Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Образовательные программы
    • Новости
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея

  • Конкурс краеведов, работающих с молодежью

  • 08. 03. 2023г., приглашаем всех желающих посетить экскурсии Орловского музея изобразительных искусств

  • Работа музея 8 марта 2023 года!

  • 7 марта 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Игоря Ароновича Круглого.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков «Лицедей. Портрет актера П.С. Воробьева». 2002 г.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков Групповой портрет орловских хирургов «Ответственные за жизнь» 1980 г.

  • Со 2 марта по 2 апреля 2023 года Выставка «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века».

  • Работа экспозиций музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • Работа подразделений музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • С 22 февраля по 2 апреля 2023 года выставка исчезающих картин «Мир ультрафиолета» (г. Барнаул)

  • Антитеррор: «QR-коды против экстремизма»

  • ’’Старый Псков’’ из фондов ОМИИ

  • 28.01.2023 Реставрация и экспозиционно-выставочная деятельность музея студентам ОХУ

  • Семья Шарымовых в живописных произведениях Аркадия Александровича Пластова из фондов ОМИИ.

  • Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

  • Поздравление с юбилеем В.М. Ромашова

  • Презентация выставки «Пейзажное наследие А.И. Курнакова»

  • Расписание работы Мемориальной мастерской А.И.Курнакова

  • Расписание работы Картиинной галереи А.И.Курнакова

  • Расписание работы музея в Новогодние праздники

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть I.

  • Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

  • О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

  • День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

  • Виртуальная Выставка «Ко Дню г. Орла “Служение Отечеству. Святитель Филарет (Дроздов): Портрет Из Фондов Омии ”»

  • Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

  • Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»

  • К 40-летию памяти Леонида Борисовича Когана (1929 – 1982)

  • Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

  • Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

  • Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

  • Тотальный тест «Доступная среда» проверит знания россиян в сфере инклюзии

  • Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»

  • План новогодних мероприятий с 20 декабря 2022г. по 8 января 2023г. БУКОО Орловский музей изобразительных искусств

  • С 7 ноября 2022 года временно приостанавливается посещение экспозиций музея

  • «Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»

  • Вручение почётного знака директору Орловского музея изобразительных искусств – Светлане Анатольевне Четвериковой.

  • Открытие персональной выставки произведений В. Э. Брагинского «Безмолвие Русского Севера»

  • Виртуальная выставка одной картины из фондов ОМИИ «Дети войны» Л.М. Алексеевой В рамках проекта «Без срока давности». В формате онлайн.

  • «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей»

  • Проект «Городские артефакты. Орёл-Нокиа. Совместная выставка произведений художников городов Нокиа и Орла» /Projekti ”Orjolin ja Nokian. Kaupunginmaisemat. Ystävyyskaupunkien Orjolin ja Nokian taiteilijoiden teosten yhteinen näyttely”.

  • Интернет-портал "Культура. Гранты России": возможности для проектных инициатив в сфере культуры и искусства

Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

Создано: 28 сентября 2022

«Декоративная скульптурная группа из серии «Дети садовника».

Произведение декоративно-прикладного искусства из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

В течение более чем 300-летней истории своего существования майссенский фарфор во все периоды декорировался не только плоскостными живописными изображениями цветочных мотивов, но и объёмными, лепными. Они эффектно располагались на всевозможных посудных формах, вазах, кашпо, прочих выпускавшихся здесь в изобилии предметах утилитарного назначения и играли немаловажную роль в декоративной пластике малых форм.

В Майссене производились невероятное множество разнообразнейших по тематике отдельных фигурок и скульптурных групп из фарфора, нередко составлявших целые серии. Среди них едва ли не самую непосредственную связь с цветочной тематикой имела известная с середины XVIII века и существующая в различных вариантах серия «Дети садовника».

Декоративная скульптурная группа из серии «Дети садовника». Германия. Саксония, г. Альбрехтсбург. Майссенская фарфоровая мануфактура. Последняя четверть 18 (?) века. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение.

 

В неё входили фигурки детей с цветами, плодами и садовым инвентарём (лопатами, мотыгами, граблями, лейками и т.п.). Из этих фигурок можно было составлять пары или формировать размещённые на едином подножии группы из трёх, четырёх или, как в предмете из нашей коллекции, – пяти персонажей.

В подобных группах могли меняться отдельные персонажи, их жесты, детали костюма, атрибуты, композиционное расположение фигур, стоящих в выразительно живых и изящных позах.

В нашей версии одетые по моде середины XVIII века крепенькие, ладно сложенные, трудолюбивые сноровистые детишки: три мальчика и две девочки с лепными фруктами и цветами, расположились на ступенчатом, многоуровневом постаменте сложной конфигурации с рельефными и ажурными, рокайльными элементами, акцентированными прорисовкой золотом, лиловой и бирюзовой краской. У каждого ребёнка светлые пышные волнистые волосы. У мальчиков короткие аккуратные причёски с небольшой чёлочкой. У девочек длинные волосы зачёсаны назад и вверх и уложены высоко на затылке в маленький узел. Двое из пяти детей изображены с фруктами.

В руке у мальчика в чёрной шляпе с широкими полями и видимом из-под жилета белом камзоле с цветочным рисунком из мелких точек, — корзина с лимонами. У девочки в бирюзовом корсаже и жёлтой юбке — в подвешенной за спиной к не сохранившемуся черенку мотыги на ленточках-завязках соломенной шляпке, — лежат спелые груши. Все остальные дети — с лепными цветами.

Стоящий в центре и возвышающийся над всеми мальчик в распахнутом коричневатом камзоле, такого же цвета кюлотах и лиловом жилете, обеими руками придерживает венок, от которого, к сожалению, уцелели лишь небольшие фрагменты, словно наслаждаясь ароматом мелких цветочков, из которых он сплетён.

Мальчик в белой рубашечке и бирюзовом костюме поставил на высокий пенёк плетёную корзинку, наполненную цветами, в его правой руке — маленький букетик.

Девочка в темно-вишнёвом шнурованном корсаже и зелёной юбке, бережно приподняла белый передник, полный сорванных цветов; рядом с ней — небольшая белая фарфоровая ваза с букетом роз. В отличие от остальных ребятишек, эта девочка изображена не босоногой, а в красивых туфельках на низком каблучке и пряжками в виде цветочных розеток. Ниже, на передней стенке выступа пьедестала под этой фигуркой, и на тулове вазы золотом намечен маленький цветок с листиками.

Каждый лепесток или листик всех миниатюрных лепных цветочков, среди которых различимы розы, выполнен с большой тщательностью, установлен точно на своё место и покрыт полихромной росписью. Эти в меру стилизованные и даже в чём-то наивно простенькие рукотворные цветы, умиляют и восхищают более, чем если бы они были воспроизведены абсолютно достоверно. Они соответствуют тому прекрасному идеализированному миру, в котором пребывают эти нарядно одетые хорошенькие детишки, легко и весело выполняющие различные работы в саду и наслаждающиеся щедрыми дарами земли.

Серия «Дети садовника» была начата прославленным майссенским модельмейстером эпохи рококо Иоганном Иоахимом Кендлером (1706-1775) в 1740-е годы и в 1760-е годы продолжена приехавшим из Франции Мишелем-Виктором Асье (1736-1799). Автором моделей скульптурной группы из нашего музея является первый из них.

Статуэтки из серии «Дети садовника» могли применяться для декорирования торжественно сервированных столов, усиливая радостную праздничную атмосферу. При этом наиболее выразительно воспринимались занимательные многофигурные группы на постаменте, рассчитанные на восприятие с разных ракурсов, отличающиеся великолепной проработкой каждой детали.

Динамичные детские фигурки красиво, естественно и легко, без ощущения манерности, развёрнуты в пространстве. Все движения и жесты плавные, образующие спокойный ритм. На очаровательных личиках тонко прописаны брови, глазки, яркие маленькие губки, намечены прядки волос, детали костюмов и рисунок тканей. Светлую, мягкую и нежную общую цветовую гамму прекрасно дополняет чистая белизна открытых участков поверхности фарфора, нетронутых кистью, и умеренно использованное золочение.

Серия «Дети садовника» не утрачивала популярности и в XIX, и в ХХ веке. Даже в наши дни в Майссене выпускаются её воссозданные строго лимитированные единичные коллекционные экземпляры.

 

 

 

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам