Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Образовательные программы
    • Новости
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея

  • Конкурс краеведов, работающих с молодежью

  • 08. 03. 2023г., приглашаем всех желающих посетить экскурсии Орловского музея изобразительных искусств

  • Работа музея 8 марта 2023 года!

  • 7 марта 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Игоря Ароновича Круглого.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков «Лицедей. Портрет актера П.С. Воробьева». 2002 г.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков Групповой портрет орловских хирургов «Ответственные за жизнь» 1980 г.

  • Со 2 марта по 2 апреля 2023 года Выставка «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века».

  • Работа экспозиций музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • Работа подразделений музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • С 22 февраля по 2 апреля 2023 года выставка исчезающих картин «Мир ультрафиолета» (г. Барнаул)

  • Антитеррор: «QR-коды против экстремизма»

  • ’’Старый Псков’’ из фондов ОМИИ

  • 28.01.2023 Реставрация и экспозиционно-выставочная деятельность музея студентам ОХУ

  • Семья Шарымовых в живописных произведениях Аркадия Александровича Пластова из фондов ОМИИ.

  • Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

  • Поздравление с юбилеем В.М. Ромашова

  • Презентация выставки «Пейзажное наследие А.И. Курнакова»

  • Расписание работы Мемориальной мастерской А.И.Курнакова

  • Расписание работы Картиинной галереи А.И.Курнакова

  • Расписание работы музея в Новогодние праздники

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть I.

  • Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

  • О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

  • День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

  • Виртуальная Выставка «Ко Дню г. Орла “Служение Отечеству. Святитель Филарет (Дроздов): Портрет Из Фондов Омии ”»

  • Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

  • Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»

  • К 40-летию памяти Леонида Борисовича Когана (1929 – 1982)

  • Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

  • Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

  • Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

  • Тотальный тест «Доступная среда» проверит знания россиян в сфере инклюзии

  • Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»

  • План новогодних мероприятий с 20 декабря 2022г. по 8 января 2023г. БУКОО Орловский музей изобразительных искусств

  • С 7 ноября 2022 года временно приостанавливается посещение экспозиций музея

  • «Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»

  • Вручение почётного знака директору Орловского музея изобразительных искусств – Светлане Анатольевне Четвериковой.

  • Открытие персональной выставки произведений В. Э. Брагинского «Безмолвие Русского Севера»

  • Виртуальная выставка одной картины из фондов ОМИИ «Дети войны» Л.М. Алексеевой В рамках проекта «Без срока давности». В формате онлайн.

  • «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей»

  • Проект «Городские артефакты. Орёл-Нокиа. Совместная выставка произведений художников городов Нокиа и Орла» /Projekti ”Orjolin ja Nokian. Kaupunginmaisemat. Ystävyyskaupunkien Orjolin ja Nokian taiteilijoiden teosten yhteinen näyttely”.

  • Интернет-портал "Культура. Гранты России": возможности для проектных инициатив в сфере культуры и искусства

Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

Создано: 25 ноября 2022

В собрании Орловского музея изобразительных искусств хранится интересный экспонат, атрибуция которого оставляет ряд вопросов.  Безусловно сакральное значение памятника, не вызывает сомнения его принадлежность к алтарной преграде.  Но кто на ней изображен, еще предстоит выяснить.

В первой части цикла уже говорилось, что в эпоху Нового времени в России, в XVIII – XIX  веках иконостасы часто завершались скульптурными изображениями Господа Саваофа или Распятием с предстоящими. Элементы иконостасной пластики XVIII – XIX веков зачастую интерпретировали произведения западной скульптуры.

   

Культовая скульптура (из композиции «Распятие с предстоящими»).

XIX в. Дерево, темпера. ОМИИ

В 1984 году в ОМИИ поступила скульптура, изображающая, по одной из версий, апостола и евангелиста Иоанна Богослова из композиции «Распятие с предстоящими». Возможно, она происходит из неизвестной орловской церкви. Принадлежность к группе «Распятие с предстоящими», в центре которой предполагалось резное же Распятие Христа, подтверждается, прежде всего, характерной композицией скульптуры в схеме, согласно которой по правую руку Спасителя располагается фигура Богоматери, по левую – Иоанна Богослова, а далее – прочие предстоящие: Лонгин Сотник, воин с губкой на трости и ангелы.

Рассматриваемая нами скульптура вырезана из одного блока, фронтальна, но неустойчива, как у человека, в потрясении отпрянувшего назад. Полусогнутые и приподнятые руки (утраченные до предплечья) были разведены в стороны. Рот слегка приоткрыт, сосредоточенный взгляд изображенного обращен в направлении предполагаемого распятого на Кресте Христа, расположенного выше. Ноги святого босы. Он облачен в длинный хитон и короткую,  до колен, накидку, подвязанную на поясе и распахивающуюся вверху и внизу, словно от порыва ветра; скрученный наподобие веревки короткий пояс завязан впереди узлом.

 Передняя и боковые части скульптуры покрыты левкасом, на котором отчетливо проступает крупная сетка кракелюр, со спины грунт отсутствует. Сохранилась окраска волос темно-коричневого цвета (включая затылочную часть), глаз – карих с черным зрачком, в углублении губ и ноздрей – красно-коричневая краска. Во всех остальных местах красочный слой утрачен. Подножием фигуре служит деревянный брус.

Однако обратная сторона скульптуры подвергает первоначальную атрибуцию сомнению. Со спины, на правом плече и лопатке скульптурного изображения обращают на себя внимание гвоздевые отверстия. Их расположение и количество характерно для крепления крыльев.

 

   

Культовая скульптура XIX в. ОМИИ.

Фрагменты

Эта деталь наводит на мысль о принадлежности скульптуры к многофигурной композиции «Распятие с предстоящими», в аналогах которой  присутствуют фигуры ангелов,  близкие хранящемуся в ОМИИ.

Илл. из: Под сводами русского храма: церковная деревянная скульптура XVII - XIX веков / [сост.: И.В. Чепкунова, П.Ю. Стрельцова]. – М.: Кучково поле, 2014. С. 10.  В сравнении с этой скульптурой, Дева Мария, представленная нами в прошлом выпуске, выглядит более архаично. Фигура предполагаемого ангела тоньше и пропорционально выше и легче, трактовка складок заметно суше, окраска одежд тяготеет к белому. Атрибуцию рассмотренных памятников как элементов иконостасной композиции «Распятие с предстоящими» подтверждает и размер скульптур, высотой до 1 м, и отсутствие грунта и окраски со стороны спины, где через всю фигуру прорезан глубокий вертикальный желоб для крепления, а также наличие характерного фрагмента деревянного крепления в нижней части.

На предположение о том, что скульптура изображает именно ангела, указывает и положение его рук. В сцене Распятия с предстоящими Иоанн Богослов обычно стоит с молитвенно, горестно сложенными на груди или скорбно опущенными руками. В нашем же случае полусогнутые руки святого воздеты и разведены в стороны, а лик поднят к Христу, – подобно тому, как в западной традиции изображаются ангелы на алтарных преградах. Лик святого возвышенно-бесстрастен, в нем отсутствует линейная прорисовка, взгляд направлен вправо вверх (соответственно, Христос на Распятии был расположен слева и выше).

 

Культовая скульптура. XIX в. ОМИИ. Фрагмент

Данная атрибуция еще требует подтверждения, тем не менее, можно уверенно сказать, что перед нами живой пример иконостасной скульптуры Нового времени эмоционально-художественно представлявший некогда молящимся сцену Распятия Христа. 

Т.В. Лазарева.

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам