. Раиса Яковлевна уже не молода, из-под белой врачебной шапочки видны пряди седых волос, по выражению её глаз и глубоким морщинам на лбу видно, как напряженно и заинтересованно она прислушивается к диалогу двух врачей.

Изображенный слева у окна со стеклянной колбой заслуженный врач РСФСР, хирург высшей категории Василий Афанасьевич Заикин (1916 – 1978) долгие годы трудился в Орловской областной больнице имени МОПРа. Здесь с 1956 года должность главного врача исполнял талантливый организатор от здравоохранения, заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук Михаил Петрович Хрисанопуло (1923 – 1985), ранее работавший в Болховской районной больнице. Он сумел в короткий срок восстановить хозяйство областного стационара, увеличить объём медицинской помощи, наладить ряд новых служб в Орловской области.

Художник, подражая старым мастерам, изобразил себя в верхней правой части картины в медицинском халате и шапочке, стоящим в дверях.

Групповой портрет «Ответственные за жизнь» Андрея Ильича Курнакова не может оставить безучастным никого, хоть раз столкнувшегося с проблемами своего здоровья или своих близких, оказавшихся на грани жизни и смерти. Картина неизменно рождает чувство глубокого уважения и признательности к людям в белых халатах.