Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Образовательные программы
    • Новости
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея

  • Конкурс краеведов, работающих с молодежью

  • 08. 03. 2023г., приглашаем всех желающих посетить экскурсии Орловского музея изобразительных искусств

  • Работа музея 8 марта 2023 года!

  • 7 марта 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Игоря Ароновича Круглого.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков «Лицедей. Портрет актера П.С. Воробьева». 2002 г.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков Групповой портрет орловских хирургов «Ответственные за жизнь» 1980 г.

  • Со 2 марта по 2 апреля 2023 года Выставка «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века».

  • Работа экспозиций музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • Работа подразделений музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • С 22 февраля по 2 апреля 2023 года выставка исчезающих картин «Мир ультрафиолета» (г. Барнаул)

  • Антитеррор: «QR-коды против экстремизма»

  • ’’Старый Псков’’ из фондов ОМИИ

  • 28.01.2023 Реставрация и экспозиционно-выставочная деятельность музея студентам ОХУ

  • Семья Шарымовых в живописных произведениях Аркадия Александровича Пластова из фондов ОМИИ.

  • Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

  • Поздравление с юбилеем В.М. Ромашова

  • Презентация выставки «Пейзажное наследие А.И. Курнакова»

  • Расписание работы Мемориальной мастерской А.И.Курнакова

  • Расписание работы Картиинной галереи А.И.Курнакова

  • Расписание работы музея в Новогодние праздники

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть I.

  • Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

  • О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

  • День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

  • Виртуальная Выставка «Ко Дню г. Орла “Служение Отечеству. Святитель Филарет (Дроздов): Портрет Из Фондов Омии ”»

  • Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

  • Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»

  • К 40-летию памяти Леонида Борисовича Когана (1929 – 1982)

  • Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

  • Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

  • Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

  • Тотальный тест «Доступная среда» проверит знания россиян в сфере инклюзии

  • Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»

  • План новогодних мероприятий с 20 декабря 2022г. по 8 января 2023г. БУКОО Орловский музей изобразительных искусств

  • С 7 ноября 2022 года временно приостанавливается посещение экспозиций музея

  • «Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»

  • Вручение почётного знака директору Орловского музея изобразительных искусств – Светлане Анатольевне Четвериковой.

  • Открытие персональной выставки произведений В. Э. Брагинского «Безмолвие Русского Севера»

  • Виртуальная выставка одной картины из фондов ОМИИ «Дети войны» Л.М. Алексеевой В рамках проекта «Без срока давности». В формате онлайн.

  • «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей»

  • Проект «Городские артефакты. Орёл-Нокиа. Совместная выставка произведений художников городов Нокиа и Орла» /Projekti ”Orjolin ja Nokian. Kaupunginmaisemat. Ystävyyskaupunkien Orjolin ja Nokian taiteilijoiden teosten yhteinen näyttely”.

  • Интернет-портал "Культура. Гранты России": возможности для проектных инициатив в сфере культуры и искусства

Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

Создано: 02 декабря 2022

Виртуальная выставка «Икона святой Варвары из фондов ОМИИ» приурочена ко дню памяти почитаемой всеми христианами святой, 4 (17) декабря. Образ это святой, написанный в середине XIX века, тесно связан с драматичной судьбой известной орловской семьи.

Н.А. Удальцова. Фото 1915. В 1988 году Орловский музей изобразительных искусств получил икону святой великомученицы Варвары в дар от искусствоведа Екатерины Андреевны Удальцовой-Древиной, внучки известной художницы-авангардистки Надежды Андреевны Удальцовой, уроженки г. Орла. Надежда родилась в семье орловского жандармского полковника Андрея Тимофеевича Прудковского (1854 – 1918). В семье было четыре дочери: Людмила, Тамара, Варвара и Надежда и, по всей видимости, почитался образ небесной покровительницы третьей из них, Варвары Андреевны Никольской (Прудковской) (1896 – 1976).

Надежда с отцом. 1889. Орёл. Глава семейства, Андрей Тимофеевич Прудковский был уволен в отставку 16 июля 1917 года в звании генерал-майора, а вскоре, в ходе красного террора, арестован и расстрелян. Его жена и мать девочек, Вера Николаевна Прудковская (урожденная Чоглокова) (1862 – 1913), и была хранительницей иконы из ОМИИ.
Святая Варвара Илиопольская в равной степени почитается в православной, католической, коптской, армянской и англиканской церквями. .

Св. Варвара. Углич. Святая великомученица Варвара. 2-я половина XIV в. ГТГ. Хромолитография Киево-Печерской Лавры. 1910.

Святая жила в III веке в городе Илиополе Финикийском, на территории Египта. Её отец – Диоскур (Диоскор) – был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Варвара отличалась особенной красотой, из-за чего отец, желая скрыть ее от посторонних глаз, запер дочь в башне. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании Единого Создателя. Когда Диоскур пожелал замужества дочери и разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Узнав о ее христианском вероисповедании, отец-язычник в гневе отвёл дочь к правителю города Мартиану, где Варвару принуждали к отречению от Христа. За отказом девушки последовали жестокие мучения, после чего правителем было дано право Диоскуру свершить суд над Варварой. Отец согласился стать палачом своей дочери и обезглавил ее. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.

Святая великомученица Варвара. Середина XIX в. 20,4 х 17,2. Дерево, шелк, масло. ОМИИ На небольшой иконе 20,5 х 17,3 см из собрания ОМИИ святая изображена в рост, на фоне грозового неба. Над нею в облаках показаны полуфигуры сидящих вполоборота друг к другу Христа и Богоматери с нимбами в виде исходящих лучей. Иисус благословляет правой приподнятой рукой, а левой удерживает крестчатый скипетр и опирается на державу. Богоматерь склоняется вправо, придерживая левой рукой гиматий и держа в правой ветку с зелеными листьями.
Динамична постановка фигуры святой контрапост, с опорой на левую ногу, ее голова чуть склонена вправо, взгляд устремлен ввысь. Развевающиеся складки одежды и эффектная линия зеленой ленты передают ощущение порыва ветра, что наряду с динамикой самой фигуры сообщает образу святой состояние одухотворенного напряжения воли.
Святая великомученица Варвара. ОМИИ. Фрагмент. Христос и Дева Мария. В правой руке Варвара держит потир, левая полусогнута и отведена в сторону. Голова святой украшена небольшой короной, лик продолговатый, с едва припухлыми румяными щеками. Русые волосы распущены, одна волнистая прядь спадает по левому плечу. Над белильной линией нимба отчетливо видна надпись: «С. ве. Му. Варвара.»; по его окружности три гвоздевых отверстия, свидетельствующие о прежнем наличии здесь металлического венца. Поверх изумрудно-зеленой туники святой надета белая до колен рубашка с золотой отделкой горловины и подола и широкими рукавами, подстегнутыми выше локтя; на левом плече закреплена алая мантия, спадающая мягкими складками на позем. Золотисто-охристый цвет мягких, закрытых туфель подчинен общему теплому колориту иконы.
Клубящиеся, сгущающиеся книзу коричневато-зеленые облака передают состояние неба после грозы: над низким оливково-охристым поземом расстилается гористый пейзаж с розовым заревом над ним; внизу. Слева от фигуры святой – темный волнообразный холм, поросший низкими травами, за ним изображено невысокое лиственное деревце, рядом другое, без листьев, справа, на пригорке – большое дерево с пышной кроной. На переднем плане, у самой кромки прописаны пятилепестковые травы.
Живоподобная манера письма, моделировка лика, фигуры, одежд святой и романтического пейзажа на фоне иконы обнаруживает следование изографа академической школе.

     

Святая великомученица Варвара. ОМИИ. Фрагменты иконы.

Икона-дар ОМИИ Е.А. Удальцовой-Древиной напоминает и о драматической судьбе ее матери, яркого представителя кубофутуризма и супрематизма. За переездом ее семьи из Орла в Москву последовали годы учебы, обращение Надежды к живописи и поиски себя в искусстве, замужество и расставание с историком-медиевистом, активная творческая деятельность, преподавание во ВХУТЕМАС, замужество с художником-авангардистом Александром Древиным, расстрелянным в 1938 году, судьба жены «врага народа» и воспитание сына, война… В Орловском музее изобразительных искусств хранится портрет Надежды Удальцовой кисти А.Древина, 1935 года. Стойкость этой женщины, самоотверженное служение искусству и своему народу в тяжелейшее для страны и себя самой время, – глубоко роднят художницу с образом одной из небесных покровителей ее семьи, святой великомученицы Варвары.

Т.В. Лазарева

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам