Мы завершаем цикл мероприятий «Три императора из собрания Орловского музея изобразительных искусств». В заключении поговорим о Николае I.

Николай Павлович Романов, будущий император Николай I, родился 25 июня (6 июля по н.ст.) 1796 года в Царском Селе. Он стал третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Федоровны (фото 1). Николай не был старшим сыном, ни даже вторым, и поэтому не претендовал на престол. Его готовили к военной карьере. Воспитанием Николая и его младшего брата Михаила занимался генерал Ламздорф. Домашнее образование заключалось в изучении экономики, истории, географии, юриспруденции, инженерного дела и фортификации. Особый упор делался на изучение иностранных языков: французского, немецкого и латыни. В детстве Николай овладел игрой на флейте и брал уроки рисования, и это знакомство с искусством позволило ему в будущем считаться ценителем оперы и балета. С семи лет Николай стал брать настоящие систематические уроки рисования два часа в неделю. Первым учителем стал живописец И.А. Акимов. В 1810 году у великого князя появился новый учитель рисования и живописи профессор В.К. Шебуев. В путешествиях по России и за границей будущий император продолжил учиться рисованию. Так в 1816 году произошло знакомство со знаменитым «баталистом» А.И. Зауервейдом, мастером по изображению военных сцен и особенно лошадей. Под руководством нового учителя Николай Павлович создал серию рисунков под условным названием «Лошади и всадники» (фото 2 и 3). В Государственном архиве Российской Федерации хранится 14 подобных рисунков, выполненных на бумаге пером и чернилами. Всадники изображены статично, отличаются лишь военными формами, зато животные полны грации, показаны в движении и различных позах, с характерными «очеловеченными» выражениями глаз. Николай I был великолепным наездником. Известно его теплое отношение к этим грациозным животным. После восшествия на престол по его приказу в Царском Селе возвели Пенсионную конюшню для лошадей-ветеранов, а рядом с ней со временем появилось кладбище для «пенсионеров», где была похоронена любимая лошадь императора – Флора.

В июле 1817 года состоялась свадьба Николая Павловича с принцессой Фридерикой Луизой Шарлоттой Вильгельминой Прусской (в православии Александра Федоровна). В браке родилось семеро детей, старшим из которых стал сын, Александр. В большей степени это предопределило дальнейшую судьбу самого Николая, так как у императора Александра I и их брата Константина не было сыновей, вследствие чего Александр I выбрал наследником престола Николая. На годы правления Николая I выпало много испытаний. Но мы не будем касаться политических и экономических сторон его правления.

Эпоха Николая I характеризуется выдающимися достижениями в области науки, литературы, искусства. В эти годы писали Пушкин и Лермонтов. В это же время появились лучшие произведения Гоголя. В царствование Николая I сложились или начали свою литературную деятельность многие крупнейшие русские писатели: Тургенев, Достоевский, Толстой, Гончаров и др. Живопись представлена творчеством Брюллова, Айвазовского, Иванова, Тропинина и др., музыка – Глинкой, Даргомыжским и др.

Сам император был большим ценителем и знатоком живописи, с большим азартом занимался коллекционированием. Коллекции нидерландского короля Виллема II, французского маршала Сульта, русского дипломата Д.П. Татищева, галереи Барбариго (знатный патрицианский дворянский род Венеции), шедевры которых украшают Государственный Эрмитаж, были приобретены по его приказанию. Будучи за границей, Николай I посещал мастерские художников, заказывал и покупал скульптуры как русских, так и иностранных мастеров. Рядом с Зимним дворцом по его приказу было сооружено прекрасное здание Нового Эрмитажа – общедоступного музея, оснащенного по последнему слову музейной техники. Первый художественный музей в России торжественно был открыт 5 февраля 1852 года. Без сомнения, это стало гордостью, детищем императора и большим вкладом в культуру нашей страны, ведь до этого момента коллекции императорской семьи были доступны лишь для избранных. Посетив незадолго до смерти «Музеум» и окинув своим «инспекторским» взглядом величественные залы, император заметил: «Да, это действительно прекрасно». В начале февраля 1855 года Николай I заболел гриппом, несмотря на недомогание, вышел на военный парад без верхней одежды… Скончался император 18 февраля (2 марта по н.ст.) 1855 года. Похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

В Орловском музее изобразительных искусств находится живописная картина Николая Егоровича Сверчкова «Выезд Николая I из Петропавловской крепости» (фото 4), которая объединяет две страсти императора: живопись и любовь к лошадям. Произведение создано одним из лучших художников-анималистов того времени, который с 1840 года занимал место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности Сверчков создал целую галерею, представляющую породистых лошадей.

Данная работа поступила в 1921 году в Орловский историко-художественный музей из собрания М.А. Стаховича. На переднем плане картины бегущие лошади, везущие в санях императора Николая I. Кучер, устремив взор на лошадей, сосредоточенно правит вожжами. На голове императора каска с белым султаном из конского волоса, на передней части каски хорошо различим двуглавый орел, поверх одежды – пелерина с меховым воротником. На втором плане – Нева, Петропавловская крепость, постовой, провожающий взглядом императора. Небо затягивают свинцовые тучи, надвигающиеся со стороны Петропавловского собора. Эту картину можно увидеть в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств в зале Академической живописи середины XIX века Русского искусства второй половины XIX века.

Материал подготовлен научным сотрудником ОМИИ Е.В. Сергиенко с использованием информации из открытых источников.

На фото:

  1. Портрет великого князя Николая Павловича. Миниатюра 1806. А. Рокштуль 1863
  2. Собственноручный рисунок великого князя Николая Павловича
  3. Собственноручный рисунок великого князя Николая Павловича
  4. Выезд Николая I из Петропавловской крепости - Н.Е. Сверчков (1817-1898). Последняя треть XIX века. Холст, масло. Орловский музей изобразительных искусств