Виртуальная выставка из цикла «Облики эпохи»
«Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»
Ко Дню народного единства
Важна была не личность самозванца,
а роль, им сыгранная, и исторические условия,
которые сообщили самозванческой интриге
страшную разрушительную силу.
В. Ключевский.
В 1957 году в Орловскую картинную галерею из краеведческого музея поступило полотно, имеющее отношения к одному из сложнейших периодов в истории России. До 1919 года оно входило в коллекцию А.Б. Куракина. Маслом на холсте, на багряно-темном фоне изображен Лжедмитрий I.
Это имя носил Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий, бежавший из Чудова монастыря, «сын боярский» из Галицкого уезда (одна из пяти земель Русского воеводства в составе Речи Посполитой в 1434 - 1772 гг.). В юности Отрепьев служил при Михаиле Романове.
Портрет Лжедмитрия I. Речь Посполитая (Польша).
Первая треть XVII в. Холст, масло.
113х113 см. ГИМ: https://nav.shm.ru/exhibits/691/
История Лжедмитрия берет свое начало в эпоху Смутного времени. В 1601 году папский нунций уведомил польского короля Сигизмунда III о россиянине, появившемся в имении Адама Вишневецкого и называвшего себя чудом выжившим угличским царевичем Дмитрием, младшим сыном Ивана Грозного, который теперь намеревается вернуть себе русский престол. На личной встрече с королем в Кракове самозванец выразил готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу на Москву.
Портрет Лжедмитрия I в образе победителя на фоне битвы, в рыцарских латах, с гербом и царской короной, кисти польского художника, был принесен в дар Российскому историческому музею наследником, великим князем Александром Александровичем (будущим императором и коллекционером Александром III). Портрет содержит надпись на латинском языке: «Дмитрий император Московии, муж Марианны Мнишек, Георгия воеводы Сандомирского и Тарловны урожденной дочери».
Поэт и драматург эпохи русского классицизма, Александр Сумароков, в 1770 г. написал пьесу, названную тираноборческой трагедией «Дмитрий Самозванец». Сторонник просвещенного абсолютизма, Сумароков вывел тип «антимонарха», ненавистника русской нации.
Неизвестный художник второй половины XVIII в.
Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). После 1770.
Холст, масло. 88,5х70 см. ОМИИ
На хранящейся в Орловском музее изобразительных искусств парсуне, изображающей Лжедмитрия I, в нижнем регистре помещается каллиграфическая надпись с цитатой из этой единственной трагедии Сумарокова, основанной на исторических фактах: «Царствовалъ въ 1606 мъ году Сей Мужъ Отечеству смертельная былъ рана Зримъ во образѣ /Его Убийцу и тирана За варварство злодей утратилъ наконецъ безвременно и жизнь и скипетръ и вѣнецъ». Надпись нанесена черной краской по золотисто-охристой подложке.
Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). ОМИИ. Фрагмент
Очень близкое нашему памятнику произведение хранится во Владикавказском художественном музее и содержит, по-видимому, такую же надпись.
Лжедмитрий I. Конец XVII – начало XVIII в.
Художественный музей имени Мухарбек Туганова (г. Владикавказ)
https://alaniatv.ru/vo-vladikavkaze-otkrylas-vystavka-odnoj-kartiny/
Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). ОМИИ. Фрагмент
Портрет Лжедмитрия I Самозванца несет черты исконно русского парсунного письма. Молодой человек на нем изображен по пояс, в трехчетвертном ракурсе. Его лицо по-европейски гладко выбрито, темно-русые волосы коротко острижены; выразительны продолговатый тонкий нос изогнутой формы, сдвинутые темные брови и пристальный взгляд, направлены на зрителя (во владикавказском аналоге модель смотрит в сторону). На Самозванце роскошная, шитая золотом красная распашная накидка-ферязь с коричневым мехом, под шеей – край ворота белой сорочки с брошью из красного камня. Накидка эта по рисунку и характеру орнамента относит нас к гравюре Лукаса Килиана 1606 года, изображающей Лжедмитрия I (Григория Отрепьева), ныне хранящейся в Русском музее.
Лукас Килиан. Лжедмитрий I. (Григорий Отрепьев). 1606 г. Гравюра.
Аугсбург (Германия, Бавария).
Виртуальный Русский музей: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/engraving/kilian_l._portret_dmitriya_samozvanca._1606._gr-14367/
Левую руку Лжедмитрий возложил на книгу, на корешке которой отчетливо читается «Зинон» (древнегреческий философ, учитель афинского Перикла).
Лжедмитрий I Самозванец. ОМИИ. Фрагмент
Несомненная портретность (однако, исторически не достоверная), даже психологическая проработка образа из ОМИИ, тщательная прописка деталей, орнаментов на платье, поясе и меховой накидке, драгоценных застежек и броши, с передачей фактуры материалов, а также прекрасная сохранность экспоната, - позволяют говорить о несомненной историко-художественной ценности произведения, хранящегося в фондах Орловского музея изобразительных искусств.
Кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
ОМИИ, Т.В. Лазарева.