Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Образовательные программы
    • Новости
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея

  • Конкурс краеведов, работающих с молодежью

  • 08. 03. 2023г., приглашаем всех желающих посетить экскурсии Орловского музея изобразительных искусств

  • Работа музея 8 марта 2023 года!

  • 7 марта 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Игоря Ароновича Круглого.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков «Лицедей. Портрет актера П.С. Воробьева». 2002 г.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков Групповой портрет орловских хирургов «Ответственные за жизнь» 1980 г.

  • Со 2 марта по 2 апреля 2023 года Выставка «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века».

  • Работа экспозиций музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • Работа подразделений музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • С 22 февраля по 2 апреля 2023 года выставка исчезающих картин «Мир ультрафиолета» (г. Барнаул)

  • Антитеррор: «QR-коды против экстремизма»

  • ’’Старый Псков’’ из фондов ОМИИ

  • 28.01.2023 Реставрация и экспозиционно-выставочная деятельность музея студентам ОХУ

  • Семья Шарымовых в живописных произведениях Аркадия Александровича Пластова из фондов ОМИИ.

  • Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

  • Поздравление с юбилеем В.М. Ромашова

  • Презентация выставки «Пейзажное наследие А.И. Курнакова»

  • Расписание работы Мемориальной мастерской А.И.Курнакова

  • Расписание работы Картиинной галереи А.И.Курнакова

  • Расписание работы музея в Новогодние праздники

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть I.

  • Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

  • О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

  • День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

  • Виртуальная Выставка «Ко Дню г. Орла “Служение Отечеству. Святитель Филарет (Дроздов): Портрет Из Фондов Омии ”»

  • Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

  • Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»

  • К 40-летию памяти Леонида Борисовича Когана (1929 – 1982)

  • Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

  • Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

  • Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

  • Тотальный тест «Доступная среда» проверит знания россиян в сфере инклюзии

  • Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»

  • План новогодних мероприятий с 20 декабря 2022г. по 8 января 2023г. БУКОО Орловский музей изобразительных искусств

  • С 7 ноября 2022 года временно приостанавливается посещение экспозиций музея

  • «Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»

  • Вручение почётного знака директору Орловского музея изобразительных искусств – Светлане Анатольевне Четвериковой.

  • Открытие персональной выставки произведений В. Э. Брагинского «Безмолвие Русского Севера»

  • Виртуальная выставка одной картины из фондов ОМИИ «Дети войны» Л.М. Алексеевой В рамках проекта «Без срока давности». В формате онлайн.

  • «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей»

  • Проект «Городские артефакты. Орёл-Нокиа. Совместная выставка произведений художников городов Нокиа и Орла» /Projekti ”Orjolin ja Nokian. Kaupunginmaisemat. Ystävyyskaupunkien Orjolin ja Nokian taiteilijoiden teosten yhteinen näyttely”.

  • Интернет-портал "Культура. Гранты России": возможности для проектных инициатив в сфере культуры и искусства

Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

Создано: 01 июля 2022

Церковное искусство Орловской губернии с XVIII по начало XX века развивалось в рамках общероссийских тенденций. Доминантой храмовых интерьеров в это время оставалась алтарная преграда, в состав которой теперь активно включались скульптурные изображения, как рельефные или образные, так и полнообъемные. Православные иконостасы, в рамках церковной традиции, могли иметь различные завершения: крест, композицию Распятия Христова или образ Господа Саваофа. Скульптурные группы Распятия с предстоящими обычно повторяли западные аналоги храмовой раскрашенной скульптуры.

Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят несколько подобных скульптур, венчавших иконостасы XVIII и XIX века. К ним относятся фигура, несомненно, входившая некогда в композицию «Распятие с предстоящими», созданная, по-видимому, в XIX-м столетии и условно названная в музейных документах «ангелом». О том, что это не могло быть изображением ангела, говорит даже отсутствие следов вероятных крыльев; кроме того, вполне определенные позы и жесты ангелов в иконостасных композициях не соответствуют нашему памятнику.

Скульптура из фондов ОМИИ (С-88) изображает Деву Марию, по всей видимости, она входила в состав иконостасного «Распятия с предстоящими» одной из орловских церквей. Это предположение подтверждает, прежде всего, характерная композиция, в центре которой располагалось резное же Распятие.

  Дева Мария канонически изображалась по правую руку Спасителя, фронтально или вполоборота к Нему, с молитвенно сложенными руками, склонив главу или, как в нашем случае, подняв ее в направлении лика Христа. Соответственно Иоанн Богослов занимал место по левую руку Спасителя. Евангельский текст гласит: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26 – 27). Фигура Богоматери из ОМИИ фронтальна, голова приподнята и слегка повернута влево – в направлении Распятия, ладони полусогнутых рук молитвенно сложены на уровне груди.

При высоко поднятом подбородке Богоматерь чуть опускает глаза. Очерченные тонкой кистью глаза и брови придают лику ощущение эмоциональной напряженности, восходящей к традиции XVIII века.

Голова, плечи и руки Девы Марии покрыты длинным мафорием охристого оттенка. Скульптура выглядит несколько архаично, в духе барокко, ввиду утяжеленных пропорций фигуры, пластичных, сильных и упругих линий контура и складок, уверенной лепки укрупненных объемов, яркой подрумянки, характерной «улыбки» приоткрытых уст и даже подводки «ресничек», наконец, массивных, ярко-красных, условно переданных туфель.

  Скульптура раскрашена темперой по левкасу. Лицо, шея и кисти рук светло-телесного оттенка. По довольно полному, грушевидному лицу, с одутловатыми щеками и рельефным подбородком, разлит румянец.

Хитон собран на поясе, образуя складки с напуском, из-под него выступают довольно крупные носки туфель, сохранившие следы красной краски. От пояса вниз идут рельефные симметричные складки. Холодные оттенки на мафории и хитоне почти стерты, в нижней части скульптуры красочный слой утрачен вместе с грунтом.

  Атрибуцию данного памятника как элемента иконостасной композиции «Распятие с предстоящими» подтверждает и размер скульптуры, высотой до 1 м, и отсутствие грунта и окраски со стороны спины, где через всю фигуру прорезан глубокий вертикальный желоб для крепления, а также наличие характерного фрагмента деревянного крепления в нижней части.

Надо полагать, что рассмотренная скульптура, поступившая в ОМИИ в 1984 году, выполняла свою функцию иконостасной пластики вплоть до октябрьского переворота 1917 года с последующим закрытием и разорением церквей, вследствие чего и оказалась в музейном собрании.

Примечательно, что центральная фигура аналогичных композиций Распятия с предстоящими зачастую утрачена или существенно повреждена, что, в частности, и приводит к ошибочным атрибуциям.

Фонды Орловского музея изобразительных искусств позволяют прикоснуться к малоизученной истории церковного искусства России Нового времени и по-новому увидеть привычные орловские храмы.


Т.В. Лазарева, кандидат искусствоведения.

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам