Произведение из собрания Орловского музея изобразительных искусств.
(Из цикла «Возрождая и спасая». Часть IV)
В коллекции произведений зарубежного искусства XVII–XX веков Орловского музея изобразительных искусств, наряду с предметами печатной графики, в основном репродукционной (воспроизводящей работы других авторов, преимущественно живописные), есть несколько листов уникальной графики, выполненных в технике акварели.
Два из них вошли в число экспонатов, не так давно отреставрированных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря в Москве.
Первой представляем акварель итальянского художника Аугусто Мориани «Голова итальянского мальчика». В 2013-2014 году она экспонировалась в нашем музее на фондовой выставке произведений графики зарубежных мастеров XVIII – начала XX вв. Тогда, благодаря использованию насыщенного по тону цветного паспарту, немного удалось зрительно нивелировать печальные следы времени, некогда нанесённые её сохранности.
Выполненная на плотной бумаге, наклеенной на толстую картонную подложку, акварель ощутимо пострадала. Помимо пожелтения её бумажной основы и подложки, их общего поверхностного загрязнения и потертостей, на акварельном листе, наряду с несколькими небольшими пятнами, имелось три широких желтовато-коричневатых диагональных затека неизвестного происхождения, протянувшихся по изображению и части фона, к счастью, не затронувших лицо модели.
В отделе реставрации произведений графики Центра им. И.Э. Грабаря работа поступила к реставратору высшей категории Надежде Александровне Костеревой. Она провела обеспыливание акварельного листа и его подложки; с помощью скальпеля удалила и ослабила прочные поверхностные загрязнения. Лист с изображением был отделён от подложки; остатки клея удалены, расслоившиеся края подложки укреплены. Полусухим способом лист промывался от желтизны и загрязнений, а отдельные пятна обрабатывались химическим способом. После лист вновь был промыт с целью удаления использованных химических реагентов и продуктов распада. В местах потертостей и царапин красочного слоя нанесены необходимые тонировки. В завершение лист сдублирован на специальную реставрационную бумагу, отпрессован и монтирован на его оригинальную подложку с помощью «лапок».
Благодаря проведенной реставрации произведению был максимально возвращен его первоначальный вид.
***
До 1957 года акварель «Голова итальянского мальчика» находилась в коллекции Орловского краеведческого музея, куда поступила в результате послереволюционной национализации частных собраний, существовавших на территории тогдашней Орловской губернии. Прежние владельцы, вероятно, приобрели её во время заграничного путешествия по Южной Италии, где в последней четверти XIХ – начале XX века, в провинции Неаполь. работал художник Аугусто Мориани.
Он родился в 1854 году в Неаполе, скончался в 1913 году в Сорренто. В 1881-1892 годах активно участвовал в выставках Общества содействия изящным искусствам в Неаполе. Также исполнял для приезжавших сюда со всей Европы многочисленных туристов акварельные и живописные произведения с колоритными «tipi napolitani» – неаполитанскими типажами и жанровыми сценками из городской жизни. Они и сейчас фигурируют на международных аукционах.
В его творческом наследии есть и живописные портреты представителей других сословий, пейзажи, анималистические композиции, монументальные работы для общественных интерьеров и храмов. В зале аудиенций Палаццо Комунале расположенного неподалеку от Неаполя города Афрагола, сохранилась выполненная им в 1886 году большая фреска «Посвящение народа королю Сицилии Руджеро II», а в кафедральном соборе святых апостолов Филиппа и Иакова в Сорренто – фрески 1902 года.
Аугусто Мориани можно отнести к художникам, связанным с популярным в Италии в последней трети XIХ столетия реалистическим направлением веризм (от итальянского «vero» «истинный», «правдивый»), развитию которого способствовал подъем национально-освободительного движения и борьба за объединение страны. Особенное распространение это направление получило в среде художников неаполитанской провинции, сочувственно отражавших жизнь и быт простых слоев городского и сельского населения, людей труда, бедноты.
Моделями ему служили дети, девушки и молодые женщины, юноши, мужчины зрелого возраста и старики – подобные тем, что не раз могли встретиться на улицах городков или побережье неаполитанской провинции. Ряд персонажей художник повторял. Однако всегда изменял композицию и формат, варьировал детали, использовал зеркальный ракурс модели.
Неунывающий седой беззубый неаполитанский рыбак в белой рубашке, жилетке и мягком колпаке с закинутым вперед концом, изображался им в акварелях погрудно или поколенно, обращенным вправо или влево, на нейтральном фоне или в интерьере, сидящим за столиком траттории с кувшином и курительной трубкой в руках или играющим на гитаре. В жанровой картине 1895 года он представлен во дворике небогатого домика на фоне Неаполитанского залива с белыми парусниками и Везувием на горизонте в роли заботливого дедушки, помогающего с помощью поводков учиться ходить малолетнему ребенку его дочери.
В ряде акварелей Мориани запечатлены эффектные типы крепких седовласых бородатых неаполитанских рыбаков с благородным библейским обликом, ракурсами головы ¾ или в профиль, в беретах различного цвета.
В Орле до 1943 года находилась датируемая серединой XIX века акварель Аугусто Мориани «Итальянский старик». Она указана в посвященном коллекции Орловского областного краеведческого музея IX томе «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», изданном в 2002 году в Москве. Возможно, эта работа происходила из того же частного собрания, что «Голова итальянского мальчика».
На своих акварельных и масляных произведениях Аугусто Мориани, наряду с автографом и датой, иногда указывал названия тех мест, где они были созданы: «Capri», «Sorrento». На акварели из собрания Орловского музея изобразительных искусств имеется лишь одна авторская подпись с инициалом имени. Исходя из фактов биографии художника, её можно отнести к последней четверти XIX – началу XX века.
Аугусто Мориани создал типичный и обаятельный образ черноволосого итальянского мальчика-подростка или юноши в красном берете и белой рубашке. Отливающая блеском крутая челка задорно прикрывает лоб, карие глаза под густыми, сросшимися на переносице бровями, прозрачны и ясны, улыбающийся рот приоткрывает в легкой улыбке белоснежные зубы. Чуть приподнятое левое плечо, ракурс головы, направление взгляда, придают динамику персонажу, лицо которого наполнено дыханием жизни. На шее у него, на тонких цепочках, – традиционно носимые верующими итальянцами четырехконечный латинский крест и медальоны, на которых рельефом изображались Иисус Христос, Дева Мария или святые. Подобная деталь играет немаловажную роль в характеристике разных персонажей художника, скажем, – умеющего постоять за себя босоного подростка, стоящего у стены дома с дерзко-независимым видом, засунув руки в карманы рваных штанов, с небрежно зажатой папироской в зубах и не по возрасту умудрённым грустным взглядом в картине «Уличный мальчишка».
Существует очень близкое работе «Голова итальянского мальчика» недатированное акварельное погрудное изображение в таком же ракурсе юноши в красном берете и белой рубашке в полоску, но с менее правильными чертами лица, названное «Рыбак Джованни».
А в выполненной в 1881 году маслом на дереве композиции «Неаполитанский продавец рыбы», поколенно запечатлён идущий по берегу Неаполитанского залива с курящимся Везувием вдали, мальчик в красном берете, с обнаженным торсом, несущий на лотке сверкающую серебристой чешуей свежую рыбу, переложенную зелеными травами.
В нашей акварели светлый фон с намеченным очень лёгкими голубыми пятнами небом, ассоциативно воспринимается как часть согретого ласковым солнцем южно-итальянского пейзажа. «Ах! есть голубой Неаполитанский залив, есть Сорренто… Там голубые небеса и фиолетовые горы. Там жизнь, там рай…», – восклицает один из героев написанной в 1877 году Александром Николаевичем Островским пьесы, отражая свойственные не только русским людям мечты о прекрасной стране Италии с её благодатным климатом, сокровищами искусства, приветливыми жителями.
Для простого люда жизнь здесь, конечно, не была простой и безоблачной. Но представленный на отреставрированном графическом листе из нашего собрания образ юного неаполитанца, не противоречит прекрасной мечте. Его обласканное солнечными лучами загорелое лицо, с чётко обозначенными правильными гармоничными чертами, сияющее свежестью, энергией, доброжелательной открытостью и душевной чистотой, словно отражает то особое чувство восхищения и благодарности Творцу, которое в сердце даже самого обездоленного человека вызывает удивительная красота природы Неаполитанского залива.
Благодарим отдел реставрации произведений графики ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря за предоставленную фотографию.
Использованы изображения из открытых интернет-ресурсов.