Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Образовательные программы
    • Новости
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея

  • Конкурс краеведов, работающих с молодежью

  • 08. 03. 2023г., приглашаем всех желающих посетить экскурсии Орловского музея изобразительных искусств

  • Работа музея 8 марта 2023 года!

  • 7 марта 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Игоря Ароновича Круглого.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков «Лицедей. Портрет актера П.С. Воробьева». 2002 г.

  • Культурное обозрение А.И. Курнаков Групповой портрет орловских хирургов «Ответственные за жизнь» 1980 г.

  • Со 2 марта по 2 апреля 2023 года Выставка «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века».

  • Работа экспозиций музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • Работа подразделений музея в период праздничных выходных 23-26 февраля 2023 года!

  • С 22 февраля по 2 апреля 2023 года выставка исчезающих картин «Мир ультрафиолета» (г. Барнаул)

  • Антитеррор: «QR-коды против экстремизма»

  • ’’Старый Псков’’ из фондов ОМИИ

  • 28.01.2023 Реставрация и экспозиционно-выставочная деятельность музея студентам ОХУ

  • Семья Шарымовых в живописных произведениях Аркадия Александровича Пластова из фондов ОМИИ.

  • Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

  • Поздравление с юбилеем В.М. Ромашова

  • Презентация выставки «Пейзажное наследие А.И. Курнакова»

  • Расписание работы Мемориальной мастерской А.И.Курнакова

  • Расписание работы Картиинной галереи А.И.Курнакова

  • Расписание работы музея в Новогодние праздники

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть I.

  • Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

  • О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

  • День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

  • Виртуальная Выставка «Ко Дню г. Орла “Служение Отечеству. Святитель Филарет (Дроздов): Портрет Из Фондов Омии ”»

  • Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

  • Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»

  • К 40-летию памяти Леонида Борисовича Когана (1929 – 1982)

  • Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

  • Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

  • Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

  • Тотальный тест «Доступная среда» проверит знания россиян в сфере инклюзии

  • Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»

  • План новогодних мероприятий с 20 декабря 2022г. по 8 января 2023г. БУКОО Орловский музей изобразительных искусств

  • С 7 ноября 2022 года временно приостанавливается посещение экспозиций музея

  • «Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»

  • Вручение почётного знака директору Орловского музея изобразительных искусств – Светлане Анатольевне Четвериковой.

  • Открытие персональной выставки произведений В. Э. Брагинского «Безмолвие Русского Севера»

  • Виртуальная выставка одной картины из фондов ОМИИ «Дети войны» Л.М. Алексеевой В рамках проекта «Без срока давности». В формате онлайн.

  • «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей»

  • Проект «Городские артефакты. Орёл-Нокиа. Совместная выставка произведений художников городов Нокиа и Орла» /Projekti ”Orjolin ja Nokian. Kaupunginmaisemat. Ystävyyskaupunkien Orjolin ja Nokian taiteilijoiden teosten yhteinen näyttely”.

  • Интернет-портал "Культура. Гранты России": возможности для проектных инициатив в сфере культуры и искусства

Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

Создано: 02 декабря 2022

Автопортрет в зеленой шляпе. 1952. Акварель.  6 ноября 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения известного советского графика Горшмана Менделя Хаимовича. В Орловском музее изобразительных искусств собрана коллекция из 103 графических произведений этого художника.  В разное время они были переданы музею сыном Александром Горшманом. В коллекцию входят работы, созданные за период с 1933 по 1971 годы. Они разнообразны по жанрам и техникам: портреты, пейзажи, жанровые композиции выполненные акварелью, графическим карандашом, тушью и пером, а также книжные иллюстрации в технике литографии.

Мендель Хаимович родился в 1902 году в поселке Новоборисово в Белоруссии. Семья была многодетной, отец служил бухгалтером на смолокуренном заводе. М. Горшман получил традиционное еврейское образование, сначала учился в хедере, затем в 4- классном городском училище.  Отец погиб в 1915 году в I Мировой войне. Чтобы помогать семье  13-летнему подростку пришлось идти в подмастерье к местному художнику по вывескам. В 1920 году Горшмана мобилизовали в армию, где он служил в картографическом отделе при штабе, так как имел художественные способности. В этом же году он заболел сыпным тифом и попал в госпиталь в город Кострому. В госпитале М.Горшман  рисовал портреты, которые главный врач показал художнику Н.Н.Куприянову. Известный график в это время преподавал в Костромских государственных свободных художественных мастерских. Он же способствовал поступлению в мастерские  молодому художнику.   М. Горшман продолжил свое обучение в Москве на полиграфическом факультете  ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа у своего учителя Куприянова. На полиграфическом факультете обучали печатным графикам. В.Ф.Фаворский вел курс ксилографии, Н.Н.Куприянов курс литографии. Влияние учителя было очень сильным. Поэтому не случайно, большое место в творчестве Горшмана занимает книжная иллюстрация в технике литографии.

М.Х. Горшман много работал над произведениями Шолом- Алйхема. Он не раз обращался к его известной повести «Тевье-молочник». Фонды музея располагают шестнадцатью иллюстрациями в технике автолитографии, созданными в 1970-1971 годы. На шести из них остановимся более подробно.

Художник  создал очень живой цикл, который стал параллельным графическим рассказом этой повести. В листах нашего собрания явно прослеживаются «живописные» возможности литографии. Зернистая фактура камня придает штрихам мягкость, делая  очертания рисунка тающими. Густые заливки тушью выделяют главных персонажей. Фоны иллюстраций даны условно с использованием легкой штриховки. Автор применяет прием разомкнутой композиции, и тогда иллюстрация  не имеет резких границ. В некоторых листах первый план отсутствует. Изображение как бы перешагивает пределы композиции, например, в листе «Покупка коровы». Неоднократно  художник использует прием локального вечернего освещения. В иллюстрации «Тевье  в гостях у егупецкого богача» стол освещен яркой лампой, а углы комнаты погружены в полумрак. Такой же прием  мы видим  в иллюстрациях «Тевье приносит гостинцы детям» и «Тевье с женой». Для художника-иллюстратора Горшмана характерно  умение «проживать» текст, заставляя читателя сопереживать  главному герою повести. Иллюстрации к  повести «Тевье-молочник» созданы  в соавторстве  с писателем. Художник сохраняет деликатный баланс между словом и изображением, не теряя при этом  самоценности своей работы.

«Тевье и Шолом-Алейхем». Иллюстрация к предисловию «Аз недостойный».1970. Бумага, автолитография.  Повесть «Тевье-молочник» - это серия монологов Тевье незримому автору «Пане Шолом-Алейхему».  В предисловии «Aз недостойный» рассказывается история, которая послужила началом к созданию повести «Тевье-молочник». Шолом-Алейхем познакомился с главным персонажем Тевье в Бойберике, где писатель на лето снимал дачу, а молочник Тевье продавал  свою продукцию отдыхающим. Шолом-Алейхема заинтересовали истории Тевье и он решил написать книгу. Тевье благодарит писателя за оказанную честь, считая,  что недостоин внимания писателя.   
"Аз недостойный ", - должен сказать я, выражаясь словами праотца нашего Иакова, с которыми он обратился к господу Богу, собираясь в поход против Исава...»

«Тевье и богатые дачницы». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1970. Бумага, автолитография.

В  части «Счастье привалило!» Тевье рассказывает историю, как он стал молочником.  Он возил брёвна из леса на вокзал. Возвращаясь поздно вечером домой, Тевье встретил двух заблудившихся в лесу женщин-дачниц. Молочник отвёз их в Бойбейрик. Богатый егупецкий купец – в знак благодарности щедро одарил Тевье едой, деньгами и подарил корову. Тевье и его жена Голда решили  купить ещё одну корову. Так Тевье начал торговлю молочными продуктами.

«Остановил лошаденку. Присмотрелся получше - женщины. Одна пожилая, в шелковом платке на голове, другая помоложе - в парике. Обе раскраснелись и вспотели».

«Тевье в гостях у егупецкого богача»

 Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1971. Бумага, автолитография.

   «Ну, чего же вы стоите? - обращается ко мне богач. - Заберите ваши деньги и езжайте с богом к жене и детям. 
 - Воздай вам бог сторицею! - говорю. - Пусть у вас будет в десять, в сто раз больше! Всего вам хорошего и много-много радости!  И стал обеими руками сгребать деньги и, не считая, - где тут считать! - совать бумажки во все карманы».                                                                                                                              

«Тевье приносит гостинцы детям». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!».1971. Бумага, автолитография  «Моя команда, как увидела булки, как почуяла мясо, - налетели, горемычные, словно голодные волки. Хватают, руки дрожат, зубы работают... Как в писании сказано: "И вкушали..." А значит это - набросились, как саранча! У меня даже слезы на глаза навернулись».

«Тевье с женой». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1971. Бумага, автолитография  «Глупенькая, это деньги, честно заработанные, добытые собственным моим умом и трудами. Я спас, - говорю, - двух человек от большой опасности. Если бы не я, бог знает, что было бы с ними! 
      Словом, рассказал я всю историю от начала до конца, и принялись мы вдвоем считать и пересчитывать еще и еще раз наши деньги. Там оказалось ровным счетом дважды по восемнадцать и один лишний, а, в общем, вы имеете не больше и не меньше, как тридцать семь рублей!..»

«Покупка коровы». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1970. Бумага, автолитография

 «Вы, конечно, спросите: почему корову, почему не лошадь? На это я могу ответить: а почему лошадь? Почему не корову? Бойберик, понимаете, - такое место, куда летом съезжаются все егупецкие богачи, а так как егупецкие богачи с детства приучены, чтобы им прямо ко рту подносили и мясо, и яйца, и кур, и лук, и перец, и всякую всячину, - почему же кому-нибудь не взяться доставлять им к столу сыр, сметану, масло и тому подобное? Покушать егупчане любят, а деньги для них - трын-трава, значит, можно и товар легко сбыть и заработать неплохо».

 

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам