ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ»
(БУКОО «ОМИИ»)
Обособленное подразделение
«Картинная галерея А.И. Курнакова»
Булохов И.Н.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
«Лето на даче» двух картин Пахомова Алексея Федоровича, Народного художника СССР (1900 – 1973 г. г.)
(из фондов ОМИИ)
Орёл
2024 год
Художник родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в глухой деревне Варламово Вологодской губернии в крестьянской семье. С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых) был направлен в Начальное училище в город Кадников. А в 20-е годы XX века учился в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (тогда ВХУТЕМАС) и в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (тогда ВХУТЕИН), прошел через увлечения современными течениями в искусстве, в поиске "стиля эпохи", менял учебные заведения, мастерские, педагогов. Однако для Пахомова, как и для многих художников его поколения, настоящая учеба началась лишь после окончания института, в Государственном издательстве. За четыре десятилетия творческой деятельности художник создал многочисленные обширные циклы иллюстрационных рисунков, главным образом к детским книгам русских и советских писателей. Он известен также как живописец и большой мастер эстампа.
В фондах ОМИИ находятся 99 графических работ художника. Мы же представляем Вашему вниманию 2 живописные работы «Лето на даче» и «У водоема».
На фоне летнего пейзажа, на первом плане изображение светловолосого мальчика с удочкой в правой руке, в повороте в профиль вправо, стоящего на берегу водоема. На нем оливкового цвета рубашка и шорты, на ногах голубые туфли и зеленые носки. На втором плане река, уходящая в перспективу, слева растущая около берега осока. На заднем плане лес и серое небо.
На фоне летнего пейзажа на первом плане справа изображение светловолосого босого мальчика с удочкой в правой руке, стоящего на берегу реки в повороте 1/4 вправо. На нем белая рубашка навыпуск с длинным рукавом, серые штаны до колена. У его ног стоит стеклянная банка с водой. На втором плане справа заросли осоки около крутого берега, слева через реку поселок из одноэтажных домов, высокие сосны и голубое небо с белыми и розоватыми облаками.
Уже в ранний период определилась ведущая тема, вокруг которой в дальнейшем сплотились все художественные искания и достижения Пахомова – это дети. Их он рисовал виртуозно, с большим знанием и пониманием особенностей пластики движений детского тела, характерной мимикой. Создавал незабываемые образы озорных, веселых, лукавых, удивленных и таких милых его сердцу детей. Пахомов любил рисовать с натуры. Множество рисунков он сделал в детских садах, школах, пионерских лагерях, колхозах. Эти наброски, имея самостоятельное значение как произведения искусства, одновременно являлись огромным подспорьем в его работе над иллюстрациями.
Был момент, когда увлеченный идеей будущего слияния производства и искусства, оставил учёбу и пошел на Балтийский завод осваивать слесарное дело. Однако, именно там, когда к нему обратились с просьбой написать знамя с фигурами рабочего и красноармейца, Пахомов понял, что фигуративное искусство востребовано и вернулся на путь художника. Пахомов делал успехи в живописи, вместе с художниками А.Н. Самохваловым и В.В. Пакулиным входил в группировку "Круг художников".
А.Ф. Пахомов был первым, кого один из педагогов, Владимир Васильевич Лебедев, привлёк к работе в издательстве Детгиз. Начав работать в Детгизе, оставил писание картин, полностью отдавшись графике. Он был для Детгиза одним из художников первой величины. В его книжках-картинках "Коса", "Ведро", "Мастер-ломастер", "Лагерь", "Впереди всех", "От моря до моря" и других возникли и утвердились образы детей, всегда деятельных и увлеченных, прошедшие через всё его творчество. Он создал иллюстрационные циклы к книгам А. Гайдара, В. Каверина, Н. Тихонова, С. Маршака и Г. Круглова. На 1936 год приходятся две крупные работы, принадлежащие к числу лучших достижений не только самого Пахомова, но и всей советской иллюстрационной графики 1930-х годов: циклы рисунков к рассказу И. Тургенева «Бежин луг» и романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Пахомов иллюстрирует В. Маяковского, С. Михалкова, Е. Шварца, Н. Некрасова, Л. Толстого. Хорошо владея различными художественными материалами, Пахомов больше всего работал в своей любимой карандашной манере, совершенствуя ее и видоизменяя применительно к иллюстрируемому тексту.
Во время войны всю ленинградскую блокаду художник находился в осажденном городе. Несмотря на голод и артобстрелы, продолжал работать. Увиденное и пережитое воплотилось в пронзительную серию литографий "Ленинград в дни блокады".
Алексей Федорович преподавал в Ленинградском институте имени И.Е. Репина, руководил персональной мастерской станковой графики. Работы Пахомова хранятся в Государственной Третьяквской галерее, Государственном Русском музее, различных художественных и краеведческих музеях.А.Ф. Пахомов удостоен звания Народного художника СССР (1971 г.), стал Лауреатом Сталинской премии второй степени (1946 г.) и Государственной премии СССР (1973 г., посмертно).