Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Образовательные программы
    • Новости
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Персональная выставка произведений Никаса Сафронова «О ЧЕМ МОЛЧАТ КАРТИНЫ»

  • «Графическое узорочье» из цикла «Нетленная поэзия во взоре»

  • 4 ноября | 18.00 - 21.00

  • 120-летняя истории дома – мастерской Андрея Ильича Курнакова

  • Из цикла «Возрождая и спасая» (о реставрации литографии Н.И. Жерена «Вид дома, в коем помещено заведение искусственных минеральных вод в Москве» из собрания Орловского музея изобразительных искусств).

  • К 60-летию создания художественной керамики в Орле

  • «Песок и кровь» Франсиско Гойя и Пабло Пикассо

  • Обращаем Ваше внимание на то, что 26 и 27 сентября в музее санитарные дни. Приносим извинения за доставленное неудобство.  

  • Открыта для посещения постоянная экспозиция музея, которая находится на 3 этаже

  • Организована Благотворительная выставка-продажа картин орловских художников в поддержку бойцов, выполняющих свой долг в зоне специальной военной операции. Выставка будет работать с 29 по 24 сентября 2023 года.

  • Выставка «Образы России»

  • Виртуальная выставка Тема войны в творчестве А.И. Курнакова.

  • Тема войны в творчестве А.И. Курнакова – взгляд солдата «Для воевавших война никогда не кончается»

  • На выставку - бесплатно!

  • Пресс-релиз Выставка «Город Орел в произведениях художников ХХ-ХХI веков»

  • Выставка Арт-проект «Точки пересечения»  творческого объединения «Черная собака» с 7 по 30 июля 2023 года

  • Виртуальная выставка одной картины:  «А.И. Курнаков. Портрет искусствоведа, заслуженного деятеля искусств РСФСР Игоря Ароновича Круглого (1923-2013). 1976 г.», посвященная юбилею И.А. Круглого.

  • Виртуальная выставка, посвященная орловскому художнику А.В. Кузнецову (из фондов ОМИИ)

  • Картина Алоиза Толдта «Итальянский пейзаж» из фондов ОМИИ.

  • Из цикла «Возрождая и спасая»: о реставрации акварели Тадеуша Цеслевского-отца (1870-1956) «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове») из собрания Орловского музея изобразительных искусств. Часть V.

  • «Дети войны». Мероприятие, посвящённое 78-летнему юбилею Великой Победы.

  • Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И.А. Круглого

  • Выставка "От Босха до Мунка. Самые загадочные картины мира" с 18 мая по 2 июля 2023 года.

  • Конференция к 100-летию И.А. Круглого

  • Внимание! Постоянная экспозиция музея временно находится на реконструкции.

  • «Музыка в живописи». Онлайн-прослушивание произведений выдающего русского композитора, пианиста и дирижера Рахманинова С. В. к 150-летия со дня рождения

  • К 115-летию со дня рождения и 50-летию памяти Н.Н. Жукова (1908 – 1973)

  • «Масленица» Концертная программа (произведения из фондов ОМИИ)

  • «Неведомые подвиги», мероприятие посвящённое Дню защитника Отечества (живопись, графика 1940-х гг. из фондов ОМИИ)

  • Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея

  • Конкурс краеведов, работающих с молодежью

  • 7 марта 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Игоря Ароновича Круглого.

  • Антитеррор: «QR-коды против экстремизма»

  • ’’Старый Псков’’ из фондов ОМИИ

  • 28.01.2023 Реставрация и экспозиционно-выставочная деятельность музея студентам ОХУ

  • Семья Шарымовых в живописных произведениях Аркадия Александровича Пластова из фондов ОМИИ.

  • Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

  • Презентация выставки «Пейзажное наследие А.И. Курнакова»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть I.

  • Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

  • О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

  • День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

  • Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

  • Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»

  • К 40-летию памяти Леонида Борисовича Когана (1929 – 1982)

  • Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

  • Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

  • Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

  • Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»

  • «Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»

Госуслуги
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!


К 60-летию создания художественной керамики в Орле

Шесть десятилетий тому назад, в сентябре 1963 года, жители нашего города увидели на полках Центрального универмага (открывшегося годом ранее) первую художественную керамическую продукцию Комбината бытовых изделий и обслуживания населения. 

Этому событию предшествовала инициатива директора Комбината – Григория Ивановича Никольского, по просьбе которого председатель Орловского областного исполнительного комитета Иван Петрович Свешников, направил в подмосковное Абрамцевское художественное училище телеграмму с просьбой прислать двух специалистов для организации производства современной художественной керамики из местных глин.

Телеграмму в Училище принесли в тот момент, когда все выпускники, в соответствии с обязательным в то время распределением, уже разъехались по разным уголкам Советского Союза. Волею случая, в Абрамцево задержались только супруги Жанна Анатольевна Травинская и Дмитрий Андреевич Ким, закончившие учебу на отделении «Художественная керамика» и готовившиеся отправиться в столицу Хакасии – Абакан.

В своей книге «Возвращение на круги своя» Заслуженный работник культуры РФ Жанна Анатольевна Травинская так вспоминает об этом: «Телеграмма из Орла… перевернула всю мою жизнь! Я в Орле никогда не была, но с детства он вошел в меня рассказами бабушки и папы о родном и любимом ими городе… Жизнь забросила моего отца на Донбасс, в город Дебальцево, где он встретил молодую красивую украинку, мою маму Нину Родионовну Полупан… Каждый отпуск родители ездили в Орел… В Орел меня никогда не брали, так как я была очень болезненная на ту пору. Возвращались домой всегда счастливые, полные впечатлений. Вечерами во время чаепития я слушала рассказы об Орле, Новосиле, Мценске, Болхове. О людях, быте, природе. Эти рассказы, как сказки, вошли в меня прочно и, когда мне предложили Орел, я, не раздумывая, и, не советуясь с Дмитрием, сразу решила, что берем Орел на жительство. Тут же переоформили все документы, в Абакан направили письмо с извинениями»1.

Не теряя времени, Жанна Анатольевна поехала в Москву, где встретилась со старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института художественной промышленности Владимиром Федоровичем Брычкиным, – гончаром и технологом, несколько раз бывавшим в Орле и убежденным в необходимости открытия участка художественной керамики на Комбинате, а затем и с самим его директором – Григорием Ивановичем Никольским. 

Д.А. Ким и Ж.А. Травинская. Начало 1960-х гг.

Вскоре Жанна Анатольевна и Дмитрий Андреевич уже были в Орле. 15 июня 1963 года их приняли в штат Комбината: Жанну Анатольевну – художником, Дмитрия Андреевича – скульптором. «И началась наша жизнь в керамике»2. 

«Мы с Дмитрием с энтузиазмом взялись за создание сувениров, используя народные традиции форм, колорита, декора. Узнали, что до войны в Щекотихино была гончарная керамика с росписью ангобом. Пошли по домам описывать старые кувшины и крынки. Однажды на центральном рынке я увидела воз кубанов… из Малоархангельска… Встреча с возом кубанов легла в идею создания сувенира «Малоархангельские кубаны». Они состояли из трех маленьких разновеликих кубанов в терракоте, наполовину облитых зеленой глазурью… Дмитрий, сам хороший гончар, тянул на станке маленькие вазочки под роспись ангобом. Зина Некрасова, которая училась у Брычкина ангобной росписи, тиражировала образцы Кима»3.

  

Коллектив Орловского комбината бытовых изделий. 1963 г.  Коллектив Орловского комбината бытовых изделий. 1963 г. 

В первом ряду: первая слева – Ж.А. Травинская, в центре – Г.И. Никольский; во втором ряду: четвертый слева – Д.А. Ким. Из архива Ж.А. Травинской 

Кроме художественных задач Жанне Анатольевне и Дмитрию Андреевичу не раз приходилось искать выход и из связанных с технологическими особенностями производства художественной керамики непростых ситуаций: и с качеством керамической массы, и с глазурью, и многим другим.

Однажды «…случилось непредвиденное – свинцовый сурик стал дефицитом, всем маленьким предприятиям вышел приказ сворачивать производство, а молодых специалистов перераспределять на другие керамические производства… Бедный Григорий Иванович не находил себе места: рушилась его мечта. Мы с Дмитрием тоже переживали – жалко бросать начатое дело. Ко всему я была беременна, что усложняло переезд»4.

Ситуация казалась совершенно безнадежной. Но они не сдались и сумели найти решение проблемы – как глазуровать изделия не имея сурика! Начали пережигать аккумуляторные решетки и сами варили глазурь. «При добавлении окиси меди получали зеленую глазурь. Окись марганца дала теплый коричневый цвет. Такой глазурью впоследствии многие годы покрывали изделия»5. А Москва тем временем не раз интересовалась, тревожась, почему они не сворачивают производство и, удивляясь, каким образом обходятся без окиси свинца? 

«Мы каждый день что-то новое создаем: «Подвесное кашпо» в нескольких вариантах, декоративный ваза-сосуд «Орловчанка», «Прибор для ликера», плитка декоративная «Аквариум», плитка декоративная «Букет в вазе» («Орловский спис» – первые мои работы). Учитывая дефицит глазури, обыгрываем цвет черепка: по терракоте розового цвета разрабатываем варианты линейного рисунка черной глазурью. Это линии, зигзаги, кружочки, прямоугольники, залитые белой эмалью»6. 

«Когда у нас накопилось определенное количество изделий. Я спросила у Григория Ивановича:

 – Почему мы их не продаем? – он замахал руками:

 – Наши изделия в Орле никто покупать не будет, я точно знаю! – и потом, подумав, добавил:

 – Может попробовать в районе, кто-нибудь там возьмет?

Тогда я сама решила действовать, загрузила четыре ящика из-под сигарет нашей керамикой, взяла машину и повезла в универмаг. Встретили меня с любопытством – что за новая продукция? Но когда я распаковала ящики, они категорически отказались брать на реализацию, заявив, что никто не купит изделия из местной глины, они никому не нужны…»7.

Орловский ЦУМ  Но все же Жанне Анатольевне удалось убедить сотрудников универмага выставить часть продукции на продажу. Через три дня ее позвали к телефону, и она услышала в трубке:

« – Это Вы привозили керамику в универмаг?

 – Да, а что случилось? (В голове мысли всякие, мол, то ли разбили, то ли украли?)

 – Не можете привезти еще?

 – А что случилось с теми?

 – Все продано, давайте еще!»8.

«Так с сентября месяца 1963 года наша керамика появилась в продаже в орловском универмаге» 9. Потом ее продавали даже в столичном ГУМе. 

 Каталог I зональной выставке «Край Черноземный» в Воронеже Ассортимент изделий постоянно расширялся. В 1964 году орловская керамика была представлена на I зональной выставке «Край Черноземный» в Воронеже, в 1965 году – в Москве, на знаменитой ВДНХ СССР (Выставке достижений народного хозяйства), за что супругов наградили дипломом выставки.

 Главные ворота и Центральный павильон выставки ВДНХ. Фото 1965 г. В 1967 году ее увидели на другом континенте – на одной из самых успешных Всемирных выставок: «Экспо-67» (Exposition universelle de 1967) в Монреале, в Канаде, в которой приняли участие 62 страны, и где трехэтажный советский павильон, вместивший 10 000 экспонатов, оказался в центре внимания, став одним из самых посещаемых на выставке (за полгода в нем побывало примерно 12 000 000 человек).

Павильон СССР на Всемирной выставке Экспо-67 В Орловском музее изобразительных искусств есть небольшая коллекция керамических произведений, созданных Жанной Анатольевной Травинской и Кимом Анатольевичем в 1960-е годы. В ней преобладают предметы, относящиеся к 1966 году, когда праздновалось 400-летие со дня основания Орла. Самых ранних, выполненных в 1963 году, – всего три. Это две маленькие вазочки и декоративная настенная плакетка из разряда сувенирной продукции, предназначавшейся для тиража. Они или отливались или оттискивались, а затем ручным способом покрывались цветными глазурями или пигментами.

Обе вазочки выполнены из красновато-розовой глины и покрыты изнутри бесцветной, снаружи – цветной глазурью. Имеют высоту чуть более 6 см и почти одинаковую форму округло-выпуклого полуовоидного тулова, плавно сужающегося вверху к тонкому кольцевому венчику.

Ж.А. Травинская (Род. 1936), Д.А. Ким (1931-1984).    Сувенирная вазочка. 1963

В одной из вазочек цветовое решение основано на сочетании теплых розовато-коричневых тонов глины и глазури. Ее поверхность снаружи почти полностью терракотовая и своей шероховатой фактурой контрастирует с нанесенным вверху, вдоль венчика и по покатым плечикам, декором в виде блестящей полоски коричневатой марганцевой глазури. Она образовала живописные, округло-фестончатые потеки, каждый из которых акцентирован мазком белой эмали, смягчающим цветовой переход от коричневого к красновато-розовому природному цвету глины. Этот прием, характерный для народного гончарства, помогал экономно расходовать дефицитную глазурь.

Ж.А. Травинская (Род. 1936), Д.А. Ким (1931-1984).   Сувенирная вазочка «Орел». 1963 Тулово и венчик второй, более нарядной и насыщенной по колориту вазочки с конттрельефными надписями «Орел», – снаружи покрыты синим ангобом (краской на основе жидкой глины природного или окрашенного пигментами цвета) с рисунком в виде условно-стилизованных вертикальных растительных элементов, выполненных ангобом белого и зеленого цвета. 

Лаконичностью уютно-обтекаемой формы и, простым, как бы «скорописным», декором с сочными и «живыми» цветовыми потеками, они соответствуют эстетическим особенностям традиционных гончарных изделий народных мастеров, хотя и имеют иное, несвойственное для аутентичных народных изделий сувенирное предназначение.

 Ж.А. Травинская (Род. 1936).   Декоративная плакетка «Орловский спис» («Букет в вазе»). 1963 Декоративная плакетка «Орловский спис» («Букет в вазе»), в виде прямоугольной плоскости со скругленными углами, высотою около 20 см, также выполнена из красновато-розовой глины. На ее поверхности, по темно-коричневому фону (бесцветная глазурь и соли металлов) со сплошным рисунком из горизонтальных рельефных полос, разместилась стилизованная композиция с высоким цветущим растением в маленьком горшочке с двойной контррельефной надписью «ОРЕЛ». Горшочек, листья и цветы растения образованы рельефным контуром и окрашены глазурью зеленого, светло-желтого и светло-коричневого тона. На обороте – выемка для подвешивания.

С народной вышивкой «орловский спис», Жанна Анатольевна впервые познакомилась в Краеведческом музее, вскоре после приезда в Орел, и он буквально заворожил ее. «В легкой певучести и веселости орнамента было что-то суровое и монументально-значимое. Это был мир символов. Этот мир лег на мою духовную волну и слился воедино, и вот уже орнамент становится как бы моей душой, а душа живет по законам орнамента: отлив-прилив, отлив-прилив. Сами руки творят … этот отлив-прилив. А потом это состояние переходит на формы, создавая внутренний строй и смысловую полноту»10.

С этого времени и в дальнейшем, когда Жанна Анатольевна Травинская, ушла с Комбината и начала работать над созданием уникальных авторских произведений, мотивы «орловского списа» оставались одной из постоянных тем в ее керамике.

***

Все три представленных скромных предмета из фондов Орловского музея изобразительных искусств интересны тем, что относятся к числу самых первых образцов орловской художественной тиражной керамики. В них отразились минималистические тенденции советского декоративного искусства начала 1960-х годов, когда быт людей был достаточно простым и скромным.

 

 

Примечания:

1 Травинская Ж.А. Возвращение на круги своя. Автобиографическая повесть. – Орел: Орловский городской литературный клуб им. Михаила Акишина. 2009. – с. 3-4.
2 Там же, с. 6.
3 Там же, с. 7-8. 
4 Там же, с. 9-10.
5-6 Там же, с. 11
7-9 Там же, с. 12.
10 Травинская Ж. А. Сказки детства. – Орел : Типография «Труд». 1997. – с. 3.

 

Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева

Использованы изображения из открытых источников в интернете

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам